• Обзор изменений жилищного законодательства РФ за третий квартал 2019 года

    14 октября 2019

    Обзор изменений жилищного законодательства РФ за третий квартал 2019 года

    АКАТО предлагает вниманию специалистов жилищно-коммунального комплекса обзор изменений жилищного законодательства РФ за третий квартал 2019 года.
     
    Управление МКД, предоставление коммунальных услуг
    С 26 июля 2019 года УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК запрещено передавать право требования задолженности третьим лицам (кредитным организациям, коллекторам).
    Внесены изменения в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
    В исключительном случае, а именно при смене собственниками формы управления МКД, или управляющей организации, ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с ТКО уступка права требования задолженности возможна в пользу вновь выбранной, отобранной или определенной организации.
    В таком случае лиц, имеющих задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, необходимо будет в письменной форме уведомлять об уступке права (требования) по возврату такой задолженности. До получения уведомления лицо, имеющее задолженность, может не погашать задолженность в пользу новой принимающей организации.
    В случае уступки права (требования) по возврату задолженности третьим лицам, в том числе кредитным организациям или коллекторам, заключенный договор считается ничтожным.
    Дополнительно уточнено, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
    (Федеральный закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ)
     
    С 31 июля 2019 года применяется типовая форма договора ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в т. ч. поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в т. ч. поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления).
    По соглашению сторон договор может быть дополнен положениями, не противоречащими законодательству РФ. Договор заключается на неопределённый срок.
    (Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897)
     
    С 31 июля 2019 года УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны предоставлять ресурсоснабжающей организации сведения, указанные в новой редакции пункта 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которые необходимы для начисления платы за коммунальные услуги.
    Такие сведения предоставляются не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги РСО. Сведения предоставляются как на бумажном, так и на электронном носителе. В случае непредоставления и (или) предоставления недостоверных сведений, что повлечет убытки РСО, такие убытки РСО возмещает УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК. В случае изменения сведений в реестре собственников помещений МКД, не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК направляют новые сведения РСО, региональному оператору по обращению с ТКО.
    (Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897)
     
    Обращение с ТКО
    С 31 июля 2019 года УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК обязаны предоставить региональному оператору по обращению с ТКО сведения, указанные в новой редакции пункта 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
    Такие сведения предоставляются Регоператору по обращению с ТКО как на бумажном, так и на электронном носителе не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги. В случае непредоставления и (или) предоставления недостоверных сведений, УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК возмещает Регоператору по обращению с ТКО возникшие убытки.
    (Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897)
     
    25 сентября 2019 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 26.07.2019 № 225-ФЗ в Федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».
    Законом определены понятия федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, российского экологического оператора и оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Предусмотрено создание государственной информационной системы (далее - ГИС) учета ТКО, а также ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
    Установлено, что федеральная схема обращения с ТКО включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с ТКО, и иную информацию, определенную Правительством РФ. Федеральная схема обращения с ТКО разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством РФ в установленном им порядке.
    Электронная модель федеральной схемы обращения с ТКО является частью ГИС учета ТКО. Оператором ГИС учета ТКО определено Минприроды России.
    Законом предусмотрена федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности, утверждаемая Правительством РФ. Схема разрабатывается и корректируется с учетом сведений, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами и ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
    Организации, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, а также федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
    Полномочия по созданию ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности закреплены за Госкорпорацией «Росатом».
    (Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
  • Можно ли привлечь ГЖИ к ответственности?

    1 октября 2019

    Можно ли привлечь ГЖИ к ответственности?

    Ранее на сайте АКАТО публиковались статьи, посвященные вопросу несовершенства законодательства, дающего возможность органам госжилнадзора фактически «назначать» организации, управляющие тем или иным многоквартирным домом (далее – МКД) на территории соответствующего субъекта РФ, и конкретному случаю обжалования управляющей организацией ООО «ДЭЗ» действий органа госжилнадзора Московской области. В настоящей статье речь пойдет о том, как управляющая организация не только доказала неправомерность действий органа госжилнадзора, но и смогла добиться привлечения этого органа к ответственности.
    Было ли собрание?
    1 июля 2007 года ООО «Дирекция Эксплуатации Зданий» (далее – ДЭЗ, ООО «ДЭЗ»), входящее в группу компаний «УК СВА», приступило к управлению многоквартирным домом № 3 по ул. Речная г. Красногорска Московской области.
    За 10 лет управления домом менялись тарифы и состав услуг, было введено лицензирование деятельности по управлению МКД, которое ДЭЗ успешна прошла, получила лицензию, а в реестр лицензий была внесена запись о том, что именно ООО «ДЭЗ» управляет МКД по адресу: г. Красногорск, ул. Речная, д. 3.
    В конце 2017 года была предпринята попытка «забрать» часть домов из управления ДЭЗ. Например, в отношении дома №30 по ул. Кирова вдруг появилась информация о выборе собственниками помещений этого дома новой управляющей организации – ООО «Квартал-М» (ранее эта история освещалась на сайте АКАТО). А собственники помещений дома 3 по ул. Речная вдруг решили выбрать в качестве новой УО некое МУП «РСП».
    Именно такое решение было принято 4 декабря 2017 года на общем собрании собственников помещений МКД по адресу: г. Красногорск, ул. Речная, д. 3. Протокол общего собрания № 1 от 04.12.2017, содержащий соответствующие сведения, был направлен в Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – ГЖИ).
    Как и в случае с протоколом общего собрания собственников помещений дома 30 по ул. Кирова, протокол собрания собственников помещений дома 3 по ул. Речная вызвал ряд неустранимых сомнений как в действительности самого протокола, так и в факте проведения собрания в принципе. Впоследствии Красногорский городской суд подтвердил ряд нарушений.
    Так, собственники помещений не были надлежащим образом уведомлены о проведении общего собрания, в связи с чем были лишены возможности принять участие в голосовании. В нарушение статьи 47 ЖК РФ инициатор провел собрание сразу в заочной форме, минуя очную. В управляющую организацию ООО «ДЭЗ» не был представлен полный пакет документов, в том числе не было письменных решений (бюллетеней) участников собрания. Итоги общего собрания не были доведены до сведения собственников помещений дома.
    Впрочем, все приведенные нарушения остались незамеченными для ГЖИ, которая приняла протокол общего собрания № 1 от 04.12.2017 без замечаний и на его основании внесла изменения в реестр лицензий Московской области, указав, что домом 3 по ул. Речная управляет теперь не ДЭЗ, а МУП «РСП».
    ДЭЗ тем временем обжаловала протокол общего собрания в суд
    ГЖИ против
    Решением Красногорского городского суда Московской области от 26.02.2018 по делу № 2-1423/2018 решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д.3, оформленное протоколом № 1 от 04.12.2017, признано недействительным. Решение суда вступило в силу 22 августа 2018 года.
    А поскольку именно обжалованное решение общего собрания было основанием для внесения изменений в реестр лицензий в части замены организации, управляющей домом 3 по ул. Речная, с ООО «ДЭЗ» на МУП «РСП», признание его недействительным означает, что для изменений реестра лицензий оснований не было.
    24 апреля 2019 года ДЭЗ обратилась в ГЖИ с заявлением о восстановлении в реестре лицензий записи о том, что ООО «ДЭЗ», а не МУП «РСТ» управляет многоквартирным домом.
    Однако, ГЖИ абсолютно нелогично отреагировала на такое заявление.
    Как впоследствии установил Арбитражный суд Московской области, «По результатам рассмотрения данного заявления Инспекцией в адрес заявителя направлен ответ об исключении спорного МКД из реестра лицензии Московской области в отношении МУП «РСП», в соответствии с ч.3.1 ст. 198 ЖК РФ. При этом сведения об управлении спорным МКД в реестре лицензии Московской области в отношении ООО «ДЭЗ» не восстановлены».
    То есть, ГЖИ согласилась, что у МУП «РСТ» права управлять домом нет, но и ООО «ДЭЗ» в таком праве ГЖИ решила отказать. А разрешение вопроса, кто же должен управлять многоквартирным домом, предписанием ГЖИ было передано администрации Красногорского городского округа, которая Постановлением от 15.07.2019 № 1586/7 объявила открытый конкурс по отбору организации, управляющей домом № 3 по ул. Речная.
    Разумеется, управляющую организацию, много лет управляющую домом, отстраненную от управления на основании признанного судом недействительным протокола, не могли не возмутить такие действия надзорного органа.
    23 мая 2019 года ДЭЗ обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании действий ГЖИ незаконными и обязании ГЖИ включить (возвратить) ООО «ДЭЗ» в реестр лицензий субъекта РФ в отношении многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Красногорск, ул. Речная, д. 3.
    Преступление и наказание
    02 июля 2019 года Арбитражный суд Московской области решением по делу №А41-45253/19 признал требования ДЭЗ подлежащими удовлетворению, признал бездействие ГЖИ, «выразившееся в непринятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в части сведений об управлении многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул.Речная, д.3 - ООО "ДЭЗ"», незаконным и обязал ГЖИ в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения восстановить права ДЭЗ путем внесения соответствующей записи в реестр лицензий.
    18 июля 2019 года определенный судом 10-дневный срок истек, но орган государственного жилищного надзора так и не посчитал нужным исполнить решение суда.
    22 июля 2019 года ДЭЗ в рамках рассмотрения дела №А41-45253/19 обратилась в Арбитражный суд с ходатайством о наложении на ГЖИ судебного штрафа за неисполнение решения суда.
    Тем временем ГЖИ 5 августа 2019 года подала апелляционную жалобу на решение АС Московской области от 02.07.2019 по делу №А41-45253/19.
    14 августа 2019 года Арбитражный суд Московской области рассмотрел ходатайство о наложении судебного штрафа. В своем определении суд указал, что решением от 02.07.2019 суд обязал ГЖИ «внести сведения об управлении ООО "ДЭЗ" многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул.Речная, д.3 – в течение 10 рабочих дней с момента принятия настоящего решения», при этом суд напомнил, что «Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда (ч. 7 ст. 201 АПК РФ). На немедленный характер исполнения решения суда в данной части было указано в самом решении от 02.07.2019 года», а также определил, что доводы ГЖИ о подаче апелляционной жалобы «судом отклоняются, как противоречащие обязательной силе судебного решения».
    Определением от 14 августа 2019 года по делу №А41-45253/19 Арбитражный суд Московской области наложил на ГЖИ судебный штраф в размере 100 000 рублей.
    ГЖИ обжаловала указанное определение, но жалоба на данный момент еще не рассмотрена.
    Администрация Красногорска, наблюдая за развитием событий, вероятно, решила исключить свое участие в этих самых событиях (тут на гос.органы штрафы накладывают, а что могут сделать со скромным органом местного самоуправления!) и Постановлением от 23.08.2019 года № 2018/8 отменила свое ранее принятое Постановление от 15.07.2019 № 1586/7 о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации.
    26 сентября 2019 года состоялось рассмотрение апелляционной жалобы ГЖИ на решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2019 по делу №А41-45253/19, коллегия апелляционной инстанции постановила отказать ГЖИ в удовлетворении жалобы, решение суда первой инстанции оставлено в силе.
    Заключение
    Как видно из рассказанной в настоящей статье истории, отстаивать свои права и защищать свои интересы можно и нужно, в том числе, и в спорах с надзорными органами. Да, это бывает сложно, да, эти процессы могут потребовать значительных затрат ресурсов и времени, но сложно не согласиться с тем, как прекрасно наблюдать за торжеством справедливости.
    Кроме того, оказывается, не только ГЖИ имеет право штрафовать своих поднадзорных лиц, но и сам орган госжилнадзора может быть оштрафован за незаконные действия или бездействие. То есть, ответ на вопрос, поставленный в заголовке статьи, безусловно, положительный.
     
    Автор: Нифонтов Д.Ю.
    https://acato.ru/articles/20190930/mozhno-li-privlech-gzhi-k-otvetstvennosti
  • ГЖИ: надзор или назначение исполнителей услуг?

    18 сентября 2019

    ГЖИ: надзор или назначение исполнителей услуг?

    Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.
     

    Государственный жилищный надзор
    Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные. Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц. А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.
    К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».
    Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ). Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей. При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.
    Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других. Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений. Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.
    Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.
    Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам. Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.
    В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
    И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.
  • Обзор важных для УО и ТСЖ законопроектов в жилищной сфере

    12 сентября 2019

    Обзор важных для УО и ТСЖ законопроектов в жилищной сфере

    С начала 2019 года были приняты десятки поправок в жилищное законодательство, также внесены в Госдуму РФ или на общественное обсуждение законопроекты и проекты постановлений Правительства РФ. Сегодня делаем обзор таких документов и изменений, которые они внесут в НПА в случае их утверждения.
    Законопроекты по организации ОСС и полномочиям совета МКД приняты в первом чтении
    Целый ряд законопроектов, внесённых в этом году в Госдуму РФ, уже был рассмотрен и принят в первом чтении. Это касается двух документов, которыми законодатели планируют изменить порядок проведения общих собраний собственников помещений в МКД.
    Так, в июле 2019 года первое чтение успешно прошёл законопроект № 487583-7, утверждающий единую процедуру голосования на ОСС: очный, заочный и электронный варианты. Голосование с использованием информационной системы будет проводиться не 3–5 дней с момента его запуска, а от 7 до 60 дней, что позволит собрать необходимый для принятия решения кворум голосов. Изменения коснутся ст. ст. 44, 47.1 ЖК РФ.
    В осеннюю сессию Госдума РФ планирует рассмотреть принятый в первом чтении больше года назад законопроект № 232824-7. Документ разрешит жителям многоквартирных домов проводить общие собрания собственников в виде конференций, то есть при участии делегатов от собственников. Проект Федерального закона определяет механизм выбора таких делегатов, их полномочия и порядок избрания, порядок проведения собрания.
    Для упрощения взаимодействия управляющей домом организации и совета МКД депутаты Госдумы РФ разработали и в июле приняли в первом чтении законопроект № 518643-7. Если документ будет утверждён, то председатели советов МКД смогут подписывать договоры управления и оказания услуг по текущему ремонту без доверенности от собственников. Соответствующие изменения законодатели предложили внести в ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ.
    Проекты о контроле за капремонтом, плате за отопление и содержанию ВДГО прошли первое чтение
    В первом чтении Госдума РФ уже приняла ряд законопроектов, которые напрямую коснутся деятельности управляющих организаций:
    1. Законопроект № 759178-7 приостановит на 6 месяцев действие некоторых положений судебной реформы, в частности – указание идентификатора ответчика-гражданина. Это требование, которое вступит в силу 1 октября 2019 года согласно № 451-ФЗ, усложнит претензионно-исковую работу УО по взысканию задолженности с неплательщиков.
    2. Законопроект № 661236-7 в случае его принятия усилит контроль за качеством капитального ремонта многоквартирных домов. Законодатели предлагают расширить перечень лиц, которые принимают участие в приёмке дома после капремонта: в комиссию смогут войти представители муниципалитетов.
    3. Госдума РФ продолжает рассматривать проекты НПА, которые регулируют расчёт платы за теплоснабжение в многоквартирных домах. Законопроект № 620233-7 внесёт изменения в ч.1 ст. 157 ЖК РФ и закрепит обязанность исполнителя коммунальной услуги по отоплению рассчитывать плату за услуги на основании показаний ОДПУ и ИПУ при их наличии.
    4. Ещё в апреле 2018 года в первом чтении был принят законопроект № 337041-7, которым предлагается внести изменения в ст. 161 ЖК РФ. Документ относит к надлежащему содержанию общего имущества МКД обеспечение надёжности и безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в доме.
    Проекты законов о машино-местах, очереди на капремонт и изменениях в закон о рекламе на первом чтении
    Депутаты Госдумы РФ уже приступили к рассмотрению в первом чтении ряда законопроектов, которыми планируется внести изменения в жилищное законодательство.
    Так, законодатели обсуждают законопроект № 196293-7, который приравнивает машино-места к жилым помещениям в многоквартирных домах. Сейчас парковки считаются общедомовым имуществом и платят за них все собственники помещений в доме. Депутаты предложили схему, по которой платить за машино-место будут только те жители МКД, которые ими пользуются. Законопроект должен был быть рассмотрен в весеннюю сессию, но пока в первом чтении так и не принят.
    В стадии первого рассмотрения находится и документ, который должен запретить рекламу способов вмешательства в работу приборов учёта коммунальных ресурсов и искажения их показаний. Законопроект № 573255-7 был включён в примерную программу Госдумы РФ на июль 2019 года, но пока так и остаётся не принятым в первом чтении.
    Законодатели приступили к рассмотрению нового законопроекта № 712762-7, который был разработан в Удмуртии. Авторы предлагают разрешить региональным властям запрещать ночью продажу алкоголя в заведениях, расположенных в МКД, по аналогии с магазинами розничной торговли.
    Ещё один интересный УО документ, который уже рассматривается в Госдуме РФ в первом чтении, – законопроект № 153324-7. Законодатели предлагают создать единые для всех субъектов России критерии, по которым региональные операторы капремонта смогут формировать очередь многоквартирных домов. Когда документ будет рассмотрен, пока неизвестно.
    Законопроекты по управлению МКД, взысканию долгов и оказанию коммунальных услуг внесены в Госдуму РФ
    В Госдуму РФ внесено большое количество законопроектов, которыми планируется поменять нормы жилищного законодательства, но к их рассмотрению депутаты ещё не приступили.
    В первую условную группу мы включили документы, которые непосредственно коснутся работы управляющих организаций. Законодатели предлагают:
    * дополнить перечень лицензионных требований для УО – в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве не должно быть свежей информации об учредителе УО (законопроект № 746597-7);
    * упростить УО процесс получения данных-идентификаторов, необходимых для расчёта платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взыскания долгов с неплательщиков в судебном порядке (законопроект № 735817-7);
    * отменить сроки исковой давности для дел о возврате общего имущества из частной собственности в собственность МКД, что обеспечит судебную защиту целостности конструкций дома (законопроект № 752270-7);
    * упорядочить схему доступа операторов связи к общему имуществу собственников в МКД для размещения оборудования (законопроект № 614271-7).
    Ко второй группе мы отнесли законопроекты, которые при их принятии внесут изменения в НПА, касающиеся коммунальных услуг. Так, законопроект № 611260-7 позволит собственникам в МКД самостоятельно решать на ОСС, организовывать ли раздельный сбор отходов.
    Законодатели предлагают устанавливать в домах оборудование, которое сможет автоматически перекрывать подачу газа в дом и подавать сигнал тревоги в случае угрозы утечки. Сделать это можно будет за счёт средств из фонда капремонта (законопроект № 625887-7).
    Законопроект № 681247-7 касается вопросов перехода на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирных домах. Депутаты стремятся решить вопрос с двойной оплатой теплоснабжения жителями квартир, которые в установленном порядке перешли на альтернативную систему отопления своего помещения.
    Также Госдума РФ ещё не приступила к рассмотрению законопроекта о признании безнадёжной к взысканию задолженности за ЖКУ после истечения срока исковой давности и предложения о создании единого платёжного документа за ЖКУ вместо множества разных квитанций.
    Правительство РФ хочет наказывать УО за неустановку ОДПУ и запретить в жилых домах гостиницы
    В 2019 году на Федеральном портале проектов НПА также были размещены проекты федеральных законов и постановлений Правительства РФ, которые касаются сферы управления многоквартирными домами и работы УО.
    Минстрой РФ предложил законодательно закрепить ответственность управляющих организаций за отказ установить в доме ОДПУ. Ведомство хочет дополнить ст. 9.16 КоАП РФ частями об административном наказании УО за недопуск РСО в дом для установки общедомового прибора учёта и за ненадлежащее содержание ОДПУ, из-за чего оборудование вышло из строя. Проект соответствующего федерального закона находится на стадии общественных обсуждений и антикоррупционной экспертизы.
    Также на обсуждении находится проект постановления Правительства РФ, в котором прописан запрет на размещение в жилых помещениях многоквартирных домов гостиниц. Документ должен внести изменения в Правила пользования жилыми помещениями, утверждённые постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.
    Положительную оценку регулирующего воздействия (ОРВ) уже получил проект федерального закона, который позволит регионам определять порядок расчёта платы за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества МКД.
    Отрицательную ОРВ получили сразу несколько законопроектов, в том числе:
    * проект постановления Правительства РФ, утверждающего новые Правила предоставления доступа пользователям к интеллектуальной системе учёта электроэнергии;
    * проект постановления Правительства РФ по вопросу подтверждения УО качества оказанных услуг по управлению многоквартирными домами: для сохранения экономии управляющая организация должна на ОСС утвердить годовой отчёт;
    * проект постановления Правительства РФ, которым законодатели планировали обязать УО оставлять в подвалах МКД продухов размером 15 на 15 сантиметров.
    На заметку
    По данным Госдумы РФ, сейчас на её рассмотрение вынесены более 50 законопроектов, которые касаются жилищной сферы и при утверждении внесут изменения в жилищное законодательство.
    До конца 2019 Госдума РФ планирует рассмотреть как минимум 10 из них, среди которых проекты о(б):
    * проведении ОСС в виде конференций;
    * введении единой процедуры обращения управляющих организаций, РСО и ТСЖ с персональными данными собственников;
    * установлении обязанностей УО по обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
    * едином платёжном документе за ЖКУ;
    * об участии органа МСУ в комиссии по приёмке работ после капремонта.
    Ольга Шевлягина Редактор
    https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/10749/obzor-vazhnyh-dlya-uo-i-tszh-zakonoproektov-v-zhilischnoy-sfere

  • Изменения в жилищном законодательстве в 2019 году: часть третья

    11 сентября 2019

    Изменения в жилищном законодательстве в 2019 году: часть третья

    Мы завершаем цикл о нововведениях-2019 в жилищном законодательстве. В заключительной статье рассказываем об изменениях в НПА, касающихся коммунальных услуг, расчёта платы за теплоснабжение многоквартирных домов, приборов учёта и «мусорной реформы».
    Плата за отопление разделена на плату за индивидуальное отопление и за теплоэнергию на СОИ
    Наиболее важные изменения в жилищном законодательстве, которые произошли в 2019 году, касались расчёта платы за теплоснабжение в многоквартирных домах. Это связано с постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, о котором мы подробно рассказывали в статье «Почему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление».
    КС РФ предписал законодателям изменить подход к расчётам платы за теплоснабжение в МКД, где в установленном порядке собственники смонтировали индивидуальные системы отопления. Такие потребители должны платить только за тепловую энергию, потреблённую в целях содержания общего имущества.
    Соответствующие изменения внесло в ПП РФ № 354 новое постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Так, потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, может не платить за него внутри помещения, но должен платить за отопление, потраченное на содержание общего имущества собственников.
    Однако не платить за индивидуальное отопление жилого помещения при автономном оборудовании потребитель может только в том случае, если при отключении в квартире централизованного теплоснабжения он соблюдал требования законодательства к переустройству: разработал техдокументацию и согласовал работы с органом МСУ.
    Также новое постановление урегулировало порядок расчёта платы за отопление с учётом показаний индивидуальных приборов в тех МКД, где не все помещения оборудованы ИПУ.
    * Как в 2019 году изменилась система расчётов платы за отопление МКД
    * Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление
    * Изменились ли формулы расчёта платы за отопление
    Подписаны три Федеральных закона в сфере коммерческого учёта потребления ресурсов
    В 2019 году были приняты несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют сферу учёта коммунальных ресурсов и установки ИПУ/ОДПУ.
    1. Федеральный закон от 26.07.2019 № 241-ФЗ ввёл новые виды домов, в которых можно не устанавливать счётчики и внёс корректировки в ст. 13 № 261-ФЗ.
    УО и собственники помещений в МКД не обязаны устанавливать приборы учёта коммунальных ресурсов в домах, степень износа которых выше 70%. Требования по оснащению приборами учёта теперь распространяются на все ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту дома.
    2. Федеральный закон от 29.05.2019 № 114-ФЗ закрепил административную ответственность потребителей за повторное самовольное подключение к сетям электро- и теплоснабжения. Для физлиц штраф составит от 15 до 30 тысяч рублей.
    Управляющие организации, которые борются с воровством ресурсов в многоквартирных домах, могут использовать этот аргумент при ведении информационной работы среди жителей.
    3. Согласно Федеральному закону от 27.12.2018 № 522-ФЗ, в июле 2020 года в России начнётся введение системы интеллектуального учёта электроэнергии.
    В МКД старые ИПУ будут массово менять на «умные», которые смогут автоматически передавать показания и ограничивать подачу света неплательщикам. Плату за новые приборы РСО включат в тариф.
    Создан единый экологический оператор и изменены обязанности УО по содержанию контейнерных площадок
    С 1 января 2019 года, согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах России начала действовать «мусорная реформа», но и в этом году законодатели продолжают корректировать НПА и утверждать новые документы, которые изменяют требования к работе новой системы по обращению с ТКО.
    Так, 14 января 2019 года официально началось создание комплексной системы обращения с ТКО согласно Указу президента РФ от 14.01.2019 № 8 – Российского экологического оператора. Единый оператор был зарегистрирован уже 10 апреля 2019 года.
    К его функционалу относится создание и управление комплексной системой по обращению с отходами, создание системы переработки вторсырья и контроль вредного воздействия ТКО на человека и окружающую среду.
    Для управляющих организаций и ТСЖ важным изменением, которое касалось сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, стали требования постановления Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572. Этот документ исключил из минимального перечня работ и услуг по содержанию общего имущества собственников обязанность УО убирать контейнерную площадку после погрузки мусора в машины регоператора.
    К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины – за это теперь отвечает регоператор (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).
    Обновлён перечень вопросов для квалификационного экзамена руководителей УО
    Одно из самых «свежих» изменений в законодательстве, которое напрямую регулирует работу управляющих организаций, внёс приказ Минстроя РФ от 26.06.2019 № 366/пр. Документ обновил перечень вопросов экзамена для получения квалификационного аттестата соискателя лицензии по управлению МКД.
    В квалификационном экзамене появились вопросы, связанные с новыми правилами работы аварийно-диспетчерской службы и лицензионными требованиями. Этот экзамен обязаны сдавать все руководители УО для получения лицензии на управление многоквартирными домами.
    Предлагаем воспользоваться нашим бесплатным тренажёром для подготовки к экзамену. Тестирование можно пройти в режиме обучения или в режиме экзамена. Количество попыток не ограничено. Тест абсолютно бесплатный.
    На этом мы завершаем обзор нововведений в жилищное законодательство в 2019 году и приступаем к подготовке обзора законопроектов, которые внесены в Госдуму РФ или вынесены на публичное обсуждение и ОРВ. Мы расскажем о том, что ещё в этом году планируют изменить законодатели в НПА жилищной сферы и на каком этапе находятся эти документы сейчас.
    Ольга Шевлягина Редактор
    https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/10711/izmeneniya-v-zhilischnom-zakonodatelstve-v-2019-godu-chast-tretya
  • Изменения в жилищном законодательстве в 2019 году: часть вторая

    30 августа 2019

    Изменения в жилищном законодательстве в 2019 году: часть вторая

    Мы продолжаем обзор нововведений, которые были внесены в жилищное законодательство с начала 2019 года. Сегодня рассказываем о том, что изменилось в сфере управления и содержания общего имущества в МКД, проведении общих собраний собственников и формировании фонда капитального ремонта дома.
    Введены штрафы за несоблюдение требований к безопасному использованию и содержанию лифтов
    В первой статье цикла о законодательных нововведениях 2019 года мы говорили о том, что с 1 марта аварийно-диспетчерские службы управляющих организаций должны работать в соответствии с требованиями ПП РФ № 416. В ином случае УО ожидают штрафы за грубое нарушение лицензионных требований до 350 000 рублей по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
    В это же время – 17 марта 2019 года – вступил в силу Федеральный закон от 06.03.2019 № 23-ФЗ, который также предусматривает для управляющих организаций штрафы до 350 000 рублей, только уже за другое нарушение. Согласно № 23-ФЗ и ч.ч. 1, 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ, такое наказание ждёт УО за несоблюдение требований при организации безопасного использования/содержания лифтов и подъёмников для инвалидов, установленных в МКД.
    При этом штраф в 350 000 рублей может быть назначен в случае, если нарушения в работе оборудования представляют угрозу для жизни или здоровья людей. В такой ситуации должностное лицо УО может быть дисквалифицирован на срок до 1,5 лет, а работа управляющей организации приостановлена на 90 суток.
    В жилых помещениях МКД запрещено размещать хостелы и мини-гостиницы
    В этом году Госдума РФ много времени уделила вопросам размещения в многоквартирных домах гостиниц и хостелов. В итоге был принят Федеральный закон от 15.04.2019 № 59-ФЗ, который запретил размещать гостиницы в жилых помещениях МКД. Владельцам уже существующих хостелов придётся перевести помещения из жилых в нежилые.
    Согласно № 59-ФЗ, с 1 октября 2019 года в МКД могут существовать хостелы и отели, размещённые на первом этаже и у которых оборудован отдельный вход. Помещение, которое занимает мини-гостиница, должно быть переведено из жилого в нежилое, что зафиксировано в ч. 3 ст. 17 ЖК РФ в редакции № 59-ФЗ.
    Усложнён порядок перевода жилого помещения в нежилое
    Утвердив новые критерии, которым должны соответствовать уже существующие хостелы в МКД, законодатели усложнили процедуру создания новых, ужесточив правила перевода жилого помещения в нежилое. Принятый Федеральный закон от 29.05.2019 № 116-ФЗ изменил порядок изменения статуса помещения в многоквартирном доме.
    С 9 июня 2019 года, чтобы перевести квартиру в статус нежилого помещения в МКД, например, под офис или хостел, собственнику нужно будет получить письменное согласие владельцев всех примыкающих квартир. Примыкающими помещениями признаются все помещения, имеющие общую стену с объектом перевода, и те, которые расположены сверху и снизу.
    Но согласия только соседей будет недостаточно: для перевода помещения в статус нежилого собственнику будет необходимо вынести этот вопрос на общее собрание. В связи с этим № 116-ФЗ внёс изменения в правила проведения ОСС:
    1. Решение о переводе помещений в нежилые отнесёно к компетенции общего собрания собственников (п. 4.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
    2. Для решения этого вопроса введён специальный кворум в зависимости от количества подъездов в доме. Он закреплён в ч. 3 ст. 45 ЖК РФ.
    Также на ОСС собственнику переводимого в нежилое помещения придётся вынести вопрос об оборудовании обязательного отдельного входа в него, поскольку сделать это без переустройства общих конструкций дома чаще всего невозможно (ч. 2 ст. 22, п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
    Изменены правила оформления протоколов общих собраний собственников помещений в МКД
    В марте 2019 года Минстрой РФ изменил правила оформления протоколов общих собраний собственников помещений в ОСС и порядок их предоставления в органы ГЖН. Ранее эти действия регулировались № 937/пр, но 5 марта он утратил силу – в действие был введён приказ Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр.
    Так, подписать документ должны председатель, секретарь ОСС, члены счётной комиссии. Если их кандидатуры при голосовании на ОСС были отклонены, то протокол подписывает инициатор собрания.При создании ТСЖ протокол подписывают все проголосовавшие за это собственники.
    Новый приказ также уточнил некоторые требования к оформлению протокола ОСС: к дате проведения общего собрания, к сведениям о председателе, секретаре и членах счётной комиссии, к спискам присутствующих на собрании, к сведениям о помещениях и участниках ОСС.
    В требования к порядку направления в орган ГЖН протокола ОСС внесена обязанность инициаторов передавать в надзорное ведомство не копии, а подлинники документов.
    Разместить скан-образы документов в ГИС ЖКХ необходимо в течение пяти рабочих дней со дня направления решений и протокола в орган ГЖН. Инициатор собрания по переходу собственников на прямые договоры с РСО должен самостоятельно в одно время направить подлинники в ГЖИ и копии – в УО/ТСЖ, РСО или регоператору по обращению с ТКО.
    Увеличен размер госсубсидий на проведение капитального ремонта
    Минстрой РФ в начале года уделил внимание вопросу проведения капитальногоу ремонта многоквартирных домов. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2019 № 114 внесены изменения в Правила предоставления средств на капремонт из Фонда содействия реформирования ЖКХ.
    В частности, увеличен максимальный размер государственной субсидии, которую можно получить в Фонде ЖКХ на капремонт: если ранее он достигал только 50% от суммы работ, то теперь можно получить до 80% от стоимости работ.
    Претендентам на субсидии не нужно будет подтверждать, что заявленные в капремонте работы помогут повысить энергоэффективность МКД и снизить потребление коммунальных ресурсов: ПП РФ № 114 введена единая формула расчёта годовой экономии КР.
    Одновременно с ПП РФ № 114 Минстрой РФ утвердил новый свод правил проектирования и капитального ремонта кровель многоквартирных домов: изменения в «СНиП II-26-76 Кровли» утвердил приказ Минстроя РФ от 18.02.2019 № 111/пр.
    Приказ № 111/пр ввёл повышенные требования к толщине и прочности утеплителя на плоских крышах. Новые нормативы, по мнению экспертов, повысят надёжность кровель и увеличат срок их службы на 15–25 лет, что позволит сэкономить собственникам и управляющим организациям, которым придётся реже проводить текущий ремонт. Новые нормы вступили в силу 18 августа 2019 года.
    Регламентированы правила предоставления жителям услуг по добровольному страхованию жилья
    В августе 2019 года также вступил в силу Федеральный закон № 03.08.2018 № 320-ФЗ, согласно которому управляющие организации и ТСЖ должны внести в платёжные документы за ЖКУ строку «страхование жилья».
    Этот платёж будет добровольным: при желании жители МКД могут отказаться от страхования жилья. Если собственник оплатит сумму страховки, указанную в квитанции, то по новому закону будет считаться, что он заключил договор страхования жилья согласно региональной программе страхования жилья от чрезвычайных ситуаций.
    Перечень ситуаций, от которых в рамках программы будет застраховано помещение, каждый регион определит сам в зависимости от вероятности возникновения на территории тех или иных стихийных бедствий или ЧС.
    В следующей, заключительной статье обзора, мы расскажем о новом в законодательстве в сфере предоставления коммунальных услуг, в частности, теплоснабжения, обращения с ТКО и установки приборов учёта.
    Ольга Шевлягина Редактор
    https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/10695/izmeneniya-v-zhilischnom-zakonodatelstve-v-2019-godu-chast-vtoraya
  • Минстрой разъяснил недопустимость одностороннего изменения размера платы за содержание

    21 августа 2019

    Минстрой разъяснил недопустимость одностороннего изменения размера платы за содержание

    Еще в августе 2017 года на сайте АКАТО была опубликована статья из цикла «Мифы ЖКХ», обосновывающая неправомерность одностороннего изменения размера платы за содержание жилого помещения по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома без согласия управляющей организации. Как и подавляющая часть публикаций цикла «Мифы ЖКХ», статья вызвала определенную реакцию читателей (одобрительную со стороны специалистов и критическую со стороны приверженцев лжетеории). По прошествии двух лет Минстрой России поддержал позицию АКАТО.
     
    Суть вопроса
    Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме». Приведенная формулировка создает впечатление о возможности установить любой размер платы за содержание жилья решением общего собрания собственников помещений без учета каких бы то ни было обстоятельств.
    Конечно, изучение совокупности норм приводит к ясному пониманию недопустимости одностороннего изменения платы за содержание жилья, но далеко не всем интересно изучать вопросы всесторонне и смотреть на вещи критически. Гораздо проще оправдывать свои необоснованные требования какой-либо одной фразой, выхваченной из контекста, или одной нормой, вырванной из множества положений какого-либо закона. И зачем изучать иерархию нормативных актов, порядок определения норм, подлежащих применению, другие юридические аспекты? Кому нужны эти сложности? Раз написано в ч.7 ст.156 ЖК РФ, что размер платы определяется на общем собрании, значит проводим общее собрание и устанавливаем размер платы, равный, например, нулю. А почему бы и нет? И при этом маловероятно, что кто-либо из собственников будет против бесплатных услуг по содержанию. А то, что существуют какие-то другие нормы того же ЖК РФ, то, что имеется договор управления, в котором указан размер платы за содержание, то, что управляющая организация (далее – УО) является именно коммерческой организацией и вообще-то управляет домом не в порядке благотворительности, а в рамках предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение прибыли – разве это кому-то интересно?
    И на основании таких умозаключений проводятся общие собрания, принимаются решения о снижении размера платы, отказы УО от исполнения таких неправомерных решений обжалуются в органы госжилнадзора, в суды. И что особенно удивительно (или лучше сказать – особенно характеризует уровень компетентности отдельных специалистов), некоторые инспекторы госжилнадзора и судьи признают требования собственников обоснованными, а действия управляющих организаций неправомерными, то есть – утверждают, что УО находится в неком «рабстве» у собственников помещений и обязана исполнять любые их прихоти не в соответствии с договором (которым установлен перечень и стоимость работ), а «потому что».
  • Изменения в жилищном законодательстве в 2019 году

    16 августа 2019

    Изменения в жилищном законодательстве в 2019 году: часть первая

    За восемь месяцев 2019 года в России принято множество поправок в действующее законодательство и новые нормативно-правовые акты. Обо всех изменениях мы писали: коротко в новостях или подробно в статьях. Сегодня начинаем систематизировать изменения: делаем обзор нововведений-2019, коснувшихся управляющих организаций.

    Введены новые правила открытого конкурса по выбору организации для управления МКД
    В январе 2019 года вступили в силу сразу два постановления Правительства РФ, которые касаются выбора или назначения организации для управления многоквартирным домом: от 14.12.2018 № 1541 и от 21.12.2018 № 1616.
    ПП РФ № 1541 определило новые правила проведения открытого конкурса по отбору УО для управления домом:
    * в ходе конкурсных процедур предусматривается пошаговое снижение цены договора управления;
    * при отборе компании не учитывается стоимость дополнительных работ и услуг по ремонту и содержанию общего имущества: есть только один основной перечень работ и услуг, который утверждает организатор конкурса;
    * победителем конкурса признаётся компания, предложившая выполнить указанный перечень за наименьший размер платы;
    * Участники конкурса при этом с 1 января 2019 года должны отвечать двум новым требованиям: не иметь подтверждённой задолженности перед РСО и задолженности по уплате административных штрафов за нарушения в сфере управления МКД.
    ПП РФ № 1616 изменило порядок определения управляющей организации для домов, по которым конкурс не состоялся из-за отсутствия участников: УО назначает орган местного самоуправления, выбирая её из составленного перечня.
    Компании, чтобы попасть в такой перечень, нужно подать в муниципалитет соответствующую заявку или же принять в 2019 году участие в любом открытом конкурсе по выбору управляющей организации.

    Вступили в силу нормы КоАП РФ об ответственности за грубые нарушения лицензионных требований
    Несколько изменений в 2019 году коснулись лицензионных требований к УО, штрафов за их нарушение и полномочий органов ГЖИ наказывать управляющие организации за нарушения. С 1 марта 2019 года все управляющие организации должны иметь свою аварийно-диспетчерскую службу, и АДС обязана работать в соответствии с жёсткими требованиями ПП РФ № 416 в редакции ПП РФ № 331.
    Несоответствие требований работы АДС нормам законодательства признаётся грубым нарушением лицензионных требований согласно ПП РФ № 1090, за которые с 29 марта введено отдельное административное наказание.
    Федеральный закон от 18.03.2019 № 26-ФЗ ввёл в ст. 14.1.3 КоАП РФ часть 3. Согласно новой норме за грубое нарушение лицензионных требований предусмотрены штрафы:
    * для должностных лиц – от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет;
    * для юридических лиц – от 300 тысяч до 350 тысяч рублей.
    Здесь же упомянем о новых полномочиях органа ГЖН согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 180-ФЗ: с 29 июля 2019 года ведомство имеет право налагать административные штрафы на управляющие организации и их должностных лиц за отсутствующие или находящиеся в плохом состоянии пандусы и перила в многоквартирных домах.
  • Обзор изменений жилищного законодательства РФ за первое полугодие 2019 года

    7 августа 2019

     Обзор изменений жилищного законодательства РФ за первое полугодие 2019 года

    Жилищное законодательство РФ – наиболее динамичная отрасль права, поправки в этой сфере настолько часты, что иногда специалисты жилищной сферы не успевают не только изучить содержимое новых нормативных правовых актов, но даже выучить их названия. В связи с этим обзоры таких поправок исключительно важны для специалистов организаций и предприятий жилищно-коммунального комплекса. Настоящий обзор включает наиболее значимые изменения жилищного законодательства РФ за первое полугодие 2019 года.
     
    Управление МКД, предоставление коммунальных услуг
    На 2019-2023 годы утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины установленных индексов.
    (Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2018 N 2490-р)
    С 01 января 2019г. вступили в силу изменения в части проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Участникам конкурса предоставляется возможность установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса, с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1 процента. Допускается снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не более чем на 10 процентов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанного в извещении о проведении конкурса. В случае снижения указанного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения более чем на 10 процентов конкурс признается несостоявшимся, что влечет за собой обязанность организатора конкурса провести новый конкурс. В случае если несколько участников конкурса предложили одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, победителем конкурса признается участник конкурса, подавший первым заявку на участие в конкурсе.
    (Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 N 1541)
    С 1 января 2019 года оплата за коммунальную услугу по отоплению помещений в многоквартирных домах взимается по новым правилам.
    (Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)
    С 12 января 2019г. в соответствии частью 17 статьи 161, введенной в ЖК РФ Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ, управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, осуществляется управляющей организацией, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
    «Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», утвержденные ПП РФ от 21.12.2018 N 1616, вступили в силу 12.01.2019.
    (Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616)
    С 05 февраля 2019г. вступили в силу изменения в основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в виде формулы двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Цена на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, определяется соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 и 12.1 - 12.4 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении».
    (Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 N 30)

  • Отрицательный объем КР СОИ

    26 июля 2019

    Отрицательный объем КР СОИ

    Подпункт «а» пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее – Правила № 124) предусматривает, что в случае превышения суммарного объема коммунального ресурса, потребленного в помещениях многоквартирного дома (индивидуального потребления жильцов дома), над объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета (далее – ОПУ), то есть при возникновении отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного при использовании и содержании общего имущества (далее – КР СОИ), такой объем, подлежащий оплате лицом, управляющим домом (УО/ТСЖ/ЖСК), в пользу ресурсоснабжающей организации (далее – РСО), принимается равным нулю.
    Очевидно, что среди причин возникновения отрицательного объема КР СОИ могут быть, например, недостоверные показания индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ), переданные потребителями коммунальной услуги, либо несвоевременная передача таких показаний. Не менее очевидно, что суммарный объем потребления коммунального ресурса всеми жильцами дома физически не может быть больше, чем объем такого ресурса, в принципе поданного в этот дом. Чаще всего через какое-то время после возникновения отрицательного объема КР СОИ выявляется причина такого события, связанная, как правило, с применением в расчетах некорректных показаний ИПУ.
    После устранения такой причины (исправление ошибки) объем КР СОИ за тот расчетный период, в котором исправлена ошибка, возрастает на величину (по модулю) того самого ранее возникшего отрицательного объема КР СОИ. При этом многие РСО отказываются снижать получившийся «увеличенный» объем на размер ранее возникшего отрицательного объема, мотивируя свой отказ тем, что законом предусмотрено «обнуление» отрицательного объема КР СОИ без учета такого отрицательного объема в последующих расчетах.
    В этом случае РСО получает оплату отрицательного объема КР СОИ дважды: один раз от собственников помещений дома (когда их суммарная оплата превышает общую стоимость ресурса, поданного в дом, но это превышение не возвращается, «обнуляется»), второй раз – в составе «повышенного» объема КР СОИ, оплачиваемого в пользу РСО после устранения ошибки, вызвавшей отрицательное значение объема КР СОИ.
     
    «Обнуление» отрицательного объема КР СОИ
    В случае если управляющая организация (УО) или ТСЖ, управляя каким-либо МКД, оборудованным ОПУ, является исполнителем коммунальной услуги, при этом оплата коммунальной услуги производится в пользу УО/ТСЖ, то проблемы возникновения отрицательного объема КР СОИ не возникает. В указанном случае УО/ТСЖ рассчитывается с РСО по показаниям ОПУ, а распределение оплаченного объема на «индивидуальное потребление» в помещениях МКД и «общедомовые нужды» осуществляется уже самим исполнителем коммунальной услуги. Разумеется, если объем КР СОИ получится отрицательным, то исполнитель услуги вполне может сам себе зачесть стоимость такого отрицательного объема в счет оплаты части КР СОИ за последующие периоды.
    Но если у собственников помещений МКД заключены «прямые договоры» предоставления коммунальных услуг с РСО, а УО/ТСЖ оплачивает в пользу РСО только стоимость КР СОИ в объеме разницы между показаниями ОПУ и суммой объемов коммунального ресурса, потребленного в помещениях дома. И вот эта разница как раз и может получиться отрицательной!
    В указанном случае в соответствии с пп. «а» п. 21(1) Правил 124: