• Нюансы проведения общих собраний. Часть 1

    24 октября 2017

    Нюансы проведения общих собраний. Часть 1

    Уже более двенадцати лет существования Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственники помещений многоквартирных домов (далее — МКД) успешно проводят общие собрания и реализуют решения этих собраний. Однако, количество нарушений и вопросов по отдельным нюансам общих собраний не снижается. В качестве причин можно выделить как некомпетентность инициаторов таких собраний, часто действующих не исходя из юридических норм, а ориентируясь на некоторые логические умозаключения (которые у разных людей зачастую различны), так и умышленные нарушения положений жилищного законодательства, целью которых являются упрощение процедуры проведения общих собраний (а следовательно — снижение затрат на их проведение) и/или фальсификация результатов таких собраний. Органы государственной власти вносят свою лепту в запутанность аспектов общих собраний, динамично меняя жилищное законодательство, вводя новые формы общих собраний, утверждая то рекомендации, то требования к протоколам собраний, вводя новые порядки проведения собраний, при этом органы власти издают письма с разъяснениями, которые часто довольно противоречивы.
    В настоящей публикации, являющейся первой частью статьи, посвященной отдельным вопросам проведения общих собраний собственников помещений (далее — ОСС), проанализирован ряд нюансов, часто вызывающих вопросы. При подготовке публикации АКАТО обратился за дополнительными разъяснениями в Минстрой России с соответствующим запросом и получил ответ, на который, в числе прочего, ссылается автор статьи.
    Скачать Статьюnjuansy-provedenija-obshhikh-sobranijj.-chast-1.doc [71 Kb] (cкачиваний: 412)

      Анализ прочих нюансов проведения общего собрания собственников будет продолжен. Следите за новыми публикациями на сайте АКАТО

    Автор: Нифонтов Д.Ю.

  • Применение пункта 25.1 Правил 124

    17 октября 2017

    Применение пункта 25.1 Правил 124

    Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные ПП РФ от 14.02.2012 N124 (далее – Правила 124) введен пункт 25.1, устанавливающий порядок определения объема коммунального ресурса (теплоэнергии) с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года. Подпункт «а» пункта 25.1 Правил 124 устанавливает, что при выборе способа оплаты отопления равномерно в течение календарного года оплате исполнителем коммунальных услуг (далее – ИКУ), предоставляющим собственникам помещений в многоквартирном доме, оборудованным общедомовым прибором учета (далее – ОПУ) теплоэнергии, коммунальной услуги по отоплению, оплата теплоэнергии в пользу ресурсоснабжающей организации (далее – РСО) производится в течение года ежемесячно за равный объем коммунального ресурса с проведением корректировки один раз в год. Однако, ряд РСО ежемесячно предъявляют к оплате ИКУ объем теплоэнергии, определенный по ОПУ (то есть – по факту потребления), мотивируя указанные действия нормами гражданского законодательства РФ (статьи 309, 310, 539, 544 ГК РФ, закон от 27.07.2010 N190-ФЗ) и разъяснениями Минстроя России, данными письмом от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, о том, что новая редакция пункта 21 Правил 124 не изменяет действующий ранее порядок определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых по договору ресурсоснабжения в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению. То есть, указанные РСО полагают,  что пункт 25.1 Правил 124 не подлежит применению вообще ни в каких случаях, существование указанной нормы абсолютно бессмысленно. Некоторые РСО готовы признать обязательность применения пункта 25.1 Правил 124, но только для тех договоров ресурсоснабжения, которые заключены до введения указанной нормы в силу, поскольку якобы придание обратной силы пункту 25.1 Правил 124 недопустимо.
     
    Когда применяется пункт 25.1 Правил 124?
    Пункт 25.1 Правил 124 подлежит применению в случае, предусмотренном указанным пунктом, а именно: «в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года».
    Указанное положение регулирует отношения между ИКУ и РСО исключительно в части определения объема подлежащей оплате от ИКУ в пользу РСО тепловой энергии, предоставленной с целью предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению, и исключительно в случае принятия органом госвласти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года. Других случаев применения пункта 25.1 Правил 124 не предусмотрено.
    Пункт 25.1 Правил 124 утверждает порядок определения подлежащего оплате объема теплоэнергии, поставленного с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) и помещений многоквартирных домов (далее – МКД) – как оборудованных общедомовыми (для жилых домов – индивидуальными) приборами учета теплоэнергии, так и не оборудованных указанными приборами.
    Необходимо отметить, что Правила 124 утверждены Правительством РФ во исполнение статьи 157 ЖК РФ. При этом ЖК РФ в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ и части 8 статьи 5 ЖК РФ имеет приоритет перед нормами иных отраслей законодательства РФ. Следовательно, нормы Правил 124 имеют приоритет над нормами гражданского законодательства РФ – в том числе над статьями 539, 544 ГК РФ и положениями федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ.
    Пункт 25.1 Правил 124 не подлежит применению при определении объемов подлежащих оплате иных коммунальных ресурсов, кроме теплоэнергии в целях предоставления услуги по отоплению, а также не подлежит применению в случае оплаты отопления в течение отопительного периода.
     
    Порядок применения пункта 25.1 Правил 124
    В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса (теплоэнергии), поставленного с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям помещений МКД, оборудованного ОПУ, определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 25.1 Правил 124.
    Данная норма устанавливает, что в указанном случае подлежащий оплате от ИКУ в пользу РСО объем теплоэнергии определяется «исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) … прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета».
    При этом фактический объем потребленной МКД теплоэнергии определяется в соответствии с пунктом 21 Правил 124, однако, определенный фактический объем потребленной теплоэнергии применяется для определения размера корректировки, а также для определения среднемесячного объема потребления в целях его применения для расчетов в следующем году. Определенный фактический объем потребленной за расчетный период (месяц) тепловой энергии не применяется при определении подлежащего оплате от ИКУ в пользу РСО размера платы за коммунальный ресурс (теплоэнергию), поставленную с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению.
     
    Соотнесение пунктов 21 и 25.1 Правил 124
    В случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года, определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил 124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате от ИКУ в пользу РСО, определяется в соответствии с пунктом 25.1 Правил 124.
    Таким образом, пункт 21 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25.1 регулирует порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте РФ выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.
    Пункт 25.1 Правил 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил 124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25.1, применению с целью определения размера обязательства ИКУ перед РСО за конкретный расчетный период (месяц) подлежит именно пункт 25.1 Правил 124.
     
    Разъяснения Минстроя
    Ранее Минстрой России письмом от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 разъяснил, что новая редакция пункта 21 Правил 124 не изменяет действующий ранее порядок определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых по договору ресурсоснабжения в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению (абзац 4 раздела 2 Письма Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
    При этом Минстрой указал, что пунктом 25.1 Правил 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года (абзац 12 раздела 2 Письма Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
    Кроме того, в абзаце 16 раздела 2 Письма Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 разъяснено, что «в результате применения установленного в пункте 25.1 Правил N 124 порядка оплаты тепловой энергии у теплоснабжающей организации, осуществляющей подлежащую государственному регулированию деятельность по теплоснабжению, могут возникнуть недополученные в отдельных расчетных периодах доходы, которые могут привести к возникновению у такой организации экономически-обоснованных расходов, связанных с обеспечением осуществления регулируемой деятельности. В целях правового урегулирования соответствующих последствий пунктом 5 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603, внесены изменения в пункт 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, в соответствии с новой редакцией которого если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования, а также с применением способа оплаты тепловой энергии равномерно в течение года, понесла экономически-обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемого тарифа, такие расходы, включая, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальные услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования тарифов в установленном указанными Основами ценообразования порядке».
    Таким образом, органы тарифного регулирования учитывают недополученные РСО в отдельных расчетных периодах доходы и экономически-обоснованные расходы, связанные с применением способа оплаты тепловой энергии равномерно в течение года. Следовательно, предъявление со стороны РСО к оплате ИКУ фактически потребленного объема теплоэнергии приводит к неосновательному обогащению на стороне РСО, поскольку тариф на теплоэнергию учитывает недополученные доходы и расходы, связанные с применением способа оплаты тепловой энергии равномерно в течение года, при этом РСО, предъявляя к оплате ИКУ фактически потребленный объем коммунального ресурса, не несет никаких дополнительных расходов и не имеет недополученных доходов.
    Ссылки РСО на отсутствие в тарифе на теплоэнергию составляющей, компенсирующей недополученные доходы и дополнительные расходы, как обоснование предъявления к оплате ИКУ теплоэнергии в фактически потребленном объеме, несостоятельны. Отказ органов регулирования тарифов от учета дополнительных расходов и недополученных доходов может быть вызван либо нарушениями органов регулирования, либо отсутствием экономического обоснования, представленного РСО. Независимо от указанных обстоятельств использование при определении размера оплаты за расчетный период (месяц), подлежащей внесению ИКУ в пользу РСО, фактически потребленного объема теплоэнергии действующим законодательством РФ не предусмотрено.
     
    Ретроактивность пункта 25.1 Правил 124
    Части 2, 3 статьи 6 ЖК РФ устанавливают:
    «2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
    3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие».
    Абзац 2 пункта 2 ПП РФ от 14.02.2012 N124 устанавливает:
    «Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил».
    Исходя из приведенных положений Правилам 124 придана обратная сила, то есть нормы Правил 124 распространяют свое действие на отношения, вытекающие из договоров, заключенных до вступления этих норм в силу, в части прав и обязанностей, возникающих после вступления указанных норм в силу.
    Приведенное утверждение справедливо, в том числе, и для пункта 25.1 Правил 124. Пункт 25.1 Правил 124 введен в действие 30.06.2016, подлежит применению к отношениям, возникшим, в том числе, и ранее 30.06.2016, но только в части тех прав и обязанностей, которые возникли из указанных отношений после 30.06.2016.
    Неприменимость пункта 25.1 Правил 124 к отношениям, возникшим до введения указанной нормы в действие, привела бы к различным условиям деятельности для РСО и ИКУ в зависимости от даты заключения договоров ресурсоснабжения, а создание таких различных условий недопустимо.
     
    Выводы
    Из представленного в настоящей статье анализа следует, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, для МКД, оборудованных ОПУ теплоэнергии, при расчете стоимости коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, подлежащей оплате от ИКУ в пользу РСО, применяется именно пункт 25.1 Правил 124. То есть объем подлежащего оплате за расчетный период (месяц) коммунального ресурса определяется как среднемесячный объем потребления такого ресурса за предыдущий год (либо по нормативу потребления при отсутствии сведений о среднемесячном объеме), и один раз в год проводится корректировка платы. Указанная норма применяется в отношениях, возникших из договоров ресурсоснабжения, заключенных как после введения пункта 25.1 Правил 124 в действие, так и до вступления данного положения в силу. Применение в указанном случае пункта 21 Правил 124 для определения подлежащего оплате объема коммунального ресурса за расчетный период (месяц) не основано на законе.
     
    Автор: Нифонтов Д.Ю.
    https://acato.ru/articles/20171003/primenenie-punkta-25-1-pravil-124
  • Снова о водоотведении на ОДН

    25 августа 2017

     Снова о водоотведении на ОДН
        На сайте АКАТО неоднократно публиковались статьи, посвященные коммунальной услуге «водоотведение» на общедомовые нужды (далее – ОДН). Напомним – серьезные споры между исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ) и ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО) начались после того, как Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее – Правила 354) и в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 (далее – Правила 306). 23 декабря 2015 года Президиум Верховного суда РФ наконец-то поставил точку в спорах между ИКУ и РСО, утвердив «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)», в котором указал, что в отсутствие общедомового прибора сточных вод оснований для предъявления к оплате исполнителям коммунальных услуг в пользу РСО платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется. Однако, Минстрой России не смирился с таким положением дел и подготовил проект Постановления Правительства РФ, предусматривающий, в числе прочего, внесение изменений в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные ПП РФ от 14.02.2012 N124 (далее – Правила 124) в части расчета объема водоотведения. Указанный проект был одобрен Правительством РФ и принят в виде Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N603.
    Текст статьиob-vodootvedenii.doc [70.5 Kb] (cкачиваний: 452)

  • Снова о водоотведении на ОДН

    21 августа 2017

     Снова о водоотведении на ОДН

        На сайте АКАТО неоднократно публиковались статьи, посвященные коммунальной услуге «водоотведение» на общедомовые нужды (далее – ОДН). Напомним – серьезные споры между исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ) и ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО) начались после того, как Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее – Правила 354) и в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 (далее – Правила 306). 23 декабря 2015 года Президиум Верховного суда РФ наконец-то поставил точку в спорах между ИКУ и РСО, утвердив «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)», в котором указал, что в отсутствие общедомового прибора сточных вод оснований для предъявления к оплате исполнителям коммунальных услуг в пользу РСО платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется. Однако, Минстрой России не смирился с таким положением дел и подготовил проект Постановления Правительства РФ, предусматривающий, в числе прочего, внесение изменений в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные ПП РФ от 14.02.2012 N124 (далее – Правила 124) в части расчета объема водоотведения. Указанный проект был одобрен Правительством РФ и принят в виде Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N603.
        
    В настоящей статье рассмотрены несколько периодов, в течение которых действовали различные нормы, регламентирующие порядок расчета объема «водоотведения на ОДН», подлежащего оплате от ИКУ в пользу РСО.

         
       Период с 01 июня 2013 года до 30 июня 2016 года
        Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила 354, в частности, из пп.«в» п.4 указанных Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, ПП РФ от 16.04.2013 №344 с 27.04.2013 из п.29 Правил 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп.«в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2013 года. Таким образом, с 01 июня 2013 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е. равен нулю. При этом подпункт «в» пункта 21 Правил 124 устанавливал, что расчет стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителями коммунальных услуг в пользу РСО определялся с учетом положений Правил 354. Таким образом, если руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ, в частности – Правилами 124, Правилами 354, Правилами 306, «водоотведение на ОДН» должно было исчезнуть не только из квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых к оплате потребителям таких услуг, но и из счетов, выставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям (УО), ТСЖ, ЖСК.
        Для РСО, предоставляющих коммунальный ресурс по отведению сточных вод, сложившаяся ситуация означала лишь снижение доходов, без какого-либо снижения расходной части бюджета, при этом не производилось никаких технических преобразований, каких-либо работ, не было оснований для изменения численности персонала и т.п. Правительство РФ практически просто ликвидировало одну из статей доходов РСО, ничем эту потерю не компенсируя. С целью недопущения возникающих выпадающих доходов (убытков), ряд РСО решили продолжить выставлять ИКУ счета на оплату общедомового водоотведения в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее – ОПУ) ГВС и ХВС, но не оборудованным ОПУ водоотведения, в объеме, равном сумме объемов потребления ГВС и ХВС, определенных по показаниям соответствующих ОПУ, ссылаясь при этом на положения Федерального закон от 07.12.2011 N416-ФЗ (далее – закон 416-ФЗ). При этом по домам, не оборудованным ОПУ ГВС и ХВС, РСО ничего не оставалось делать, как прекратить выставлять к оплате «водоотведение на ОДН» – норматив был отменен, а придумать какое-либо хотя бы отдаленно правдоподобное обоснование предъявлять к оплате ИКУ несуществующую услугу, у РСО не получалось. По домам, оборудованным ОПУ водоотведения (а, например, автору статьи такие дома на практике не встречались) расчет велся по этим приборам, и вопросов ни у кого не возникало.
        Очевидно, что попытки РСО не допустить убытков в виде прекращения поступления денежных средств в счет оплаты «водоотведения на ОДН» приводили к возникновению аналогичных убытков у ИКУ – ведь предъявления «водоотведения на ОДН» к оплате потребителям коммунальных услуг закон теперь не предусматривал, а оплату коммунальных ресурсов на предоставление этой несуществующей коммунальной услуги РСО требовали. И по всей России начались судебные разбирательства по вопросу, существует или нет «водоотведение на ОДН». Единообразие судебной практики было достигнуто лишь полтора года спустя после начала таких споров – в декабре 2015 года Верховный суд РФ принял несколько судебных постановлений, которыми установил, что «водоотведения на ОДН» не существует, и такая услуга оплате не подлежит ни в пользу ИКУ, ни в пользу РСО.
        Стоит отметить, что Минстрой России первоначально письмом от 10.04.2014 N 5942-МС/04 поддержал РСО, требовавших с ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», впоследствии изменил свое мнение, указав письмом от 23.12.2014 N 25364-ОГ/04 , что плата за «водоотведение на ОДН» в домах, не оборудованных ОПУ водоотведения, равна нулю. Однако, если апрельское письмо Минстроя многие суды приняли в качестве доказательства наличия обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», поскольку на тот момент единообразная судебная практика еще не сложилась и разъяснения Минстроя России являлись чуть ли не единственной внятной позицией федеральных органов государственной власти, то декабрьское письмо Минстроя уже не принималось судами с таким воодушевлением, так письма Минстроя нормативными актами не являются, а сложившаяся к декабрю судебная практика позволяла аргументировать позицию об обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН».
        И только в 2015 году ситуация переломилась – суды по всё большему количеству дел стали устанавливать отсутствие «водоотведения на ОДН» и отсутствие оснований для предъявления такого коммунального ресурса к оплате ИКУ со стороны РСО, а в декабре 2015 года Президиум ВС РФ утвердил указанную позицию в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)».
        Таким образом, в период с 01.06.2013 по 30.06.2016 предъявление к оплате «водоотведения на ОДН» не основано на законе.
         
       Период с 01 июля по 31 декабря 2016 года
        После утверждения Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 года «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)» наконец-то была определена единая для всех судов РФ позиция, что «водоотведения на ОДН» нет, такая услуга не подлежит оплате ни потребителями в пользу исполнителей, ни исполнителями в пользу РСО, и в первом полугодии 2016 года острота вопроса стала спадать.
        Однако уже 29 июня 2016 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним – формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности – Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей услуги «водоотведение на ОДН».
        Хочется отметить, что причиной внесения указанной поправки может быть (и иных вариантов просто невозможно придумать!) исключительно желание обязать ИКУ вносить в пользу РСО оплату «водоотведение на ОДН», тем самым увеличивая доходы соответствующих РСО. Через некоторое время после вступления в силу изменений Минстрой России письмом от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, подписанным лично А.В.Чибисом, разъяснил, что объем водоотведения многоквартирного дома (далее – МКД) при отсутствии ОПУ сточных вод и при наличии ОПУ ХВС и ГВС определяется как сумма показаний ОПУ ХВС и ГВС. То есть фактически Минстрой попытался вопреки ранее сложившейся судебной практике вернуть оплату «водоотведения на ОДН» от ИКУ в пользу РСО. Примечательно, что соответствующие поправки в Правила 354, регулирующие отношения исполнителей с потребителями, не вносились. То есть Минстрой России намеренно ухудшал положение УО/ТСЖ/ЖСК, попытавшись обязать их оплачивать в пользу РСО услугу, не подлежащую оплате потребителями в пользу ИКУ.
        Однако, Минстрой России уже традиционно (как показывает практика) при подготовке проекта Постановления Правительства РФ не счел нужным проводить комплексный анализ норм законодательства, не стал разбираться в своем же творчестве, а просто изменил ту норму, на которую ссылались суды, признавая отсутствие «водоотведения на ОДН». Но оказалось, что не только подпункт «в» пункта 21 Правил 124 регулировал так интересующий Минстрой вопрос оплаты «водоотведения на ОДН».
        Из комплексного анализа жилищного законодательства РФ вытекает следующее:
        Правительством РФ принято Постановление от 28.03.2012 N 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает:
    «2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:

    б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».
        Указанным Постановлением утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, пункт 4 которых устанавливает:
    «4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации».
        Исходя из приведенной нормы оплата коммунальных ресурсов исполнителем коммунальной услуги в пользу соответствующей ресурсоснабжающей организации осуществляется именно из средств, поступивших исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальной услуги.
        Абзац 2 пункта 13 Правил 354 устанавливает: «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».
        Приведенные нормы коррелируются с Определением ВАС РФ от 30.05.2014 N ВАС-6046/14 («Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)») и с Определением ВС РФ от 25.08.2015 по делу N307-ЭС15-8761 («В силу пункта 13 Правил N354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту»).
        Исходя из сказанного, объем отводимых сточных вод, подлежащих оплате ИКУ в пользу РСО, равен объему водоотведения, подлежащего оплате потребителями такой услуги в пользу ИКУ. То есть расчет должен вестись именно в соответствии с Правилами 354. Закон 416-ФЗ в данном случае применению не подлежит.
        Приведенная позиция подтверждается и «свежими» судебными постановлениями – например, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2017 по делу № А42-7455/2016 установлено:
        «В силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
        В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Закона № 416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.
        Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил № 354, определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.
        …
        Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил № 354.
        Принимая во внимание, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления … платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось. При таких обстоятельствах вывод судов о том, что расчет требований по услуге водоотведения является правильным, нельзя признать обоснованным…
        Ссылка судов на Постановление № 603 является несостоятельной, поскольку внесение изменений в Правила № 124 не привело к изменениям в Правилах № 354, которые в спорный период регулировали отношения сторон. Кроме того, до внесения изменений в подпункт «в» пункта 21 Правил № 124 приведенная в данной норме формула применялась не полностью, так как значение объемов водоотведения на общедомовые нужды не определялось (равнялись нулю)».
        Таким образом, в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 предъявление к оплате «водоотведения на ОДН» не основано на законе.
         
       Период с 01 января по 31 мая 2017 года
        01.01.2017 вступили в силу поправки, внесенные в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (далее – Закон 176-ФЗ), в части включения стоимости коммунальных услуг на ОДН в состав платы за содержание жилья. Кроме того, 1 января 2017 года вступили в силу соответствующие поправки в ряд Постановлений Правительства РФ, внесенные ПП РФ от 26.12.2016 N1498. Примечательно, что поправка, ранее внесенная ПП РФ от 29.06.2016 N603 в подпункт «в» пункта 21 Правил 124, Постановлением 1498 была из указанной нормы исключена, то есть Правительство РФ таким образом фактически признало ошибочность внесенного ранее изменения.
        Согласно новым поправкам с 01.01.2017 в состав содержания жилья включено, в числе прочего, «отведение сточных вод в целях содержания общего имущества» (именно эта составляющая ранее называлась «водоотведение на ОДН») и установлен порядок расчета объема и стоимости указанного «отведения сточных вод», подлежащего оплате лицом, управляющим многоквартирным домом, в пользу РСО.
        Необходимо обратить внимание, что пункты 2-3 ПП РФ от 26.12.2016 N1498 устанавливают:
        «2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

    не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
        3. До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды».
        Исходя из приведенных положений, объем «водоотведения на ОДН», подлежащий оплате ИКУ в пользу РСО, должен с начала 2017 года рассчитываться по нормативу, действующему по состоянию на 01.11.2016, а установление такого норматива не предусматривалось, то есть было равно нулю. Следовательно, с 01.01.2017 как и в предыдущие периоды, предъявление к оплате ИКУ в пользу РСО стоимости «водоотведения на ОДН» не предусмотрено.
        Однако, необходимо учесть, что такое положение действует только до момента утверждения субъектом РФ норматива потребления отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, но не позднее 1 июня 2017 года.
         
       Период с 01 июня 2017 года
        01.06.2017 вступило в силу еще одно изменение, внесенное в пункт 21 Правил 124 – указанная норма дополнена подпунктом «в.4», который устанавливает:
        «21. При установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21.1 настоящих Правил, учитывается следующее:
        …
        в.4) объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
        VСТ = VХВС + VГВС
        , где:
        VСТ - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;
        VХВС - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
        VГВС - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом».
        Таким образом, с 1 июня 2017 года ИКУ обязаны вносить в РСО оплату отведения сточных вод в объеме, равном сумме поступающих в МКД объемов ХВС и ГВС. Можно сказать, что «эпопея» с «водоотведением на ОДН» подошла к завершению, и завершается она победой ресурсоснабжающих организаций и поддерживающего их Минстроя России – с 01.06.2017 «водоотведение на ОДН» подлежит оплате в пользу РСО лицом, управляющим МКД.
         
        Автор: Нифонтов Д.Ю.
        https://acato.ru/articles/20170814/snova-o-vodootvedenii-na-odn
        

  • Июльские федеральные законы, регулирующие жилищные отношения

    4 августа 2017

    02.08.2017 | Июльские федеральные законы, регулирующие жилищные отношения

    Уже традиционно каждое лето высокую производительность труда демонстрируют не только Государственная Дума РФ, принимающая федеральные законы, но и Совет Федерации, одобряющий указанные законы, и президент РФ, эти законы подписывающий. В июле 2017 года президент подписал 152 федеральных закона, при этом особенно плодотворными были четыре дня: 01.07.2017 (28 законов), 18.07.2017 (21 закон), 26.07.2017 (34 закона), 29.07.2017 (69 законов). Часть из подписанных президентом РФ федеральных законов вносит поправки в нормы, регулирующие жилищные отношения.

    Федеральный закон от 01.07.2017 № 149-ФЗ

    Федеральным законом устранена несогласованность правовых норм ЖК РФ, предусматривающих установление субъектами РФ дополнительного перечня услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

    В соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса РФ общий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленный частью 1 указанной статьи ЖК РФ, может быть дополнен нормативным правовым актом субъекта РФ. В то же время частью 1 статьи 174 ЖК РФ установлено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта РФ, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

    Федеральным законом уточнено положение части 1 статьи 174 ЖК РФ, а именно предусмотрено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование работ, предусмотренных не законом, а нормативным правовым актом субъекта РФ.

    Федеральный закон вступил в силу 12.07.2017.

    Федеральный закон от 26.07.2017 № 209-ФЗ

    Федеральным законом расширен перечень полномочий, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор.

    Согласно действующей редакции КоАП РФ, полномочиями по привлечению к административной ответственности за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, обладают ФАС России и его территориальные органы.

    Настоящим федеральным законом указанные полномочия передаются органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

    Также указанным органам предоставлены полномочия по привлечению к административной ответственности за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.

    Федеральный закон вступает в силу 06.08.2017.

    Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ

    Федеральный закон направлен на повышение эффективности мер, направленных на охрану водных объектов от загрязнения сточными водами.

    Федеральным законом, в частности, вводится система нормирования сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на основе технологических нормативов в отношении организаций, осуществляющих водоотведение. Разграничивается ответственность организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов по очистке сточных вод, вводятся требования к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами (за исключением жилых и многоквартирных домов).

    Уточняется порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов.

    Определяется порядок установления нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и особенности возмещения вреда окружающей среде для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поседений или городских округов.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года. При этом устанавливается, что планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, разработанные до дня вступления Федерального закона в силу, действуют до окончания срока их действия. При этом организация, осуществляющая водоотведение, вправе разработать и утвердить программу повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды до окончания срока действия плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

    Федеральный закон от 29.07.2017 № 257-ФЗ

    Федеральным законом установлен порядок уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме.

    Согласно Федеральному закону собственники нежилых помещений в многоквартирном доме вправе вносить плату за капитальный ремонт однократно за предстоящий календарный год, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

    Устанавливается, что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, являющимся предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года).

    Устанавливается возможность внесения изменений в региональную программу капитального ремонта в части изменения сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в случае невозможности их своевременного оказания (выполнения) в связи с воспрепятствованием в их проведении со стороны собственников помещений или лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.

    Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования 30.07.2017.

    Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-ФЗ

    Федеральным законом скорректирован механизм определения размера платы за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.

    Устанавливается, что расходы граждан на оплату коммунальных ресурсов определяются исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса, за исключением случаев оснащения дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов при наличии возможности одномоментного снятия показаний.

    В отношении многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов, предусмотрена процедура проведения перерасчета понесенных расходов на оплату коммунальных ресурсов, исходя из показаний прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ. Также, при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов может определяться исходя из среднемесячного объема их потребления с последующим проведением перерасчета на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определенных на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

    При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

    Установлено, кроме того, что для изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов РФ, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения общего собрания собственников помещений не требуется.

    Федеральный закон вступает в силу 10.08.2017.

    Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ

    Федеральным законом скорректирован механизм государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

    Федеральным законом предусматривается определение в РФ ценовых зон теплоснабжения, в которых государственное регулирование осуществляется путем установления только предельных уровней цен на тепловую энергию для конечного потребителя.

    Такая предельная цена определяется ценой поставки тепловой энергии, осуществляемой альтернативным, замещающим поставщиком («альтернативной котельной»). При этом предельный уровень цен, устанавливаемый впервые, может быть утвержден на уровне ниже цены «альтернативной котельной». В таком случае осуществляется поэтапное доведение цены тепловой энергии до уровня «альтернативной котельной»в соответствии с графиком, утвержденным высшим должностным лицом субъекта РФ, на срок не более 5 лет, а в случаях, установленных Правительством РФ, —не более 10 лет.

    Федеральный закон наделяет Правительство РФ новыми полномочиями, в том числе: утверждения правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность); утверждения правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя; принятия решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения. Определяются условия и сроки принятия Правительством РФ решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения.

    Также уточняются полномочия органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) наделяются полномочиями по утверждению предельных уровней цен на тепловую энергию (мощность).

    Корректируется правовое положение единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Она наделяется полномочиями по разработке и направлению на утверждение в уполномоченные органы схемы теплоснабжения; управлению загрузкой тепловых мощностей; согласованию вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, выступает «единым окном»для потребителей, в том числе по вопросам подключения к системе теплоснабжения.

    Контроль за деятельностью ЕТО осуществляется в рамках нового вида муниципального контроля — контроля за выполнением ЕТО инвестиционных мероприятий, определенных для нее в схеме теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности систем теплоснабжения. Кроме того, вводится обязательное заключение между ЕТО и органом местного самоуправления соглашения о реализации схемы теплоснабжения.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования 31.07.2017


    <!-- [if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

    <!-- [if gte mso 9]> <!-- [if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

    https://acato.ru/news/20170802/iyulskie-federalnye-zakony-reguliruyushie-zhilishnye-otnosheniya

    <!-- /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} -->
  • Минстрой России о порядке определения количества проживающих граждан

    7 декабря 2016

    Минстрой России о порядке определения количества проживающих граждан

    1. «Количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной)».
    2. «Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания». Дополнительно Минстрой отмечает, что право на временное пребывание гражданину предоставляет собственник жилого помещения или постоянно проживающий потребитель. При этом Минстрой указывает, что в случае, если помещение является муниципальным, и оно передано в наем, то постоянно проживающим потребителем является наниматель, и именно наниматель имеет право дать разрешение на проживание в таком помещении, муниципалитет же таким правом не обладает, поскольку помещение передано в наем, тем самым нанимателю переданы права владения и пользования помещением.
    3. «Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении… В соответствии с пунктом 56(1) Правил 354… исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении… Сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции… После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении. Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил 354 (…) является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо».
    4. «Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности на указанное помещение, выписка из ЕГРП, договор найма на указанное помещение, иные документы, предусмотренные законодательством) являются основанием для внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, но не являются основанием для определения количества проживающих в жилом помещении граждан».
    5. «В случае, если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин (ни по месту жительства, ни по месту пребывания), при этом отсутствуют Протоколы об административных правонарушениях, выраженных в проживании в указанном жилом помещении граждан без регистрации в этом жилом помещении, если при этом жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, предъявление к оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению неправомерно. В том числе, для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству Российской Федерации. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю».
     
    Письмо Минстроя России от 10.11.2016 N37404-АТ/04
    Разъяснен порядок определения количества лиц, проживающих в жилом помещении, в целях расчета размера платы и объема потребления коммунальных услуг
    В некоторых формулах, которые применяются для расчета размера платы за коммунальные услуги, используются понятия количество постоянно и временно проживающих граждан. В таких случаях под постоянно проживающими гражданами необходимо понимать граждан, зарегистрированных в помещении по месту жительства; под временно проживающими гражданами - граждан, зарегистрированных в помещении по месту пребывания.
    Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении - то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.
    В случае, если исполнитель коммунальных услуг обладает информацией о наличии граждан, проживающих в жилом помещении, не оборудованном приборами учетов потребленных ресурсов, без регистрации, он вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Составленный акт в течение 3 дней после его составления направляется в уполномоченный орган в сфере миграции, который проводит проверку и при подтверждении факта проживания граждан в помещении без регистрации составляет акт об административном правонарушении. Именно данный акт является основанием для определения количества временно проживающих в жилом помещении для целей определения размера платы за коммунальные услуги.
    Кроме того, поясняется, что применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такого показателя, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), не допустимо.
    Для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству РФ.   Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.
    Скачать письмоminstrojj-pismo37404-at04-10.112016.pdf [1.14 Mb] (cкачиваний: 760)


  • Рейтинг проблем в сфере ЖКХ Приморского края по итогам 1-го и 2-го квартала 2016 г.

    14 июля 2016

    Рейтинг проблем в сфере ЖКХ Приморского края по итогам 1-го и 2-го квартала 2016 г.

    Рейтинг составлен по результатам анализа обращений жителей Приморского края на телефон «горячей линии» НП «Приморский Региональный Центр общественного контроля в ЖКХ» за период с 10.01.2016 г. по 30.06.2016 г.

    № п/п

    Тематика проблем волнующих граждан

    Количество обращений

    за 1-й квартал

    Рейтинг по результатам 1 квартала 2016 г.

    Количество обращений

    за 2-й квартал

    Рейтинг по результатам

    2 квартала 2016 г.

    1.

    Начисление платы за коммунальные услуги в части начисления ОДН

    94

    1

    98

    1

    2.

    Управление многоквартирным домом управляющими организациями

    76

    2

    93

    2

    3.

    Капитальный ремонт в части актуализации краткосрочной программы и исключения из перечня работ утепление фасада и установку приборов учета, а такжеузлов управления и регулирования потребления этих ресурсов

    55

    3

    77

    4

    4.

    Качество коммунальных услуг

    48

    4

    49

    6

    5.

    Неудовлетворительное состояние МКД

    41

    5

    84

    3

    6.

    Аварийное и ветхое жилье

    37

    6

    65

    5

    7.

    Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти

    32

    7

    29

    9

    8.

    Проблемы с приборами учета

    24

    8

    33

    7

    9.

    Неудовлетворительное придомовое благоустройство

    21

    9

    32

    8

    10.

    Иные

    104

    10

    59

    10

    ИТОГО:

    532


    619

     



                В первом и во втором квартале года лидирующее первое место занимают жалобы жителей Приморья на «начисление платы за коммунальные услуги». При этом основной акцент в жалобах делается на завышенные суммы, начисляемые на общедомовые нужды (ОДН).Завышение начислений на ОДН, составляющие  от 50 до 150% от суммы начисления за потребленный коммунальный ресурс по приборам учета, звонившие на телефон «горячей линии»  связывают с неудовлетворительной работой управляющих организаций по содержанию инженерных коммуникаций, выявлению незаконных подключений и по работе с собственниками, которые не установили квартирные приборы учета.
    Очень широк спектр вопросов поднимаемых в жалобах, относящихся к качеству работы управляющих организаций начиная от неудовлетворительной уборки лестничных площадок и заканчивая отказом во взаимодействии с Советами многоквартирных жилых домов. Значительное место среди обращений занимают жалобы на неисполнение управляющими организациями условий договора управления. Жалобы на управляющие организации занимают устойчивое второе место в рейтинге проблем в сфере ЖКХ в Приморском крае.
               Третье и четвертое место в первом и втором квартале соответственно занимают жалобы, относящиеся к капитальному ремонту домов. При этом жалобы на качество проведенного капитального ремонта составляют  немногим более 3% от общего числа жалок на капитальный ремонт. Большинство жалоб затрагивают работу регионального оператора с сайтом, размещением и доступностью информации и в частности по вопросам подачи документов на включение в программу капремонта домов при актуализации краткосрочной программы. Значительное количество жалоб связано с исключения в декабре 2015 г. из Закона Приморского края от 7 августа 2013 года    N 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае»  перечня работ по утеплению фасада и установку приборов учета, а также узлов управления и регулирования потребления коммунальных ресурсов.
               Жалобы на качество коммунальных услуг в первом квартале занимали 4 место в рейтинге, а во втором – 6, что связано с наступлением климатических условий в сторону значительного потепления. При этом количество жалоб осталось практически неизменным  48 и 48 соответственно в первом и втором квартале.
    «Неудовлетворительное состояние МКД» с 5 места в рейтинге в первом квартале переместилось на 3 место во втором. С наступлением плюсовых температур и началом осадков увеличилось количество жалоб на протекание кровель и заполнения подвалов водой. Собственники с приходом весны стали больше обращать внимание на состояние подъездов домов и фасадов, претерпевшие значительные ухудшение в зимний период.


  • Средневзвешенный норматив потребления коммунальной услуги – ВС РФ против

    24 июня 2016

    Средневзвешенный норматив потребления коммунальной услуги – ВС РФ против

    В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Пунктом 42 Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг.
    Отдельные органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий нередко устанавливали нормативы потребления коммунальных услуг, которые являются средними для всего жилого фонда, тем самым выравнивая коммунальные платежи во всем муниципальном образовании.
    Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) недавно подтвердил неправомерность подобного подхода, заявив, что установление среднего норматива противоречит положениям федерального законодательства.
    Рассмотрим подробнее обоснование ВС РФ, а также конкретные фактические основания возникшего спора.
    Позиция Красноярского краевого суда по существу спора
    Муниципальное унитарное предприятие "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства № 5 Стрелка" (далее – Заявитель) обратилось в Красноярский краевой суд с административным иском о признании недействующим подпункта 2.3 пункта 2 приложения № 1 к решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 6 марта 2005 г. № 409 "Об оплате коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения" (далее – Решение городского Совета).
    Основанием для такого обращения являлось то обстоятельство, что согласно подпункту 2.3 пункта 2 приложения № 1 к Решению городского Совета норматив по отоплению установлен в размере 0,025 Гкал на 1 кв. м общей площади. Указанный норматив является средним (средневзвешенным) для всех многоквартирных и жилых домов города Лесосибирска (в том числе для поселка Стрелка).
    Решением Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 г. заявленное требование удовлетворено, оспариваемый пункт признан несоответствующим действующему законодательству.
    В апелляционной жалобе в Верховный суд Российской Федерации Администрация города Лесосибирска просит отменить указанный судебный акт, признав его незаконным, необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
    Позиция ВС РФ по существу спора (определение Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 53-АПГ16-6)
    При принятии судебного акта Верховный суд исходил из следующего:
    1. В силу пункта 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306) при определении нормативов в отношении отопления учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
    2.  Согласно пункту 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
    3. Согласно таблице № 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению" (приложение № 2 к Правилам № 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется сучетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
    4. Жилой фонд поселка Стрелка состоит из одноэтажных и двухэтажных деревянных домов, в то время как в городе Лесосибирске жилой фонд составляют в основном пяти- и девятиэтажные кирпичные и деревянные дома, поэтому Красноярский краевой суд сделал обоснованный вывод о том, что установление единого (средневзвешенного) для всех многоквартирных и жилых домов норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без учета этажности, года постройки, степени благоустройства, а также конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов поселка Стрелка противоречит пунктам 4, 10, 11 Правил № 306.
    Таким образом, ВС РФ подтвердил обязательность дифференцированного подхода к определению нормативов потребления коммунальных услуг, тем самым устранив возможность местных органов власти устанавливать средневзвешенные нормативы по всему муниципальному образованию.
    Полагаем возможным использование указанного подхода ВС РФ ресурсоснабжающими организациями при оспаривании не соответствующих закону нормативных актов в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
    23.06.2016
    Киселев Александр
    http://communal-control.ru/blog/56

  • Проект федерального закона

    16 мая 2016

    Вводится специальное положение о лицензировании
    Минстрой РФ предлагает ужесточить лицензионные требования к управляющим организациям за грубые нарушения в сфере управления многоквартирными домами.  За грубые нарушения министры собираются активно отзывать лицензии у нарушителей.

    Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты» (в части ужесточения ответственности управляющих организаций за нарушение лицензионных требований)» (далее - законопроект) разработан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
        Законопроектом предполагается внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), направленных на повышение эффективности лицензионного контроля.
        Так, предполагается, что дела об административных правонарушениях по статьям статьей 7.23.3 «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» и 14.1.3 «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии» КоАП рассматриваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор.
        Кроме того, предусматривается, что в случае неоднократного в течение календарного года грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований в отношении многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о таком доме. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований будет установлен Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.
        Также законопроектом предусматривается, что лицензия аннулируется, в случае если в течение 6 месяцев с момента выдачи лицензии либо с момента исключения из реестра лицензий всех многоквартирных домов, которыми управлял лицензиат, в реестр лицензий не было включено ни одного многоквартирного дома.
        Часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена основанием для проведения внеплановой проверки - поступление указания Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации.
        В целях исполнения пункта 2 раздела II Протокола законопроектом также вносятся изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, направленные на изменение формы проведения торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом с конкурса на аукцион. СкачатьЗаконопроектproekt-ob-uzhestochenii-otvetstvennosti.doc [78.5 Kb] (cкачиваний: 577)


  • Как заинтересовать управляющие компании в энергосервисе

    10 мая 2016

    Как заинтересовать управляющие компании в энергосервисе

              Сегодня жизненно необходимо совершенствовать систему управления многоквартирными домами,  тогда представители УК будут заинтересованы в энергосервисе. Их нужно мотивировать премиями в энергосервисных договорах.
    При этом не стоит забывать, что уже на стадии принятия проект поправок в Жилищный кодекс о заключении прямых договоров между собственниками и поставщиками энергоресурсов.  Таким образом, в этих условиях механизм энергосервисных договоров уже не сможет работать на прежних условиях. Надо продумывать новую методику внедрения этого инструмента для повышения энергоэффективности. Надо успевать.
    Разумным представляется  предложение о полной передаче ресурсникам исполнения услуг по коммунальным ресурсам -  «до крана». Это  на сегодняшний день  самый оптимальный вариант, но он требует изменения в ЖК РФ в части разделения функций управления и подрядных работ по эксплуатации и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.
    При этом функции управляющего будут реально соответствовать интересам собственников – как заказчиков, а управляющий в интересах собственников для эффективного управления домом будет на рынке жилищных  и ремонтно-строительных услуг на основе маркетинга и тендера нанимать профессиональную специализированную организацию. Нужно создавать в жилищной сфере два рынка  услуг - управленцев-менеджеров и подрядных профессиональных организаций. Нужна новая система подготовки кадров.
    А пока приходиться заставлять управляющие компании заключать договоры и с ресурсоснабжающими предприятиями и с жителями, а УК сопротивляются так как это приводит их к банкротству при неплатежах собственников. И это не очень правильно…
    Раиса Санжицыренова