Плата собственниками помещений в МКД за коммунальные услуги непосредственно РСО

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    12 декабря 2015  |  Просмотров: 539
Плата собственниками помещений в МКД за коммунальные услуги непосредственно РСО

Автор: Тевосян А.Г., эксперт Электронной системы "Управление многоквартирным домом"

В соответствии с ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья (ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в МКД (или в нескольких МКД) для совместного управления и надлежащего содержания общим имуществом в МКД (или в нескольких МКД), а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данном МКД.
УО в рамках договора управления МКД обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в МКД (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 10 ст. 155 ЖК РФ).
Частями 2.2, 2.3 ст. 161 ЖК РФ закреплено, что при управлении МКД ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО, такие организации несут ответственность перед собственниками помещений в МКД не только за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, но и за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Частью 12 ст. 161 ЖК РФ закреплена обязанность по заключению договоров организациями, осуществляющими управление МКД с РСО, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Однако, действующее законодательство предусматривает возможность оплаты за все или некоторые коммунальные услуги напрямую РСО также при способе управления МКД УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК. Рассмотрим способы реализации такой возможности.
Способы оплаты КУ напрямую РСО при способе управления МКД УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК
1. Собственники помещений в МКД принимают решение о внесении платы за все или некоторые КУ непосредственно РСО
В соответствии с ч.ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе принять решение о внесении платы за все или несколько коммунальных услуг непосредственно РСО. В таком случае внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Также, согласно п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354) собственники нежилых помещений в МКД вправе напрямую заключить договоры с РСО о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
Вместе с тем п. 118 Правил № 354 закреплено:
в случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности;
в случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
2. Собственники помещений в МКД принимают решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего при непосредственном способе управления МКД.
Согласно ч.ч. 17, 18 ст. 12 Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" договоры, заключенные до дня вступления в силу данного Федерального закона (до 30.06.2015), между собственниками, пользователями помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В случае принятия собственниками помещений в МКД решения об изменении способа управления МКД или о выборе УО общим собранием собственников помещений в таком МКД может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления МКД или о выборе УО.
Таким образом, законодательством предусмотрено наличие прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками помещений в МКД и РСО при смене способа управления МКД с непосредственного управления на управление данным домом УО.
Важно отметить, что отсутствие соответствующих договоров между РСО и УО в указанном случае не может рассматриваться как нарушение УО лицензионных требований (письмо Минстроя России от 05.11.2015 № 35750-ОЛ/04).
Исходя из вышеизложенного, говоря о порядке и способе платы каких-либо жилищно-коммунальных услуг, необходимо исходить из заключенных собственниками договоров, а также решений, принятых на общих собраниях собственников помещений МКД.
http://www.gkh.ru/journals/2707/101717



Основы информационной работы в жилищной сфере

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    4 декабря 2015  |  Просмотров: 423
Основы информационной работы в жилищной сфере

Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Жилищная сфера не будет являться исключением из этого правила.
Причем информацию целесообразно разделить как минимум на 2 блока:
* информация для управляющей организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК о собственниках помещений в многоквартирном доме, о других потребителях, пользующихся коммунальными услугами в помещениях МКД, о наличии приборов индивидуальных учета и другие сведения, влияющие на объемы платежей (позволит производить объективные начисления за коммунальные услуги и иметь объективный баланс, отражающий фактическое потребление коммунальных услуг, начисление платы за КУ и объемы поступивших платежей);
* информация для собственников помещений в многоквартирном доме обо всех выполняемых работах и оказываемых услугах, их качестве, о ценах, тарифах и проч. (послужит профилактикой неплатежей со стороны собственников помещений в МКД за жилищно-коммунальные услуги).
Предоставление информации о деятельности управляющей организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК собственникам помещений в многоквартирном доме предусмотрено положениями ЖК РФ (ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, ч. 2, 3 ст. 165 ЖК РФ), однако не следует относиться к этому только как к обязанности.
Статистка говорит о том, что основными неплательщиками являются граждане, которые вполне могут себе это позволить, однако предпочитают тратить средства на другие цели. С чем это связано?
Это связано с тем, что все мы привыкли платить за то, что можем увидеть своими глазами, что не всегда можно обеспечить при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Особенно актуальной эта тема становится в силу того, что в средствах массовой информации объявлена настоящая война организациям и предприятиям жилищно-коммунальной сферы и управляющие организации предлагается считать главным врагом населения нашей страны.
Данную ситуацию необходимо менять в каждом отдельно взятом многоквартирном доме, в том числе, путем проведения информационной работы с собственниками помещений в многоквартирных домах.
Например, в рамках проведения работ по ремонту общего имущества в МКД управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК (или по их поручению подрядной организацией) в подвале МКД выполнены работы по замене фасонных частей сетей теплоснабжения МКД.
Очевидно, что эти работы могут остаться незамеченными для большинства собственников помещений в МКД, уезжающих на работу рано и приезжающих поздно, в связи с чем и необходимо провести информационную работу и сообщить жителям дома о планируемых работах.
К примеру, это может выглядеть так:

