Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление

Главная » Справочник по ЖКХ » Судебная практика
    12 июля 2018  |  Просмотров: 21
10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах

  10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ закрепил право граждан экономить теплоэнергию. Слушание дела о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, абзацев 3 и 4 пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов состоялось 14 июня 2018 года. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Деминца Сергея Николаевича.
История вопроса
Сергей Деминец проживает в многоквартирном доме в Московской области. При вводе в эксплуатацию здание было оснащено коллективным прибором учета теплоэнергии, а также все жилые и нежилые помещения были оборудованы индивидуальными приборами учета. Со временем некоторые владельцы квартир демонтировали свои индивидуальные счетчики, в связи с этим к началу отопительного сезона в 2016 году управляющая компания произвела перерасчет за отопление. Собственники квартир стали платить за теплоэнергию по показаниям общедомового прибора учета - путем распределения потребленной всем домом теплоэнергии пропорционально площади помещений. Показания исправных счетчиков гр-на Деминца к расчету не принимались, и его коммунальные расходы возросли.
Требование заявителя произвести перерасчет начислений по отоплению с учетом переданных им показаний суды общей юрисдикции отклонили. 
Позиция заявителя
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 17 (часть 3), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ. Они ставят права и законные интересы всех собственников дома в зависимость от поведения недобросовестных владельцев помещений, не обеспечивших сохранность индивидуального прибора учета тепла. Это позволяет одной части собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащаться за счет соседей. Гр-н Деминец полагает, что таким образом причиняются убытки добросовестным и законопослушным собственникам помещений, которые лишаются возможности самостоятельно определять способ справедливого распределения платы за коммунальные услуги.
Позиция Суда
Эксплуатация многоквартирного дома связана с расходом энергетических ресурсов, направленных как на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей помещений, так и на общедомовые нужды. В целях защиты экологии и экономии расходов некоторые затраты можно снизить энергосбережением и в доме в целом, и в его отдельных помещениях. Для этого Правительство РФ приняло Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ, направленную на стимулирование развития систем учета коммунальных ресурсов (в частности, счетчиков) и утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Приоритетное значение приобрело правовое регулирование, учитывающее потребление тепла в отдельных помещениях. Однако некоторые положения данных Правил фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей, а также повлекли за собой рост потребления тепла, его перепроизводство и негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие экономических стимулов к обеспечению сохранности счетчиков является препятствием к достижению приоритетных целей и задач государства по энергосбережению. Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла. Это нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов. Соответственно, оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.
Дело заявителя подлежит пересмотру.
 
Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик РУДКИН Юрий Дмитриевич

http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3424



Новая норма о формировании земельного участка под МКД

Главная » Справочник по ЖКХ » Федеральное законодательство
    6 июля 2018  |  Просмотров: 37
Новая норма о формировании земельного участка под МКД

03 июля 2018 г. подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон № 191-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" о внесении изменений в п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — ФЗ № 189), согласно которым теперь любой собственник помещения в многоквартирном доме сможет обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Отметим, что поводом для внесения изменений послужило признание Конституционным Судом Российской Федерации еще в 2010 году пункта 3 статьи 16 ФЗ № 189 частично неконституционной нормой в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. №12-П).
Изменения вступают в силу 14 июля 2018 г.
Скачать Федеральный закон от 03.07.2018 № 191-ФЗ 191fz-03.07.2018g..pdf [46.58 Kb] (cкачиваний: 19)

https://acato.ru/news/20180705/novaya-norma-o-formirovanii-zemelnogo-uchastka-pod-mkd?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=168095689



О нюансах заключения прямых договоров между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями

Главная » Справочник по ЖКХ » Федеральное законодательство
    18 мая 2018  |  Просмотров: 61
О нюансах заключения прямых договоров между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями

 3 апреля 2018 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, позволяющие собственникам помещений в МКД заключать договоры предоставления коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
(письмо Минстроя России от 4 мая 2018 г. № 20073-АЧ/04).Скачатьpismo-minstroja-rf-ot-04.05.2018-n-20073-ach_04.rtf [130.31 Kb] (cкачиваний: 48)


Эксперты определили, с помощью каких мер можно повысить энергоэффективность жилых домов

Главная » Справочник по ЖКХ » Энергосбережение и энергоэффективность
    15 мая 2018  |  Просмотров: 30
Эксперты определили, с помощью каких мер можно повысить энергоэффективность жилых домов

Согласно принятому в апреле комплексному плану мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации (далее – План; утвержден распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 г. № 703-р) в этом году профильные министерства должны, в частности:
* оценить целесообразность введения обязательного требования по установке в многоквартирных домах общедомовых и индивидуальных приборов учета энергоресурсов, оснащенных системами дистанционного сбора и передачи данных в ГИС ЖКХ, то есть введения автоматизированной системы учета потребляемых ресурсов, доступ к которой получат и потребители, и поставщики;
* подготовить предложения по оснащению МКД, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, индивидуальными тепловыми пунктами (так называемыми системами погодного регулирования) – оборудованием, которое автоматически регулирует потребление тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, а также поддерживает заданную температуру в системе горячего водоснабжения.
Как отметил в ходе состоявшегося 11 мая в Госдуме круглого стола, посвященного перспективам повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, введение системы автоматизированного учета на каждом этапе поставки энергоресурсов – единственный способ получить достоверную информацию об объеме потребляемых ресурсов. А на основании полученных таким образом данных можно будет более точно определять, какую нагрузку нужно давать на обеспечивающее подачу энергии оборудование, и не расходовать ресурсы без необходимости. Кроме того, по мнению эксперта, введение системы, позволяющей фиксировать не только объем, но и время потребления ресурсов, позволит ввести тарифные планы. "Мы сможем дать потребителю новую возможность: выбирать тарифный план как в сотовой связи – в зависимости от того, когда, какие и сколько услуг он потребляет. Например, свой тарифный план должен быть для тех, кто поздно возвращается с работы и потребляет воду и электроэнергию поздно вечером или ночью", – пояснил замминистра.
По словам директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Дмитрия Вахрукова, окончательное решение об обязательности применения автоматизированных систем учета энергоресурсов будет принято в течение ближайших трех месяцев, а об установлении критериев необходимости установки индивидуальных тепловых пунктов в МКД – не позднее III квартала текущего года. В то же время он подчеркнул, что ключевую роль в повышении энергоэффективности играют замена оборудования, труб, утепление стен и т. д., что требует значительных финансовых расходов. Поэтому крайне важным представляется принятое Правительством РФ решение о возобновлении финансирования реализуемых регионами мероприятий по повышению энергоэффективности. В связи с этим Минэкономразвития России подготовило и уже направило в кабинет министров свои предложения о двух вариантах такого финансирования.
Первый – софинансирование региональных программ капитального ремонта в части мероприятий по повышению энергоэффективности. По предварительным расчетам министерства, на эти цели может направляться около 23 млрд руб. ежегодно. "Эти деньги можно использовать в трех направлениях: повысить привлекательность данных процессов для граждан и снизить им коммунальные платежи за счет господдержки, направить кредитным организациям, уменьшив тем самым риски финансирования энергосервиса, либо отдать самим энергосервисным организациям, чтобы увеличить рентабельность процесса", – сообщил Дмитрий Вахруков.
Второе возможное направление финансирования – поддержка региональных программ повышения энергоэффективности. Предполагается, что средства будут распределяться в порядке конкурса между регионами, которые предложат максимальное возможное снижение объема потребления ресурсов за определенную сумму.
Стоит отметить, что Планом предусмотрены также меры по популяризации такого инструмента повышения энергоэффективности, как заключение энергосервисных контрактов (ст. 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Предполагается, например, упростить процедуру их заключения, создавать специализированные организации для проведения подготовительных работ перед заключением контрактов и т. д. Для того же, чтобы применять этот инструмент для повышения энергоэффективности МКД, следует скорректировать порядок принятия собственниками помещений в доме решений о заключении энергосервисных договоров [как сообщил Андрей Чибис, Минстрой России уже внес в правительство соответствующий законопроект. – ГАРАНТ.РУ] и предоставить право на их заключение региональным операторам капитального ремонта, считают участники круглого стола. Кроме того, необходимо уточнить порядок внесения платежей по контракту собственниками помещений в МКД, в том числе теми, кто имеет льготы по оплате коммунальных услуг.
В заключение глава Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская отметила, что обеспечить обязательное использование энергосберегающих технологий при строительстве и эксплуатации жилья позволит заключение контрактов жизненного цикла (п. 16 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Ее мнение поддержал Андрей Чибис, подчеркнув, что если жилье строится с привлечением государственных инвестиций, заключение контрактов жизненного цикла и установление повышенных требований к энергоэффективности домов должно быть обязательной опцией. Для этого, однако, следует как минимум внести работы по проектированию, строительству и эксплуатации МКД в перечень случаев, когда контракт жизненного цикла может быть заключен (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1087).

Не исключено, что мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности МКД, получат более широкое применение после установления дифференцированных налоговых ставок на объекты недвижимого имущества в зависимости от того, к какому классу энергетической эффективности они относятся, – такая перспектива также предусмотрена Планом.



Минстрой России упростит процедуру энергосервиса

Главная » Справочник по ЖКХ » Энергосбережение и энергоэффективность
    11 мая 2018  |  Просмотров: 36

Минстрой России упростит процедуру энергосервиса
Минстроем России разработан проект федерального закона, благодаря которому число заключаемых энергосервисных контрактов может вырасти вдвое. Об этом 11 июня сообщил и.о. Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.
«Разработанный Минстроем России законопроект предусматривает упрощение процедуры заключения энергосервисного договора - контракта, в рамках которого за счет энергосервисной компании проводятся энергоэффективные работы, например, утепление фасадов или установка индивидуальных тепловых пунктов. Компенсация вложений происходит за счет возникающей экономии», - прокомментировал Михаил Мень.
Принимать решение о заключении такого контракта предлагается на общем собрании собственников простым большинством голосов. Требование законодательства о необходимости подписания энергосервисного договора каждым собственником помещений в отдельном многоквартирном доме может быть исключено.
«Сегодня энергосервисная компания должна подписать договор с каждым собственником, что зачастую делает энергосервис просто невозможным - квартира может сдаваться в аренду, собственник может просто отказываться принимать участие в подобных обсуждениях и так далее. Самый сложный этап энергосервиса - это убеждение собственников, что, конечно, существенно замедляет процесс модернизации жилья в нашей стране. Если решение о таких работах, как и все прочие решения в целом по дому, будут приниматься собранием собственников, то мы прогнозируем увеличение числа заключаемых контрактов не менее чем в два раза»,- уточнил и.о.Министра.
http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-uprostit-protseduru-energoservisa/




ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: 1.Проект "Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края"; 2.Проект "Повышение общественной активности граждан в Приморском крае"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы