Жилищным законодательством не предусмотрено применение повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению

Главная » Справочник по ЖКХ » Тарифы ЖКУ
    17 июля 2014  |  Просмотров: 604
Жилищным законодательством не предусмотрено применение повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению

14 июля 2014 г.

Информационным письмом ФСТ России от 07.07.2014 № СЗ-7269/5 "По вопросу установления и применения повышающих коэффициентов к тарифам на тепловую энергию при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета" со ссылкой на нормативные правовые акты сообщается, в частности, что при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии или теплоносителя в случае его обязательности к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в размере, равном 1,01.

Договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии или теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или ТСЖ либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями.

По мнению ФСТ России, применение таких повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению жилищное законодательство не устанавливает.

Источник: http://www.gkh.ru/



Административная ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления

Главная » Справочник по ЖКХ » Судебная практика
    3 июля 2014  |  Просмотров: 1450
Административная ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления

Журнал "Практика муниципального управления", № 06, 2014

Автор: С.В. Образцова, юрист, специалист 1 категории администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края

Тема: Судебная практика

Привлечение органов местного самоуправления к административной ответственности создает проблемы в сфере осуществления муниципального управления, помехи в текущей работе органов местного самоуправления, оборачивается длительными судебными спорами, штрафные санкции обедняют и без того скудные бюджеты муниципальных образований. В связи с этим при принятии решения или совершении действий должностным лицам и органам местного самоуправления важно понимать и осознавать реальную возможность соблюдения тех норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность.

Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления

Местное самоуправление есть право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения, так определяет Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 г. в Страсбурге и ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.

Конституция РФ гарантирует и признает самостоятельность местного самоуправления. В то же время организационно обособленное муниципальное управление через созданные органы местного самоуправления не исключает его из общей системы управления. Поэтому существуют определенные правовые рамки, создаваемые органами государственной власти, в первую очередь в виде контроля за реализацией полномочий в решении вопросов местного значения конкретной территории. Это позволяет рассматривать деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц в совокупности с таким понятием, как ответственность.

Статья 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечень субъектов, перед которыми органы местного самоуправления и должностные лица несут ответственность, это население, государство, физические и юридические лица.

Ответственность в сфере муниципального управления принято рассматривать как неблагоприятное последствие принятия органами местного самоуправления и их должностными лицами противоправных решений, а также ненадлежащего осуществления своих функций.

По отраслевому уровню традиционно различают четыре основные вида ответственности – уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную. Их наступление определяется соответственно Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Гражданским кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, законодательством о муниципальной службе.

Из всех перечисленных видов ответственности к самой распространенной на сегодняшний день в сфере муниципального управления следует отнести административную. Это связано в первую очередь с тем, что органы местного самоуправления являются участниками большого количества правоотношений, складывающихся в процессе реализации функций при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.

Административная ответственность: основания наступления

Как устанавливается в п. 1.1 ст. 1 КоАП РФ, основополагающим законодательным актом об административных правонарушениях является КоАП РФ, а также принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Несмотря на такую законодательную установку, нельзя не упомянуть о нормах, с одной стороны, прямо регулирующих административную ответственность, а с другой – применяемых независимо от КоАП РФ. Это налоговые правонарушения, установленные Налоговым кодексом РФ и составы правонарушений в бюджетной сфере, установленные Бюджетным кодексом РФ, но не включенные в КоАП РФ. Многие практики считают, что такое положение создает некоторые трудности в правоприменительной практике и законодательно нецелесообразно.

Говоря о противоправности деяния в рамках административного законодательства, хотелось бы сказать и о том, что наступление административной ответственности, выражающееся в нарушении законодательных норм и правил, предусматривается на уровне отраслевого федерального законодательства.


Пример

Административная ответственность в сфере градостроительной деятельности, регулируемой Градостроительным кодексом РФ, наступает за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ст. 9.4 КоАП РФ), нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ) и т. д.

За нарушения законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности административная ответственность предусмотрена в соответствующих статьях гл. 11 «Административные правонарушения на транспорте» и гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ.


К основаниям наступления административной ответственности следует относить наличие:

- конкретной нормы права в действующем законодательстве, которая формирует состав административного правонарушения;

- административного правонарушения.

В КоАП РФ административное правонарушение определено как «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица». Следуя данному определению, административное правонарушение как деяние может быть выражено в двух формах: действии и бездействии, т. е. активном либо пассивном невыполнении обязанности или законного требования.

Признаки административного правонарушения

Обязательными признаками административного правонарушения выступают противоправность и виновность.

Противоправным действием либо бездействием нарушается конкретная норма права. Суть противоправности в том, что совершается действие, запрещенное правовой нормой, или не совершается действие, предписанное законодательным либо нормативным правовым актом.

Таким образом, не может быть признано административным пра­вонарушением деяние, если при этом не были нарушены нормы права, следовательно, и наступление административной ответственности исключается.

В то же время противоправное деяние может не связываться правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.


Пример

В случае привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) таких требований, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.


Обязательным условием привлечения к административной ответственности является наличие вины. По общему правилу вина отражает субъективное психическое отношение лица к совершаемому противоправному деянию и последствиям такого деяния.

Вина должностного лица существует в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Если должностное лицо сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), предвидело негативные последствия, при этом желало их наступления либо сознательно их допускало, следует говорить о правонарушении с прямым умыслом. В случае когда лицо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично, правонарушение считается совершенным с косвенным умыслом.


Пример

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), ответственность за которое предусматривается ст. 19.5 КоАП РФ, относится к правонарушению, совершенному с прямым умыслом. При этом следует учитывать, что если при рассмотрении административного дела в судебном порядке не будет установлено наличие прямого умысла невыполнения предписания, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения. Если должностным лицом приняты все необходимые меры по исполнению предписания (изданы соответствующие муниципальные акты, заключены необходимые договоры с предприятиями и учреждениями, выданы необходимые предписания и т. д.), прямой умысел вменяемого правонарушения исключается.

К административным правонарушениям, характеризующимся косвенным умыслом, можно отнести нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов, ответственность за которое предусматривается ст. 5.48 КоАП РФ.


Административное правонарушение, совершенное умышленно, носит более социально опасный характер, нежели совершенное по неосторожности. Неосторожная форма вины имеет две направленности – легкомыслие и небрежность. Суть неосторожной вины заключается в том, что лицо, совершая деяние, не осознает его противоправности, однако при должной осмотрительности должно предвидеть наступление негативных последствий. Возможность должностного лица предвидеть такие последствия зависит от объективных условий, в которых оно находилось. Кроме того, существенную роль играет и характер выполняемых должностных обязанностей.


Пример

Прямое указание на неосторожную форму вины КоАП РФ содержит в ст. 9.10, которая предусматривает ответственность за повреждение тепловых сетей и топливопроводов.


Немало в КоАП РФ правовых норм, предусматривающих возможность двух форм вины.


Пример

При нарушении порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ ответственность характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.


В силу положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ наличие умысла или неосторожности должно не предполагаться, а быть доказано.

Лицо не может считаться виновным, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Презумпция невиновности как один из основополагающих принципов административной ответственности установлен ст. 1.5 КоАП РФ.

Таким образом, отсутствие виновности как элемента состава административного правонарушения исключает дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

В ст. 28.1 КоАП РФ содержится перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, это, в частности, наличие:

- достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения;

- материалов, содержащих такие данные, заявлений и сообщений физических и юридических лиц, а также средств массовой информации.

Выделяют также две важные особенности, которые должны быть соблюдены для возбуждения дела об административном правонарушении:

- решение о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть принято уполномоченным на то должностным лицом;

- административное правонарушение должно быть квалифицировано. Квалификация административного правонарушения относится к деятельности административного органа и суда по установлению соответствия совершенного противоправного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения.

Следует отметить, что не каждое дело об административном правонарушении заканчивается назначением и исполнением административного наказания. В практике муниципального управления производство по делу об административном правонарушении прекращается в основном по двум обстоятельствам из ряда установленных ст. 24.5 КоАП РФ – отсутствие события и состава административного правонарушения.

Отсутствие события административного правонарушения

Об отсутствии события административного правонарушения можно говорить, когда отсутствует сам факт наличия деяния, которое может квалифицироваться как административное правонарушение. В соответствии с законодательной установкой деяние должно быть соотнесено с конкретной правовой нормой и иметь такой признак, как противоправность.


Пример

Производство по административному делу в отношении органов местного самоуправления, привлекающихся к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ за бездействие по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений, а значит, и по содержанию и использованию средств индивидуальной защиты, должно быть прекращено за отсутствием события правонарушения в случае, если муниципальное образование не относится к группе территорий по гражданской обороне (постановление Правительства РФ от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне»).


Вопрос наличия события административного правонарушения – основной вопрос, подлежащий доказыванию при рассмотрении дела. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).

К доказательствам отсутствия либо наличия события правонарушения можно отнести протокол об административном правонарушении, объяснения лиц, в т. ч. в письменном виде, показания свидетелей, заключения экспертов, фото-, видеодокументы, справки, заключения и т. д.

Отсутствие состава административного правонарушения

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность субъективных и объективных признаков, установленных нормой права и достаточных для признания деяния конкретным правонарушением.

Состав административного правонарушения должен содержать четыре обязательных элемента, отсутствие одного из которых исключает административную ответственность.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в №6 2014 журнала "Практика муниципального управления"




Изменение порядка финансирования капитального ремонта МКД

Главная » Справочник по ЖКХ » Федеральное законодательство
    8 июня 2014  |  Просмотров: 810
Изменение порядка финансирования капитального ремонта МКД
Журнал "Управление многоквартирным домом", № 06, 2014
Автор: В.А. Гассуль, канд. экон. наук, почетный строитель России (Санкт-Петербург)

Изменения, внесенные в Жилищный кодекс
Один из важных факторов, влияющих на результат деятельности управляющих организаций (УО) по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах (ОИ МКД), – своевременно и качественно выполненный капитальный ремонт (КР). Именно поэтому УО должны быть в курсе всех изменений, которые происходят в организации и финансировании капитального ремонта МКД, и определить свою роль и место в его подготовке и проведении. В особой степени это относится к ТСЖ и ЖСК, которые при соответствующем решении собственников помещений могут осуществлять функцию заказчика КР.
Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ (Федеральный закон № 271-ФЗ) в Жилищный кодекс был введен новый раздел IX, кардинально меняющий организацию проведения КР ОИ МКД и порядок его финансирования.
Подготовка и реализация этого закона потребовала от субъектов РФ значительных усилий и финансовых затрат.
Однако к моменту завершения всей подготовительной работы вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 417-ФЗ). Изменения затронули прежде всего перечень работ по КР, представленный в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. Законодатель исключил из этого перечня работы по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую, устройству выходов на кровлю, установке общедомовых приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов. В то же время в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ субъектам РФ предоставлено право в своих нормативных правовых актах не исключать указанные работы из перечня работ по КР, а также включать в этот перечень другие работы.
В этом вопросе имеется определенное противоречие. С одной стороны, законодатель считает указанные работы необходимыми для нормальной эксплуатации МКД. Это косвенно подтверждается его первоначальным решением и полностью – документами Фонда содействия реформированию ЖКХ (Фонд), к которым законодатель обращается, внося изменения в вопрос финансирования КР. Кроме того, следует вспомнить, что, например, обязательная установка общедомовых приборов учета потребления ресурсов была предусмотрена законодательством Российской Федерации. С другой стороны, законодатель возложил решение вопроса о рассматриваемых работах на субъекты РФ, формально исключив эти работы из перечня работ по КР.
В редакции Федерального закона № 417-ФЗ перечень работ и (или) услуг по КР ОИ МКД, выполнение которых финансируется за счет средств фонда КР, сформированного исходя из минимального размера взноса на КР, включает ремонт:
- внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
- крыши;
- подвальных помещений, относящихся к общему ОИ МКД;
- фасада;
- фундамента МКД.
В Федеральном законе № 417-ФЗ имеются поправки, касающиеся прав субъектов РФ не включать в региональную программу КР МКД с износом основных конструктивных элементов свыше 70% и по другим признакам.
Закон увеличивает максимальный срок решения об определении способа формирования фонда КР с двух до шести месяцев и возникновения обязанности у собственников помещений по уплате взносов на КР с четырех до восьми месяцев с момента утверждения региональной программы КР. Однако окончательные сроки принимают субъекты РФ, и во многих регионах эти сроки уже приняты.
Затронут вопрос о предельных индексах размера платы за коммунальные услуги, который будет решаться Правительством РФ и субъектами РФ.
Существенным можно считать дополнение к п. 5 ст. 189 ЖК РФ, согласно которому собственники помещений в МКД выбирают «лицо, которое от имени всех собственников помещений МКД уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по КР, в т. ч. подписывать соответствующие акты».
ТСЖ и ЖСК обеспечивают выбор указанного лица и оказывают ему всяческое содействие.
УО могут наладить деловые контакты с таким лицом, выбор которого обеспечивают региональные операторы. В вопросах сроков и качества работ по КР интересы собственников помещений и уполномоченного ими лица совпадают с интересами УО. Этим обстоятельством следует в полной мере воспользоваться.
Рассматривая влияние поправок к Жилищному кодексу на организацию проведения КР в 2014 г. по новым правилам, установленным разделом IX ЖК РФ, можно заключить, что явно несвоевременное изменение перечня работ по КР затруднило работу субъектов РФ. Например, в Санкт-Петербурге еще 11.12.2013 был принят закон № 600-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга», в котором перечень работ по КР определялся ссылкой на ст. 166 ЖК РФ, в которую теперь внесены изменения.
В изменениях к Жилищному кодексу не нашел должного отражения вопрос качества работ. Лицо, уполномоченное на приемку работ, не наделено правами проверки качества принимаемых материалов и работ в процессе их производства. Орган местного самоуправления не наделен правом отказаться от согласования акта приемки работ по КР по причине их низкого качества или неполного выполнения (п. 12 ст. 20.1 Федерального закона № 417-ФЗ).
И наконец, как в положениях Жилищного кодекса, так и в изменениях к нему ничего не сказано об участии в КР МКД УО. В то же время именно эти компании, а не региональные операторы больше всех заинтересованы в качественном выполнении КР, ибо именно им предстоит эксплуатировать дома после производства ремонтных работ. Кстати, даже в подготовке дома к КР нельзя обойтись без УО, которые поддерживают связь с жильцами, могут предоставить подвальные помещения для складирования материалов и производства заготовительных работ, источники подключения водопровода, отопления и электроснабжения и т. п.
Можно предположить, что фактическое отстранение УО от участия в КР, в первую очередь от приемки ремонтных работ, является непродуктивным решением, требующим пересмотра и корректировки.
Изменение, внесенное в порядок финансирования КР
В Федеральном законе № 417-ФЗ представлено решение об изменении порядка финансирования КР. Суть этого решения заключается в том, что в нем указан источник государственной поддержки КР за счет средств федерального бюджета и определены условия получения этой поддержки.
Решение, безусловно, важное и в условиях недостаточного финансового потенциала для КР у субъектов РФ и населения просто необходимое.

Более подробный обзор изменений законодательства по каптиальному ремонту МКД вы найдете в статье В.А. Гассуля, канд. экон. наук, почетного строителя России (Санкт-Петербург), в №6 2014 журнала "Управление многоквартирным домом"








Обзор судебной практики

Главная » Справочник по ЖКХ » Судебная практика
    5 июня 2014  |  Просмотров: 573

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвёртый квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.)

ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/hotlaw/federal/546546/





утверждены первые стандарты профессиональной деятельности в жилищной сфере

Главная » Справочник по ЖКХ » Федеральное законодательство
    12 мая 2014  |  Просмотров: 576
В Российской Федерации утверждены первые стандарты профессиональной деятельности в жилищной сфере
7.05.2014
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены первые стандарты профессиональной деятельности в жилищной сфере – стандарты специалиста по управлению жилищным фондом и специалиста по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома.
Профессиональные стандарты устанавливают обязательные характеристики квалификации, необходимые работнику для осуществления его профессиональной деятельности.
Напомним, разработка и утверждение профессиональных стандартов для сферы жилищно-коммунального хозяйства являются одной из задач, выполняемых в рамках реализации Плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций  жилищно-коммунального комплекса на 2013-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 года № 2077-р.
Фонд содействия реформированию ЖКХ является одним из исполнителей указанного Плана и участником межведомственной рабочей группы по вопросам кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Указанные профстандарты были разработаны Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) при активном участии Фонда, а также представителей профессионального  сообщества и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.  
Тексты утвержденных профессиональных стандартов в жилищной сфере - специалиста по управлению жилищным фондом и специалиста по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома, а также иные утвержденные профессиональные стандарты - размещены на официальном сайте Минтруда России: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov.
Управление по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ
http://www.fondgkh.ru/news/122412.html
Утвержденные профессиональные Стандартыps_specialist-po-upravleniju-zhilishhnym-fondom.doc [477 Kb] (cкачиваний: 278)ps_specialist-po-upravleniju-mnogokvartirnym-domom.doc [606.5 Kb] (cкачиваний: 335)ps_specialist-po-jekspluatacii-i-obsluzhivaniju.doc [457 Kb] (cкачиваний: 343)ps_specialist-po-jekspluatacii-truboprovodov-i.doc [364.5 Kb] (cкачиваний: 326)







ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: 1.Проект "Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края"; 2.Проект "Повышение общественной активности граждан в Приморском крае"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы