• Разъяснительно-предупредительная работа с неплательщиками за ЖКУ

    27 ноября 2015

    Разъяснительно-предупредительная работа с неплательщиками за ЖКУ

    Автор: С.В. Полыганов, директор УК; А.К. Лазарев, преподаватель кафедры "Правовое регулирование строительства и ЖКК" ГАСИС НИУ ВШЭ, МАИС

    Нормы права и судебная практика по вопросу взыскания задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги служат основанием для проведения разъяснительной работы с жителями по недопущению возникновения задолженности за ЖКУ.
    Главный аргумент: нарушение закона с неизбежностью влечет за собой наказание. Самый нежелательный момент работы с неплательщиками – переход от просрочки оплаты обязательных платежей к систематической неуплате. С неплательщиками надо начинать работать на следующий день после просрочки платежа, т. е. с 11-го числа текущего месяца. Дисциплина платежей находится в прямой зависимости от угрозы неминуемого наказания (пени, арест имущества, ограничение в предоставлении коммунальных услуг, выселение). Если у семьи в указанный срок возникает вопрос – платить или не платить, то под угрозой наказания она должна выбрать вариант погашение задолженности. Ниже приведены уже отработанные способы борьбы с неплатежами.
    При проведении разъяснительной работы следует обратить внимание потребителей на доступность различных форм оплаты ЖКУ: платежные терминалы, отделения банков, банкоматы, отделения ФГУП Почта России, онлайн платежи и т. п.
    В платежных документах целесообразно размещать крупным шрифтом суммы просроченной задолженности и (или) выпускать цветные квитанции (красные квитанции должников свыше трех месяцев).
    Пример
    Управлениями ФССП России по Республике Марий Эл и по Калининградской области организовано размещение на оборотной стороне квитанций уведомлений для должников, имеющих задолженность, о возможном применении к ним мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Закон № 229-ФЗ).
    Управлением ФССП России по Алтайскому краю в ходе совещания с управлением Алтайского края по ЖКХ принято решение о размещении в общественных местах, организациях, оказывающих коммунальные услуги, в подъездах жилых домов по согласованию с УО листовок с информацией о способах погашения имеющейся задолженности по ЖКУ и о негативных последствиях неисполнения судебных решений, в т. ч. выселении, отключении электроэнергии и т. д.
    Следующие действенный способ - предложение (открытая оферта) о заключении соглашения по предоставлению рассрочки оплаты задолженности за ЖКУ с приостановлением взимания пеней. Многие УО активно пользуются этим, направляя неплательщику письменное сообщение о наличии задолженности с требованием погасить долг и предложением о заключении соглашения на рассрочку.
    Следует пользоваться и обязанностью потребителей оплачивать пени за несвоевременное внесение платы за ЖКУ. Начисление пеней за просрочку платежа осуществляется на основании п. 14 ст. 155 ЖК РФ: "Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно".
    В настоящее время довольно активно применяется такой метод, как опубликование списка квартир, где проживают граждане, не исполнившие свои обязательства по оплате ЖКУ.
    Применение же такой меры психологического воздействия, как опубликование фамилий должников в СМИ, может обернуться судебными разбирательствами. Опубликование персональных данных неплательщиков приведет к нарушению требований Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Распространение персональных данных может быть осуществлено оператором по обработке персональных данных только с согласия неплательщика. В судебной практике есть примеры, когда должники подавали исковые заявления в суд о защите чести и достоинства и подрыве деловой репутации и суды выносили решения в пользу заявителей. Истцы отстаивали, что неисполнение обязательств по выплате заработной платы работодателем является основанием не считать их неплательщиками. Временные финансовые трудности и так наносят им нравственные страдания, а опубликование их фамилий подрывает их деловую репутацию, препятствует трудоустройству.
    Не стоит забывать и о том, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч. 2 ст. 69 ЖК РФ) и пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 3 ст. 31 ЖК РФ).
    http://www.gkh.ru/journals/2707/101567



  • Какие новые коммунальные платежи появятся в этом году.

    11 января 2015

    Какие новые коммунальные платежи появятся в этом году

    11 Января 2015
    Коммунальные тарифы в среднем по стране в 2015 году вырастут на 8,7 процента, что ниже уровня ожидаемой инфляции. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал замминистра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис.
    Он напомнил, что в наступившем году в платежках появится новая строка - "вывоз мусора".
    "Это не вызовет никакого суммарного повышения нашей квитанции, потому что мы за это сегодня по факту и так платим - только не известно сколько и неизвестно куда уходят эти деньги, - отметил он. - Наоборот, многие люди будут платить меньше, так как расчет будет сделан не исходя из занимаемой площади, а исходя из количества проживающих россиян".
    Источник:  http://www.rg.ru
  • Госдума вводит запрет на рекламу на платежках за услуги ЖКХ

    5 декабря 2014

    Госдума вводит запрет на рекламу на платежках за услуги ЖКХ

    Госдума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает размещение рекламы на платежных документах, предназначенных для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг.
    Из-за рекламы на документах не умещается важная информация, а граждане попадаются на удочку мошенников, объясняют депутаты.
    Представляя проект, депутат Дмитрий Литвинцев (ЛДПР) сообщил, что "депутатам много жалоб поступает от избирателей на то, что на платежных квитанциях очень много разной рекламы и разной информации, которая не связана с оплатой коммунальных услуг".
    Из-за размещения рекламы на платежках не умещается важная информация - иногда это относится к сведениям, подлежащим обязательному включению в такие документы. Речь о начисленной плате за коммунальные услуги, а также о справочной информации, которая "расшифровывает" для потребителя платеж. Однако зачастую в целях экономии места именно для размещения рекламы вся информация, которая является обязательной, печатается самым мелким шрифтом и оказывается нечитаемой для некоторых категорий граждан - например, пенсионеров, людей с нарушением зрения.
    Кроме того, граждане, по словам Литвинцева, очень часто становятся "жертвами мошенников, которые на платежных документах размещают некую как бы рекламную информацию".
    Имеется и судебная практика по вопросу размещения рекламы на платежных документах. Суды признают такую рекламу ненадлежащей и противоречащей правилам предоставления коммунальных услуг, говорится в пояснительной записке к документу.
    Источник: ЗАО "Центр муниципальной экономики


  • Об изменении стандарта раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами

    10 июня 2014

    Об изменении стандарта раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами

    Журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", № 06, 2014

    Автор: И.В. Генцлер, руководитель жилищного сектора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»

    Основополагающие документы современного жилищного законодательства приняты достаточно давно. Жизнь вносит свои коррективы. Уже накоплен опыт применения, выявились узкие места, назрела необходимость изменений. Это осознают все субъекты данных отношений. Однако порой, движимые праведным устремлением защитить собственников жилых помещений, разработчики нормативно-правовой базы идут на поводу популистских настроений и предлагают изменения существующих документов, ухудшающие и без того находящиеся только на этапе становления рыночные отношения в жилищно-коммунальном секторе.

    Во исполнение п. 1.2 Комплекса мер, направленных на информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утв. Заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Козаком от 28.05.2013 № 2922п-П9, Минстрой России разработал предложения по изменению Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Специалисты Фонда «Институт экономики города», изучив предлагаемый проект постановления Правительства РФ, считают, что его принятие ухудшит ситуацию с предоставлением информации потребителям жилищно-коммунальных услуг.

    Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт), утвержден Правительством РФ в постановлении от 23.09.2010 № 731 в соответствии с полномочиями, предоставленными ему ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Исходя из положений Жилищного кодекса РФ, Стандарт должен содержать требования к раскрытию информации:

    - об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации;

    - оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и условиях их оказания и выполнения, об их стоимости;

    - ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

    Кроме того, Стандарт должен устанавливать особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, в отношении товарищества собственников жилья (далее – товарищество, ТСЖ) либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией).

    Проект постановления о внесении изменений в Стандарт (далее – Проект) фактически меняет его концепцию, приводя к значительным несоответствиям Жилищному кодексу РФ.

    Ряд положений Проекта влечет существенное превышение требований Жилищного кодекса РФ к объему раскрываемой информации. И в то же время из Стандарта исключается наиболее важная для потребителей информация.

    Например, в соответствии с действующей редакцией информацию обязаны разместить организации, осуществляющие деятельность по договору управления многоквартирным домом, а Проект неправомерно предлагает расширить этот список за счет договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме – деятельность по управлению многоквартирными домами не может осуществляться на основании договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

    Проектом изменений предлагается обязать управляющую организацию (а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив) раскрывать информацию, не связанную с самой управляющей организацией и ее услугами и работами, как то: общие сведения о каждом многоквартирном доме, управление которым (или содержание и ремонт которого) осуществляет управляющая организация или товарищество, кооператив (включая характеристику МКД, информацию об основных конструктивных элементах дома и т. п.); сведения об использовании общего имущества собственников помещений; сведения о планируемых и проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах в случае участия в данных собраниях представителей управляющих организаций.

    Жилищный кодекс РФ и действующая редакция Стандарта регламентируют раскрытие информации о субъекте деятельности по управлению многоквартирными домами, т. е. об управляющей организации либо ТСЖ (кооперативе). Информация об объекте деятельности – многоквартирном доме – раскрывается лишь в той степени, в которой это непосредственно связано с получением информации о субъекте управления (договор, план работ, отчет о выполнении плана, случаи снижения платы за содержание и ремонт общего имущества или коммунальные услуги). Включение же в состав раскрываемой информации дополнительных сведений об объекте управления противоречит установкам Жилищного кодекса РФ в отношении раскрытия информации о субъекте управления многоквартирными домами. Помимо прочего, характеристика и информация о конструктивных элементах многоквартирного дома не решает задачи обеспечения прозрачности деятельности управляющих организаций и ТСЖ, так как не задает видимой корреляции между деятельностью и состоянием управляемого дома.

    Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в данном доме. Управляющая организация не вправе раскрывать информацию о чужом имуществе, если таковое не установлено федеральным законом или не поручено собственниками имущества. В соответствии с подп. «а» п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, состав общего имущества в МКД определяется собственниками помещений в таком доме, а не управляющей организацией. То есть информация о составе общего имущества в многоквартирном доме не является информацией самой управляющей организации. Из положений ч. 10 ст. 162 ЖК РФ следует, что данная информация является частью технической документации на многоквартирный дом и передается управляющей организацией другим лицам на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме при изменении способа управления, при окончании срока договора управления многоквартирным домом. Это свидетельствует о том, что информация об общем имуществе в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в таком доме, и управляющая организация не вправе распоряжаться ею, в т. ч. передавать иным лицам (тем более неограниченному кругу лиц) без поручения собственников общего имущества или требования, установленного федеральным законом. Сведения об использовании общего имущества (фактически о получении собственниками помещений доходов от принадлежащего им имущества) тем более не могут передаваться управляющей организацией неограниченному кругу лиц без соответствующего решения собственников помещений. Проведение общих собраний – это обязанность собственников помещений, а не управляющей организации. Управляющая организация не может планировать проведение общих собраний и отчитываться за их проведение. Представители управляющей организации могут только присутствовать на общем собрании собственников помещений (с разрешения или по приглашению председателя собрания), могут быть докладчиками, но участниками такого общего собрания считаются только сами собственники помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация не является лицом, которое хранит и передает третьим лицам протоколы общих собраний, если такое решение не принято общим собранием собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ). Направлять ли какому-то лицу, кроме собственников помещений в многоквартирном доме, решения (протоколы) общего собрания – определяют собственники помещений, а не управляющая организация

    Таким образом, раскрытие управляющей организацией предлагаемой Проектом информации противоречит Жилищному кодексу РФ, нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме и не может быть обязательным для управляющей организации, товарищества собственников жилья, кооператива в соответствии с постановлением Правительства РФ.

    Действующая редакция Стандарта определяет состав раскрываемых сведений по каждому виду информации, указанной в ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. При этом Стандарт фактически определил, какая информация относится к деятельности управляющей организации в целом и может представлять интерес для неограниченного круга лиц, а какая информация необходима прежде всего собственникам помещений, потребителям услуг управляющей организации (ТСЖ, кооператива) в каждом отдельном многоквартирном доме.

    Предлагаемое Проектом исключение из Стандарта информации об услугах и работах управляющей организации (перечня, описания содержания каждой услуги и работы, показателей качества, стоимости в расчете на единицу измерения), а также условий оказания услуг и выполнения работ (проекта договора управления) – чрезвычайно важное концептуальное изменение.

    С полным текстом статьи вы сможете ознакомиться в №6 2014 журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"