• Госдума приняла в третьем чтении законопроект о страховании жизни волонтеров

    29 сентября 2022

    Госдума приняла в третьем чтении законопроект о страховании жизни волонтеров

    Закон начнет действовать с 1 января 2023 года.
    Благотворительность и добровольчество·28.09.2022
    По закону, если здоровью волонтера будет причинен вред, он получит компенсацию из федерального бюджета. Если он погибнет, деньги получат в равных долях его родственники. Конкретные суммы, условия и порядок их получения должно будет установить правительство.
    Вред здоровью может быть причинен при участии:
    – в ликвидации ЧС и их последствий;
    – в профилактике и тушении пожаров;
    – в поиске пропавших без вести;
    – в оказании помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий и иных катастроф;
    – в помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
    – в содействии при оказании медицинской помощи.
    Чтобы не было незаконного получения компенсаций, волонтерские организации хотят верифицировать (проверять на достоверность) в единой информационной системе.
    Этот законопроект на сайте «Одобрено» поддержали 4 562 человека. Председатель Ассоциации волонтерских центров и депутат Госдумы Артем Метелев в поддержку законопроекта снял фильм о том, почему важно, чтобы государство застраховало волонтеров — медиков, поисковиков и спасателей.
    https://www.asi.org.ru/news/2022/09/28/gosduma-prinyala-v-tretem-chtenii-zakonoproekt-o-kompensacziyah-volonteram-za-vred-zdorovyu/

  • С какими проблемами сталкиваются негосударственные поставщики соцуслуг

    28 сентября 2022

    С какими проблемами сталкиваются негосударственные поставщики соцуслуг

    К каким трудностям должна быть готова НКО, которая хочет стать исполнителем социальных услуг, и как эти сложности преодолеть.
    По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, доля негосударственных организаций социального обслуживания в России в 2022 году среди всех организаций соцобслуживания составила 23,42%. В 2021 году насчитывалось 1,3 тысячи негосударственных организаций-поставщиков соцуслуг, из них более 1,2 тысячи — НКО.
    В июле 2020 года был принят Федеральный закон № 189-ФЗ «О государственном социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере», призванный снизить барьеры в доступе НКО на рынок соцуслуг и сделать услуги более доступными и качественными для граждан.
    Несмотря на это, у НКО, которые хотят войти в реестр поставщиков соцуслуг, возникают определенные сложности. С чем они сталкиваются и как решают проблемы, разбиралось Агентство социальной информации.
    Законодательные ограничения
    Одна из проблем — разрозненность законодательных актов, которые регулируют участие негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг.
    Впервые закон, который дает возможность НКО стать поставщиками социальных услуг, появился в 2013 году, — № 442-ФЗ. До конца 2015-го регионы должны были разработать дополнительную нормативно-правовую базу на основании мониторинга субъекта, касающуюся тарифов, перечня социальных услуг, требований к организациям, желающим стать поставщиками, и т.д.
    При этом с проблемой доступа к бюджетным средствам за оказанные социальные услуги организации сталкиваются во многих регионах, подчеркивает юрист Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Александра Сазонова. 
    По ее словам, сам закон № 442-ФЗ носит достаточно общий характер, а конкретику уже прописывают непосредственно на региональном уровне, что влечет разрозненность и отсутствие стандартов/шаблонов.
    «Понятно, что изначальное написание нормативно-правовых актов (НПА) подразумевало начало регулирования деятельности в теории, а практика уже внесла свои коррективы по факту. К сожалению, встречаются случаи, когда практика разнится с законодательной базой. Связано это с тем, что в каждом регионе должно быть около 23-25 НПА, регулирующих вопросы, связанные с поставщиками социальных услуг. Объем немаленький, но даже при таком количестве в них не всегда отражены все нюансы», — отмечает юрист.
    За семь лет многие субъекты внесли изменения не только в тарифы на оказание соцуслуг или перечень этих услуг, но и в те акты, которые были изначально подготовлены в соответствии с законом, в том числе в те, которые регулировали вхождение организаций в реестр поставщиков или же представление средств за оказанные услуги.
    Тем не менее, организации все еще сталкиваются со сложностями как при вхождении в реестр, так и при сдаче отчетности за оказанные услуги и получение компенсации. 
    Подобные проблемы в основном связаны либо с избыточностью требований к поставщикам, либо с отсутствием норм непосредственно в федеральном законодательстве. При этом последнее компенсируется за счет регионального законодательства, в котором некоторые пункты могут быть без конкретики или вовсе отсутствовать. 
    Сазонова приводит такой пример: летом с подобной ситуацией столкнулись организации Кемеровской области, где в постановлении регионального правительства было указано, что одно из условий получения компенсации через конкурсный отбор — предоставление гарантийного письма (помимо остальных документов), где организация подтверждает, что она соответствует критериям. Формы или стандарта такого письма нет, но распорядитель вынес отказ в получении компенсации в связи с тем, что в таком письме не были перечислены все пункты, обозначенные в постановлении.
    «Мы всегда рекомендуем организациям самый благоразумный способ – диалог с уполномоченным органом. Как показывает практика по регионам, совместными усилиями в диалоге удается решить проблему. К сожалению, до того момента, как в НПА будут внесены изменения, организациям придется работать в таких условиях», — говорит эксперт.
    Нехватка господдержки
    Доклад о проблемах участия негосударственных поставщиков в системе государственного соцзаказа, который в июле 2022 года представила директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» РАНХиГС Оксана Коротеева, показал, что представители власти не всегда готовы к диалогу и не всегда заинтересованы в вовлечении негосударственных поставщиков в оказание соцуслуг. 
    Доклад (в открытом доступе его пока нет, он есть в распоряжении АСИ) готовили на основе данных региональных общественных палат, опроса получателей услуг и участников апробации закона о соцзаказе. 
    По данным доклада, в регионах не произошло динамики в установлении мер поддержки НКО — исполнителей общественно полезных услуг. Они появляются только в некоторых регионах. В основном для таких организаций не предусмотрена финансовая поддержка на внеконкурсной основе.
    Эксперты также отмечают, что тарифы и размеры компенсации услуг часто не соответствуют стоимости трудозатрат и других расходов. Кроме того, в некоторых регионах могут задерживать или не выплачивать компенсации.
    Не всегда готовы оказывать соцуслуги и сами НКО. Помимо низких тарифов, в некоммерческих организациях отмечают отсутствие мотивации и достаточной квалификации, чтобы соответствовать стандартам, прописанным в требованиях к поставщикам социальных услуг.
    В связи с этим в докладе предлагается:
    * установить в субъектах экономически обоснованные нормативы финансирования соцуслуг;
    * определить федеральные субсидии на обеспечение затрат и возмещение доходов как единственные варианты субсидирования услуг негосударственных организаций в сфере социального обслуживания;
    * принять меры, чтобы не допускать отказа в компенсации поставщику соцуслуг, который оказал услуги людям, не имеющим регистрации или признанным нуждающимся в социальном обслуживании;
    * рассмотреть возможность создания единого общероссийского реестра поставщиков соцуслуг;
    * внести изменения в Земельный кодекс РФ, чтобы предоставлять участки в безвозмездное пользование негосударственным организациям — поставщикам соцуслуг;
    * рекомендовать профильным органам власти субъектов РФ расширить возможности информационной, консультационной и методической поддержки для поставщиков соцуслуг. 
    Проблемы с получателями услуг
    Чтобы начать предоставлять соцуслуги, НКО нужны подопечные. Их можно найти самостоятельно либо с помощью государства, говорит соучредитель ассоциации «Патронаж» Алексей Сабадаш.  
    Ассоциация «Патронаж» в реестре поставщиков социальных услуг с 2017 года. Она предоставляет услуги по уходу на дому пожилым людям и людям с инвалидностью. Специалисты следят за здоровьем клиента, помогают при госпитализации, выполняют другие задачи, поставленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
    «Если подопечные подходят по критериям, организация заявляет государству: мы можем взять себе столько-то людей на обслуживание, поставьте их на учет и компенсируйте нам средства», – говорит Сабадаш.
    На этом этапе, по словам эксперта, возникают сложности, ведь бюджет уже расписан на год вперед, и чиновники могут попросить НКО подождать до следующего года. Искать же подопечных для НКО государство не готово, считает эксперт. 
    Часто органам социальной защиты, по его словам, невыгодно направлять получателей соцуслуг к негосударственным поставщикам, ведь пустующие места, например, в стационарах есть и у них.
    «В итоге получается, что НКО хотят стать полноценными поставщиками социальных услуг, государство им отвечает: «Да, вступайте в реестр и работайте». А работать не с кем», – говорит эксперт.
    Алексей Сабадаш уверен, что вступление НКО в реестр поставщиков соцуслуг должно сопровождаться выделением ей квоты на работу с определенным количеством человек. Иными словами, за каждой организацией должен быть закреплен бюджет, которого хватит на обслуживание определенного числа граждан. По мнению эксперта, это должна быть узаконенная процедура: «НКО вступает в реестр – и за ней тут же в обязательном порядке закрепляют возможность обслуживать тех людей и в том количестве, о которых организация сама заявила».
    Территориальные органы соцзащиты, по его словам, регулярно отчитываются, что негосударственные поставщики соцуслуг успешно вступают в реестр и работают. Но до тех пор, пока государство остается монополистом в предоставлении социальных услуг и целиком владеет бюджетами и распределением людей, мало что изменится. 
    Сабадаш приводит в пример Германию, где, по его словам, государству принадлежит только 7% стационаров, остальные 93% — негосударственные. «Там проходят комиссии, и бюджет распределяют между всеми участниками рынка. У нас же пока видно, что государство не хочет отпускать нити управления. Из-за этого все стоит на месте», – уверен Алексей Сабадаш. 
    При этом ситуация медленно, но все же меняется по инициативе тех или иных органов, заверяет эксперт:
    «Я настойчиво призываю всех вступать в реестр поставщиков социальных услуг, потому что это знак качества для предприятия, признак состоятельности и возможности оказывать услуги на высоком уровне. Рано или поздно это даст свои плоды и рынок социальных услуг станет более открытым и конкурентным».
    https://www.asi.org.ru/2022/09/27/s-kakimi-problemami-stalkivayutsya-negosudarstvennye-postavshhiki-soczuslug/
  • Россия поднялась на 30-е с 67-го места в Мировом индексе благотворительности

    27 сентября 2022

    Россия поднялась на 30-е с 67-го места в Мировом индексе благотворительности

    Это данные по сравнению с прошлым годом. Шесть лет назад страна была на 124-м месте.
    Новый индекс отражает состояние частной благотворительности за 2021 год. Исследование проводилось в 114 странах, что представляет около 90% взрослого населения Земли.
    Россия впервые за историю рейтинга оказалась на таком высоком месте. Улучшились все три показателя:
    * помощь незнакомым людям — 71% (в 2020 году – 57%),
    * денежные пожертвования — 42% (в 2020 году – 28%),
    * волонтерство — 24% (в 2020 году -14%).
    Совокупный индекс составил 46% (33% — в 2020 году, в 2018 году — 25%). 
    Россия вошла в топ-10 стран, в которых индекс показал рекордный рост за пять лет. С 2017 года индекс России вырос на 26%.
    Изучить полностью Мировой индекс благотворительности можно на сайте «Филантроп».
    Мировой индекс благотворительности ежегодно с 2009 года представляет международная благотворительная организация CAF и Gallup’s World View World Poll.
    https://www.asi.org.ru/news/2022/09/23/rossiya-podnyalas-na-30-s-67-mesto-v-mirovom-indekse-blagotvoritelnosti/
  • Начался онлайн-курс, который поможет подготовить проект на конкурс президентских грантов

    16 сентября 2022

    Начался онлайн-курс, который поможет подготовить проект на конкурс президентских грантов

    Первый модуль курса уже доступен на сайте Фонда президентских грантов.
    В курсе по социальному проектированию — видеоуроки с сотрудниками Фонда президентских грантов (ФПГ), тестовые задания для самопроверки, разбор ошибок, вдохновляющие истории от руководителей ведущих НКО страны.
    «У НКО, которая прошла обучение в Фонде президентских грантов, выигрывает каждая третья заявка, у тех, кто не учился у нас, – в среднем каждая пятая», — подчеркнули в фонде.
    Для тех, кто будет вовремя проходить курс и выполнять задания, пройдут вебинары с ответами на вопросы. Самые активные участники получат подарки от фонда.
    Чтобы проходить онлайн-курс и заполнять заявку было легче и интереснее, можно делать это, участвуя в образовательном марафоне #ГотовлюЗаявку. Подробности — в группе ФПГ в соцсети «ВКонтакте».
    https://www.asi.org.ru/news/2022/09/14/zapustili-onlajn-kurs-kotoryj-pomozhet-podgotovit-proekt-na-konkurs-prezidentskih-grantov/

  • Начался онлайн-курс, который поможет подготовить проект на конкурс президентских грантов

    15 сентября 2022

    Начался онлайн-курс, который поможет подготовить проект на конкурс президентских грантов

    Первый модуль курса уже доступен на сайте Фонда президентских грантов.
    В курсе по социальному проектированию — видеоуроки с сотрудниками Фонда президентских грантов (ФПГ), тестовые задания для самопроверки, разбор ошибок, вдохновляющие истории от руководителей ведущих НКО страны.
    «У НКО, которая прошла обучение в Фонде президентских грантов, выигрывает каждая третья заявка, у тех, кто не учился у нас, – в среднем каждая пятая», — подчеркнули в фонде.
    Для тех, кто будет вовремя проходить курс и выполнять задания, пройдут вебинары с ответами на вопросы. Самые активные участники получат подарки от фонда.
    Чтобы проходить онлайн-курс и заполнять заявку было легче и интереснее, можно делать это, участвуя в образовательном марафоне #ГотовлюЗаявку. Подробности — в группе ФПГ в соцсети «ВКонтакте».
    https://www.asi.org.ru/news/2022/09/14/zapustili-onlajn-kurs-kotoryj-pomozhet-podgotovit-proekt-na-konkurs-prezidentskih-grantov/

  • В 2023 году власти проведут мониторинг использования законов и правил в благотворительности

    13 сентября 2022

    В 2023 году власти проведут мониторинг использования законов и правил в благотворительности

    По результатам мониторинга будет решено, что надо улучшить в законах и правилах.
    Провести мониторинг, как работают законы в благотворительности, предложило Министерство юстиции РФ. План работы прописан в документе, утвержденном премьер-министром Михаилом Мишустиным.
    «Эта работа заключается в сборе, анализе и оценке информации о том, как действующие нормы используются на практике», – пояснили в кабмине.
    Будет проверено использование в благотворительной деятельности Гражданского кодекса, федеральных законов «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», «О некоммерческих организациях», «О меценатской деятельности», «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», президентских указов, постановлений правительства, федеральных и региональных органов исполнительной власти.
    В проверке будут участвовать Минюст, МЧС, Минобороны, Минздрав, Минобрнауки, Минприроды, Минпросвещения, Минтруд, Минэкономразвития, Росмолодежь.
    https://www.asi.org.ru/news/2022/09/12/v-2023-godu-provedut-monitoring-pravoprimeneniya-v-rossijskoj-blagotvoritelnosti/

  • Объявлен конкурс в общественные советы при федеральных органах исполнительной власти

    5 сентября 2022

    Объявлен конкурс в общественные советы при федеральных органах исполнительной власти

    Общественная палата Российской Федерации принимает заявления от граждан, представленных некоммерческими организациями, с 5 по 23 сентября 2022 года.
    Осуществляется конкурсный отбор в составы общественных советов при:
    •    Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (25 человек);
    •    Федеральной службе по интеллектуальной собственности (16 человек);
    •    Федеральной службе по труду и занятости (25 человек);
    •    Федеральном агентстве воздушного транспорта (28 человек).
    Донабор в общественный совет при:
    •    Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (6 человек).
    А также замена выбывших членов из составов общественных советов при:
    •    Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (1 человек);
    •    Министерстве экономического развития Российской Федерации (4 человека);
    •    Министерстве энергетики Российской Федерации (1 человек);
    •    Федеральной антимонопольной службе (2 человека);
    •    Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (1 человек);
    •    Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (1 человек);
    •    Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (3 человека);
    •    Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (5 человек);
    •    Федеральном агентстве по недропользованию (1 человек);
    •    Федеральном медико-биологическом агентстве (2 человека).
    Для участия в конкурсном отборе требуется:
    1) пройти авторизацию для входа в личный кабинет на сайте os.oprf.ru;
    2) заполнить анкетную форму;
    3) прикрепить файл со сканом представления организации, выдвигающей кандидата в состав общественного совета;
    4) распечатать и подписать документы;
    5) направить распечатанный комплект собственноручно подписанных документов и оригинал представления выдвигающей организации в ФКУ «Аппарат Общественной палаты России» посредством почтовой связи, курьерской службы, а также с нарочным по адресу: 125993, город Москва, ГСП-3, Миусская площадь, дом 7, строение 1, Аппарат Общественной палаты Российской Федерации. На конвертах необходимо указать: «Конкурс в общественный совет при … (наименование ведомства)». В разделе «Получатель» указать: «Опустить в ящик «Для приема документов в общественные советы». Сотрудники аппарата не ставят отметки о приеме документов курьерам.
    Оригиналы документов, направленные курьерской службой или доставленные лично, необходимо опустить в ящик «Для приема документов в общественные советы» в фойе Общественной палаты в будние дни с 9:00 до 20:00.
    Важно: регистрироваться на сайте и вносить изменения в анкету можно с 5 по 23 сентября 2022 года. Прием оригиналов документов осуществляется с 5 по 30 сентября 2022 года включительно.
    Телефон для справок: 8 (495) 132 59 99 (добавочный: 21 13).
    https://www.asi.org.ru/news/2022/09/05/obyavlen-konkurs-v-obshhestvennye-sovety-pri-federalnyh-organah-ispolnitelnoj-vlasti/
  • Открыта регистрация на курс «Оформляем документы по закону, или 10 шагов к юридической стабильности НКО»

    30 августа 2022

    Открыта регистрация на курс «Оформляем документы по закону, или 10 шагов к юридической стабильности НКО»

    Курс поможет навести порядок в документообороте и вести его, не нарушая закон.
    Юристы и бухгалтеры «Правовой команды» записали курс, который поможет организовать документооборот с соблюдением всех правовых норм.
    Слушатели узнают: 
    — какие документы нужны для создания и внутреннего устройства НКО; 
     — какие документы для получения средств, ведения бухучета, открытия банковского счета, получения электронной подписи нужны НКО; 
    — какие документы понадобятся для оформления трудовых и гражданско-правовых отношений НКО, для работы с благополучателями и волонтерами; 
    — какие документы зависят от формы, статуса и сферы деятельности организации.
    Курс состоит из десяти видеоуроков, а также дополнительных презентаций, подробных конспектов лекций и вопросов для самопроверки. Доступ к курсу останется у участников навсегда. Материалы и лекции доступны в записи, поэтому их можно изучать в любое удобное время и возвращаться к ним по мере необходимости. 
    Зарегистрироваться для участия можно на сайте «Правовой команды».
    https://www.asi.org.ru/news/2022/08/30/otkryta-registracziya-na-kurs-oformlyaem-dokumenty-po-zakonu-ili-10-shagov-k-yuridicheskoj-stabilnosti-nko/
  • 1 сентября стартует прием проектов, претендующих на президентские гранты в 2023 году

    25 августа 2022

    1 сентября стартует прием проектов, претендующих на президентские гранты в 2023 году

    К участию в первом конкурсе на предоставление грантов президента в 2023 году приглашаются некоммерческие организации из всех регионов страны.
    Подать заявку можно до 23:30 (по московскому времени) 17 октября.
    Информационную кампанию в рамках конкурса откроет семинар, который генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин проведет в Красноярске 26 августа. 
    Обучающие мероприятия также уже запланированы в Ленинградской области, Чеченской Республике, Республике Саха (Якутия), Республике Калмыкия.
    Напомним, что ответы на большинство вопросов об участии в конкурсе можно найти в «Центре поддержки» на сайте фонда.
    Подробные условия участия можно посмотреть в положении, которое также уже опубликовано на сайте.
    Победители конкурса будут определены до 20 января 2023 года. Финансирование поддержанных проектов начнется с 1 февраля 2023 года.

    https://президентскиегранты.рф/public/news/1-sentyabrya-startuet-priem-proektov,-pretenduyushchikh-na-prezidentskie-granty-v-2023-godu

  • Волонтеры могут получить право на компенсацию мобильной связи

    18 августа 2022

    Волонтеры могут получить право на компенсацию мобильной связи

    Соответствующий законопроект уже внесли в Госдуму. Если инициативу одобрят, нужно будет изменить Налоговый кодекс и закон «О благотворительной деятельности».
    Законопроект, который расширяет меры поддержки волонтеров, внесли на рассмотрение в Госдуму 16 августа. Авторы инициативы предлагают компенсировать волонтерам оплату мобильной связи и ее освобождение от НДФЛ. Это будет еще одна мера поддержки наряду с бесплатными питанием, спецодеждой, масками, перчатками и проездом на общественном транспорте.
    Законопроект предполагает изменения в ст. 171 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве» и в Налоговый кодекс — в нем будет прописано, что доходы волонтеров в виде меры поддержки по оплате услуг связи не облагаются НДФЛ.
    «Сами волонтеры неоднократно обращались к нам с просьбой решить этот вопрос. Особенно остро он встал во время пандемии», — цитирует «Парламентская газета» секретаря Генсовета партии «Единая Россия» Андрея Турчака.
    По его словам, оплата телефона — это заметные расходы для добровольцев, особенно для тех, кто ищет пропавших людей, заботится о ветеранах и одиноких людях, ликвидирует последствия чрезвычайных ситуаций.
    https://www.asi.org.ru/news/2022/08/17/v-gosdumu-vnesli-zakonoproekt-po-kotoromu-volonteram-mogut-kompensirovat-rashody-na-svyaz/