"Уважаемые жители!
"___" ___________________ 20 ___ г. в период с ___ ч. до ____ ч. в рамках подготовки
МКД к осенне-зимней эксплуатации в Вашем доме будут проводиться работы по замене фасонных частей внутридомовой сети теплоснабжения.
Взамен изношенных элементов будут установлены элементы из высокопрочного чугуна, наиболее экономичного и качественного материала на сегодняшний день, срок его эксплуатации достигает 50 лет.
Приносим извинения за возможные шумы и неудобства.
Ваша Управляющая компания _________________________".

Размещение подобного объявления в подъездах многоквартирного дома может показаться лишним шагом, ведь все работы заранее оговорены договором управления многоквартирным домом (сметой доходов и расходов, иным договором, в случаях, предусмотренных ЖК РФ).
Вместе с тем, размещение данного объявления является указанием на то, что работы в рамках содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не только планируются, но и выполняются, а также проявлением уважения к жителям МКД, т.к. объявление содержит извинения за еще не случившиеся, но всё же возможные неудобства.
Что касается предоставления коммунальных услуг, то и здесь управляющая организация, ТСЖ, ЖК, ЖСК имеют некоторые возможности.
Например, для формирования мнения жителей о качестве воды в подъездах МКД можно разместить результаты проб воды, сделанные по инициативе УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК.
К примеру, можно сообщить информацию о том, что вопреки рекламе средств для стирки, водопроводная вода не является жесткой (если это подтверждается результатами анализа воды) и использование средств против накипи вовсе не обязательно. Хозяйки сэкономят еще и на средствах для умягчения водопроводной воды.
Если в дом проблемы с теплом – необходимо говорить о том, с чем это связано (неудовлетворительное состояние внутридомовой системы отопления, низкое качество ресурса, поставляемого теплоснабжающей организацией и меры, принимаемые УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК по снижению платежей и т.д.). Целесообразно приглашать собственников на информационные собрания для обсуждения имеющихся вопросов.
На основании изложенного, информационная работа с собственниками помещений в многоквартирном доме – это важнейший элемент работы, направленной на недопущение образования задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
http://www.gkh.ru/journals/2707/101686



Ответственность по новым правилам Гражданского кодекса. Новые положения о неустойке и процентах

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    19 ноября 2015  |  Просмотров: 541
Ответственность по новым правилам Гражданского кодекса. Новые положения о неустойке и процентах
Журнал "Управление многоквартирным домом", № 11, 2015
Автор: С.А. Киракосян, канд. юрид. наук, доцент, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг» (г. Новороссийск)
Тема: Судебная практика
С июня 2015 г. в Гражданском кодексе произошли серьезные изменения в положениях об ответственности. Большая их часть касается, прежде всего, коммерческих организаций. И хотя новые положения уже применяются, однако выводы судов по этим вопросам противоречивые, и без наработки соответствующей судебно-арбитражной практики и в особенности разъяснений Верховного суда РФ применять новые положения об ответственности будет сложно.
Проценты по денежному обязательству
Самой спорной в применении и опасной для коммерческих организаций оказалась ст. 317.1 ГК РФ, установившая режим законных процентов. По своей природе законные проценты – это отнюдь не санкции, а своего рода плата за правомерное пользование чужими денежными средствами. Они начисляются по денежным обязательствам, возникающим между коммерческими организациями (например, по договорам между управляющими и ресурсоснабжающими, подрядными организациями). Размер процентов определяется ставкой рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие периоды.
Будьте внимательны, законные проценты в коммерческих договорах действуют по умолчанию сторон, если иное не предусмотрено в законе или договоре. То есть, ресурсоснабжающая организация (РСО) по умолчанию имеет право на получение с управляющей организации (УО) законных процентов на сумму долга на основании п. 1 ст. 317.1 ГК РФ. Для того чтобы проценты не начислялись, об этом должно быть сделано специальное указание в договоре.
Нерешенным остается ряд следующих вопросов.
Можно ли начислять законные проценты по договорам с отсрочкой платежа (при авансовых платежах)?
В сложившейся практике подрядных договоров распространены авансовые платежи с окончательным расчетом после подписания акта выполненных работ, оказанных услуг. Получается, что при оплате работ (услуг) после их выполнения (оказания) заказчик получает возможность определенное время пользоваться причитающимися подрядчику (исполнителю) денежными средствами. Отсюда отсрочка (рассрочка) оплаты работ (услуг) рассматривается судами как предоставление заказчику коммерческого кредита (п. 1 ст. 823 ГК РФ). Если по условиям договора предусмотрена уплата процентов за пользование коммерческим кредитом, то проценты на основании п. 1 ст. 317.1 ГК РФ одновременно начисляться не могут. В этом случае подлежат применению, прежде всего, специальные правила о коммерческом кредите. Несмотря на столь однозначный вывод в судебной практике все же иногда встречаются дела о начислении процентов на проценты (сложных процентов). При этом суды ссылаются на возможность применения сложных процентов к отношениям между коммерческими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, ссылаясь на п. 2 ст. 317.1 ГК РФ.
Применяется ли ст. 317.1 ГК РФ к договорам, заключенным до 1 июня 2015 г.?
Арбитражные суды по меньшей мере удивляют своими непредсказуемыми выводами. Одни суды, несмотря на запрет обратной силы закона, делают вывод о возможности взыскания законных процентов по договорам, заключенным до 1 июня 2015 г.
Пример
В одном из судебных дел договор оказания услуг был заключен в июне 2012 г., но, несмотря на это, Арбитражный суд Кемеровской области посчитал возможным начисление процентов по ст. 317.1 ГК РФ (решение от 14.08.2015 по делу № А27-11552/2015).
В рамках одного из дел суд взыскал законные проценты наряду с неустойкой (решение Арбитражного суда Москвы от 14.08.2015 по делу № А40-110772/15).
Другие суды взыскивают проценты по ранее заключенным договорам, указывая, что законные проценты подлежат начислению лишь с 1 июня 2015 г.
И, наконец, существует третий подход, который, на наш взгляд, полностью соответствует букве и духу закона. Так, суды указывают, что к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных до 1 июня 2015 г. не применяются положения ст. 317.1 ГК РФ, поскольку указанные правоотношения, а также права и обязанности сторон, в т. ч. обязанность по оплате стоимости выполненных работ, оказанных услуг, возникли до дня вступления в силу изменений в Гражданский кодекс. Например, решение Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2015 по делу № А55-8323/2015, такого же мнения придерживается Арбитражный суд Орловской области в решении от 17.08.2015 по делу № А48–3660/2015.
Правильным такой подход судов представляется не только из-за недопустимости обратной силы норм Гражданского кодекса, но и по причине закрепленного в нем начала добросовестности. В договорных отношениях добросовестность предполагает, что сторона, заключившая договор на определенных условиях и предоставившая другой стороне отсрочку (рассрочку), не должна в последующем создавать финансовых обременений другой стороне, если последняя своевременно и в полном объеме выполняла взятые на себя обязательства. По сути, все сводится к тому, что одна сторона не должна эксплуатировать новые правовые институты в целях собственного обогащения. Даже тот факт, что законные проценты не являются санкцией, не может свидетельствовать о правомерности возложения на контрагента дополнительного финансового бремени. Подобный подход вряд ли укрепит сотрудничество и хозяйственные связи.
В виду существующих рисков недобросовестного начисления процентов по ст. 317.1 ГК РФ по договорам, заключенным до 1 июня 2015 г., рекомендуем к ранее заключенным договорам составить дополнительное соглашение, а в новые сразу включать специальную оговорку о неприменении ст. 317.1 ГК РФ.
РЕКОМЕНДАЦИЯ
Образец формулировки для договора или дополнительного соглашения: «На денежные обязательства, возникшие из настоящего договора №___ от ________ не распространяется ст. 317.1 ГК РФ и законные проценты не подлежат начислению».
Также стороны могут предусмотреть в договоре условие об ином размере законных процентов. Ведь не стоит забывать, что ст. 317.1 ГК РФ является диспозитивной,* и стороны могут самостоятельно определить размер процентов.
Более подробно о новых положениях о неустойке и уменьшении ее размера, процентах при нарушении денежных обязательств, штрафе за неисполнение обязательства в натуре и компенсации потерь читайте в №11 2015 журнала "Управление многоквартирным домом".
http://www.gkh.ru/journals/9637/101502


«О внесении изменения в статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    3 ноября 2015  |  Просмотров: 424
Предлагается установить срок для подачи заявлений о прекращении договора управления многоквартирным домом
 
Срок, в который стороны договора об управлении многоквартирным домом должны известить орган местного самоуправления о своем решении не продлевать срок его действия, может быть законодательно закреплен. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы Законодательным Собранием Пермского края.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения
в статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации
В соответствии с частью 6 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были им предусмотрены. Следовательно, если ни одна из сторон не заявила
о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия, то действие указанного договора пролонгируется
на установленный в договоре срок без изменения условий договора.
Жилищный кодекс Российской Федерации  не устанавливает срок направления заявления о прекращении договора управления, поэтому сторона вправе направлять его в любое время,  до наступления  последнего дня срока действия договора. При этом управляющей организации в соответствии
с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо исполнить обязанность по передаче технической документации
на многоквартирный дом за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом.
Предлагаемые законопроектом  изменения, предусматривающие установление срока, когда стороны должны известить о своем намерении
не продлевать срок действия договора,  позволят упорядочить деятельность
по управлению многоквартирным домом, а также дадут возможность органам местного самоуправления в случае необходимости в установленном законодательством порядке провести открытый конкурс по отбору другой управляющей организации и не допустить перерыва в управлении многоквартирным домом, что, в свою очередь, позволит обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также непрерывное предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах.



Меняются тарифы в сфере обращения с отходами

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    28 октября 2015  |  Просмотров: 530
Меняются тарифы в сфере обращения с отходами

27 Октября 2015
С 1 января 2016 года в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) будут действовать новые правила регулирования тарифов, что отразится в том числе на существующих и будущих концессионерах. ФАС уже подготовлен проект постановления правительства РФ об основах ценообразования в сфере обращения с ТКО, которое планируется принять к началу нового года. Проект призван служить основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы установления тарифов операторам по обращению с ТКО (ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержит лишь общие положения о видах тарифов и видах регулируемой деятельности), что объясняет его высокую значимость для участников рынка.
Документ отражает основные тенденции развития федерального законодательства в области экологии, вводит новые для отрасли тарифного регулирования понятия, при этом содержит некоторые положения, которые неоднозначно могут проявиться при реализации экологических проектов ГЧП. Во-первых, государственному регулированию подлежат не цены на услуги регионального оператора и операторов по обращению с ТКО, а только верхний предел таких цен для каждого оператора. Иными словами, операторы осуществляют регулируемые виды деятельности по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы, установленные органом власти субъекта РФ.
Проблема в том, что цены по договорам между операторами и региональным оператором могут быть необоснованно занижены последним. Проект не содержит каких-либо ограничений по минимальному пределу тарифов, что может повлечь возможные злоупотребления со стороны регионального оператора. Для концессионеров это может иметь последствия в части возврата вложенных инвестиций: орган регулирования установит предельный тариф, обеспечивающий возврат всех капитальных вложений в проект, но цена по договору с региональным оператором может быть ниже установленного тарифа, в связи с чем концессионер будет лишен возможности вернуть инвестированный капитал в установленные сроки.
Этот риск также усугубляется тем, что для регионального оператора установлены ограничения по включению отдельных расходов в тариф. Так, в едином тарифе на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку и утилизацию ТКО, что может привести в качестве возможных трендов к снижению цен по договору с операторами (концессионерами) на обработку и утилизацию отходов.
Во-вторых, в проекте говорится всего о двух возможных методах регулирования: метод экономически обоснованных расходов и метод индексации. Метод обеспечения доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование) не предусматривается. Вместе с тем прочие регулируемые отрасли ЖКХ и энергетики уже имеют опыт применения этого метода, что значительно повышает инвестиционную привлекательность таких отраслей. Для сфер теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ФЗ "О концессионных соглашениях" выделяет пласт отдельных положений об условиях проведения конкурса, о существенных условиях концессионного соглашения, о показателях деятельности концессионера, которые нацелены на долгосрочную фиксацию параметров тарифа в концессионном соглашении. В частности, если для концессионера определен метод обеспечения доходности инвестированного капитала, в концессионном соглашении должны содержаться такие параметры, как срок окупаемости инвестиций концессионера, размер инвестированного капитала, норма доходности инвестированного капитала. В сфере обращения с ТКО, согласно проекту, возможность указания в концессионном соглашении параметров возврата инвестированного капитала является ограниченной. Единственный долгосрочный метод регулирования - метод индексации с долгосрочными параметрами, которые не учитывают капитальные затраты концессионера (базовый уровень операционных расходов и индекс эффективности операционных расходов). Таким образом, по сравнению с другими сферами ЖКХ регулирование тарифов в области ЖКХ имеет не так много возможностей в части возврата инвестиций.
В-третьих, продолжительность долгосрочного периода регулирования и обязательность установления долгосрочных тарифов на уровне закона и проекта постановления не устанавливается. Наличие ранее в ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" минимального срока долгосрочного периода (не менее трех лет, при установлении долгосрочных тарифов впервые и не менее пяти лет при установлении долгосрочных тарифов в последующем) гарантировало возможность установления тарифов на указанные сроки. Отсутствие установления минимальной продолжительности долгосрочных тарифов может привести к нивелированию института долгосрочных тарифов в сфере обращения отходов.
Проект находится в последней стадии доработки, кроме того, не принят целый ряд нормативно-правовых актов в сфере регулирования тарифов в области обращения с отходами. Общие тенденции развития экологического законодательства продолжают улучшать условия для реализации проектов ГЧП и концессионных соглашений. Большое значение имеет то, что на уровне закона было установлено правило о компенсации в тарифе экономически обоснованных расходов на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечении экономически обоснованного уровня доходности текущей деятельности и инвестированного капитала вне зависимости от избранного метода регулирования цен операторов. При этом в новом документе целесообразно проработать вопросы ограничения минимальных цен по договорам с региональным оператором, установления в качестве возможного метода RAB-регулирования, а также увеличения долгосрочного периода регулирования.
Необходимо дождаться принятия документов правительства РФ и актов субъектов РФ, которые будут более подробно регулировать взаимоотношения (договорные и финансовые) операторов и региональных операторов по обращению с ТКО. Для инвесторов в первую очередь важно, чтобы эти документы учитывали обязательства как частных, так и публичных партнеров в рамках уже существующих и реализуемых концессионных проектов.
Источник:  http://www.rg.ru



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: 1.Проект "Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края"; 2.Проект "Повышение общественной активности граждан в Приморском крае"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы