Платежи за ЖКУ: проблемы и пути повышения собираемости

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    10 сентября 2015  |  Просмотров: 563
Платежи за ЖКУ: проблемы и пути повышения собираемости

Автор: И.И. Егорова, эксперт проекта «Реформа ЖКХ в России»
Сумма неоплаченных россиянами в системе ЖКХ долгов уже достигла триллиона рублей. Причинами тому отчасти становятся низкая платежная дисциплина населения, отчасти несовершенство сложившейся системы гражданско-правовых отношений в области взаиморасчетов между поставщиками и потребителями коммунальных услуг.
Специалисты проекта «Реформа ЖКХ в России» изучили специфику собираемости платежей в различных регионах и способы, применяемые для повышения уровня сбора.
Различные города имеют различную практику. Однако очевидно, что кардинальное решение проблем находится в компетенции федерального законодательства.
Цифры и факты
Жилищно-коммунальное хозяйство России – одна из основных отраслей экономики страны. По итогам 2013 г. задолженность за услуги и ресурсы в данной сфере выросла до 886 млрд руб. Такие данные содержатся в докладе, опубликованном в Центре изучения региональных проблем (ЦИРП). Очевидно, что, если проблему не решать, то всю систему коммунального хозяйства и связанные с ней отрасли промышленности в ближайшие годы ждет коллапс. Основные источники формирования задолженности за поставку энергоресурсов в жилищно-коммунальном комплексе: ресурсоснабжающие организации, управляющие жилой недвижимостью и конечные потребители. Основными должниками за газ, например, являются население и теплоснабжающие организации. Их доля с 2008 г. росла опережающими темпами. Характерно, что за последние шесть лет втрое выросли долги предприятий, занимающихся производством и распределением газа, воды и электроэнергии.
К сведению
Годовой оборот жилищно-коммунальной сферы составляет 4 трлн руб.
В жилищно-коммунальном комплексе страны работают 36 тыс. организаций, 2 млн работников.
Объем платежей населения за жилищно-коммунальные услуги превышает 1300 млрд руб.
По данным Росстата, за 2013 г. потребители больше всего задолжали производителям электроэнергии (свыше 160 млрд руб.). На долю физических лиц приходится только пятая часть общего долга по жилищно-коммунальным платежам – порядка 20%. Остальные существенные суммы накапливаются из-за долгов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бюджетных организаций, а также недобросовестных управляющих организаций, которые не перечисляют деньги граждан организациям жилищно-коммунального комплекса. Росстат констатирует, что кредиторская задолженность управляющих организаций ежегодно и неуклонно растет. В частности, долг перед поставщиками ресурсов в общем объеме задолженности вырос с 61% в 2005 г. до 83% в 2013 г. Примечательно, что с бюджетными организациями и внебюджетными фондами управляющие компании стали рассчитываться намного аккуратнее: доля долга перед ними за указанный период снизилась с 27 до 7%.
Некоторые недобросовестные ЖСК, ТСЖ и управляющие организации пока еще находят возможности избавляться от долгов с помощью процедуры банкротства.
С начала второго полугодия 2014 г. было отмечено снижение темпов роста задолженности. В июне – сентябре объем рос в среднем на 0,9% в месяц, тогда как в предыдущие месяцы темпы роста никогда не опускались ниже полутора процентов. Однако кризисная ситуация в финансово-экономической сфере серьезно усугубила и без того непростую проблему жилищно-коммунальных неплатежей. На данный момент фактический объем неоплаченных услуг преодолел барьер в триллион рублей.
Между тем надо отметить, в городах – участниках проекта «Реформа ЖКХ» собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги гораздо выше, чем в среднем по России. Показатель собираемости приблизился к 100%. Вот несколько цифр: Архангельск – 90,2%, Братск – 97,8, Иваново – 96,8, Набережные Челны – 97,9, Новокуйбышевск – 99,1, Оренбург – 944,4, Саранск – 87,3, Тула – 90,6, Чебоксары – 94,6%. Это связано с политикой местных властей в отношении собственников и управляющих организаций, в рамках которой применяются различные методы побуждения к оплате.
Между долгами и собственниками
Существующая схема сбора денег в ЖКХ не способствует сокращению задолженности. Кардинально изменить ситуацию могут прямые договоры поставщиков ресурсов и жителей.
Для ресурсоснабжающих организаций одним из выходов являются прямые расчеты с конечными потребителями без посредников в виде управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и проч. Там, где ресурсоснабжающие организации переходят на прямые расчеты, отмечается значительное улучшение платежной дисциплины. Но чтобы реализовать данный механизм, требуется создание розничной инфраструктуры, включающей систему контроля и расчетно-кассовые центры (РКЦ), занимающиеся сверкой и распределением платежей.
Жилищно-коммунальная отрасль постепенно выстраивает прозрачные и рыночные отношения, а долги, спровоцированные неплатежами и передающиеся по цепочке участников отношений в отрасли, приводят к тому, что инфраструктура постепенно изнашивается, а деньги, которые могли быть направлены на ее модернизацию, уходят нечистым на руку управляющим и банкам, у которых добросовестные компании берут кредиты на покрытие кассовых разрывов. Сегодня в отрасли сложилась ситуация, когда 77% граждан исправно платят за жилищно-коммунальные услуги. Еще 11% граждан оплачивают свои счета в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% – в течение полугода. Еще 2,5% – те, кто считает эти услуги чем-то наподобие общественных, бесплатных благ. Тех же, тех, кто действительно находится в тяжелой жизненной ситуации и фактически не может оплачивать счета, согласно статистике энергосбытовых компаний лишь 0,2%. Это социально незащищенные слои населения – отдельные категории пенсионеров и инвалидов. Самый показательный сегмент ЖКХ – энергетика: именно энергосбытовые компании начали первыми, еще лет 10 назад, наводить порядок в платежах.
Пример
Компания «ТНС энерго» занимается продажей электроэнергии в 10 субъектах Федерации и контролирует порядка 10% рынка сбыта. В компании делят должников на три группы:
– недобросовестных плательщиков, оплачивающих свои счета за электроэнергию в течение трех месяцев;
– злостных неплательщиков, которым на оплату счетов нужно от 3 до 12 месяцев;
– и всех прочих – либо считающих оплату коммуналки необязательной, либо попавших в трудную жизненную ситуацию. Таких всего набирается 5%, и на их долю приходится около 50% долгов с просрочкой от года. Причины: объективные и субъективные
Долговые обязательства управляющих организаций в рамках выполнения договоров управления многоквартирными домами и товариществ собственников жилья вызываются различными причинами. В условном порядке их можно разделить на две категории – объективные и субъективные. К числу объективных причин следует отнести недостаточность доходной базы, точнее – муниципальные тарифы вместо договорной цены, а также избыточное административное давление. Среди основных субъективных причин можно отметить нецелевое использование средств и работу недобросовестных управляющих организаций, пришедших на рынок с целью преднамеренного банкротства. Согласно статистике напрямую в ресурсоснабжающие организации сегодня поступает чуть более половины платежей (51,6%). Через расчетно-кассовые центры проходит 40,8% от общего объема поступающих средств. На долю управляющих организаций приходится 7,1%, и лишь полпроцента от общей массы платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги приходит через товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы.
В качестве примера можно привести ресурсоснабжающие организации. В этой сфере долги накапливаются из-за неполной оплаты потребителями поставленной тепловой энергии и теплоносителя. Сюда же следует отнести выставление счетов потребителям на сумму, меньшую стоимости поставленной энергии, а также занижение тарифов по причине учета в операционных затратах не фактических, а лишь нормативных потерь. Кроме того, тарифы могут ограничиваться по индексу их роста. Не способствует снижению долгов и отсутствие компенсаций из бюджета возникающей разницы в фактических и установленных издержках, а также при установлении льготных тарифов.
Среди факторов формирования долгов могут возникать и косвенные. Данные факторы происходят из удорожания стоимости коммунальной услуги отопления, которое, в свою очередь, с учетом перечисленных объективных факторов в конечном итоге приводит к росту долгов теплоснабжающих организаций. Не стоит забывать и о значительном числе участников процесса централизованного теплоснабжения и использовании централизованного теплоснабжения в селитебных территориях, где плотность жилищной застройки сравнительно невелика.
Сбором платежей как за жилищные, так и за коммунальные услуги занимаются управляющие организации. В общем объеме начислений коммунальные платежи составляют 60–80%, а доля жилищных – 20–40%. В итоге свои финансовые обязательства перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) управляющая организация покрывает за счет платы, внесенной за жилищные услуги. И это в лучшем случае. В худшем же случае она вынуждена брать кредит. После расчета с РСО у управляющей организации на выполнение своей непосредственной функции – обслуживание жилищного фонда остается менее 50% средств, а если был взят кредит, то еще часть средств расходуется на выплату процентов банку. В итоге в первую очередь страдают граждане, своевременно внесшие плату за оказанные услуги: оплата произведена, а услуг получено в лучшем случае на 50% от внесенной суммы.
Более подробно о необходимых мерах по повышению финансовой устойчивости и ответственности управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК и кардинальных изменениях ситуации читайте в №7 2015 журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".
Источник http://www.gkh.ru/journals/9604/100076/


Подделка документов общего собрания собственников помещений в МКД

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    4 сентября 2015  |  Просмотров: 449
Подделка документов общего собрания собственников помещений в МКД

Автор: Чеснокова Л.А. эксперт Электронной системы
Тема: Управление землей и имуществом, жилищным фондом
Положениями ЖК РФ собственники помещений в МКД наделены широким спектром полномочий в отношении того, как именно и кем будет осуществляться управление МКД. Многие из таких вопросов связаны с получением денежных средств от собственников помещений в МКД.
Такое положение дел неизбежно приводит к тому, что отдельные лица (группы лиц) пользуются пробелами в законодательстве в мошеннических целях.
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование, оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ЖК РФ внесены изменения, которые, в частности, устранили некоторые из пробелов в части статуса документов общего собрания собственников помещений в МКД.
Часть 1 ст. 46 ЖК РФ дополнена положениями о том, что решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД (далее – общее собрание) являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде:
* возложения на собственников помещений в МКД обязанностей в отношении общего имущества в данном доме;
* изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Чем официальный документ отличается от не официального документа?
Главным образом тем, что в отношении подделки официального документа ст. 327 УК РФ предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 327 УК РФ подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, наказываются ограничением свободы на срок до 2 (двух) лет, либо принудительными работами на срок до 2 (двух) лет, либо арестом на срок до 6 (шести) месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 (двух) лет.
Кроме того, использование заведомо подложного документа наказывается штрафом.
Источник:   http://www.gkh.ru/journals/2707/100544


Изменился Жилищный кодекс Российской Федерации

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    31 августа 2015  |  Просмотров: 480
Изменился Жилищный кодекс Российской Федерации

С 30 августа 2015 года действует новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменился порядок утверждения решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, начиная с 30 августа 2015 года, меняется порядок направления в орган государственного жилищного надзора копий решений, которые приняло общее собрание собственников в многоквартирном доме .
На лицо, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в МКД возложены обязанности по подготовке и проведению собрания.
В связи с этим в статью 46 Жилищного кодекса РФ «Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме», добавлен новый пункт 1.1, регламентирующий обязанность управляющей организации, правления ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива направлять в орган государственного жилищного надзора копии протоколов общего собрания собственников помещений с принятыми на них решениями. Это должно быть сделано в течение 5 дней с момента проведения таких собраний.
Таким образом, власти намерены контролировать управляющие компании и ТСЖ в части полноты и своевременности исполнения решений собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Этот контроль позволит сократить жалобы собственников в жилищную инспекцию и их обращения в судебные органы для обжалования действий управляющих компаний. Последние, к сожалению, зачастую не учитывают в своей деятельности решения, принятые собственниками помещений многоквартирного дома.
Для контроля за соблюдением новых требований, статьей 46 ЖК РФ теперь предусмотрено, что орган жилищного надзора обязан провести внеплановую проверку, если в его адрес за три месяца подряд поступило два или более протокола общего собрания собственников помещений в МКД, которые содержат решения жильцов по одним и тем же вопросам повестки дня. Целью такой проверки будет являться установление факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов собрания. А также - причин, по которым собственники рассматривают один и тот же вопрос несколько раз.
Подобное усиление контроля должно способствовать улучшению качества работы управляющих компаний и соблюдения ими требований законодательства. Что, в свою очередь, положительно скажется на взаимоотношениях жильцов с юридическими лицами, обслуживающими их дома.
Источник: Петербургский правовой портал



Документы, которые необходимо разработать для проведения общего собрания собственников помещений в МКД

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    27 августа 2015  |  Просмотров: 706
Документы, которые необходимо разработать для проведения общего собрания собственников помещений в МКД

Автор: Анестратенко М.Д. главный редактор ТН "Городское хозяйство и ЖКХ" ЗАО "МЦФЭР"
Тема: Управление землей и имуществом, жилищным фондом
Жилищным кодексом Российской Федерации на собственника, иное лицо, указанное в ст. 45 ЖК РФ по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме возложен ряд обязанностей по подготовке и проведению такого собрания.
Эти положения в ЖК РФ направлены на реализацию следующих задач, связанных с подготовкой к проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме:
* защита прав собственников помещений в многоквартирном доме по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, так как любое общее собрание собственников помещений затрагивает интересы всех собственников в данном доме;
* тщательная подготовка соответствующих документов по проведению общего собрания собственников помещений, так как впоследствии данные документы будут основой по исполнению решений общего собрания: заключению договоров, определению способа управления многоквартирным домом, проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и т.д.;
* соблюдение процедуры проведения общего собрания собственников помещений в МКД, так как механизм организации и проведения общего собрания сложен и любая оплошность инициатора такого собрания может привести к конфликтам между собственниками помещений, оспариванию решений общего собрания или их отмене.
Уведомление о проведении общего собрания, где указываются: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание, форма проведения общего собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование), повестка дня собрания, место и время проведения собрания, место, где можно будет ознакомиться с проектом устава и другими документами. А в случае заочного голосования – место и сроки представления бюллетеней (решений) для голосования.
Для того чтобы общее собрание собственников помещений прошло успешно и чтобы каждый из собственников помещений в многоквартирном доме мог выразить свое мнение по вопросам повестки дня такого собрания, лицу, по инициативе которого созывается данное собрание следует заранее подготовить ряд документов. Некоторые из них прямо предусмотрены положениями ЖК РФ, а необходимость в подготовке других вытекает из практических соображений.
Итак, к таким документам относятся:
* уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Наличие такого документа, как уведомление закреплено в ч. 4 ст. 45 ЖК РФ и является обязательным для исполнения в связи с тем, что лицо, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в МКД, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении общего собрания;
* лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания помещений в многоквартирном доме. Наличие указанного документа также закреплено в ч. 4 ст. 45 ЖК РФ и является обязательным для исполнения в связи с тем, что данный документ является единственным доказательством того, что, во-первых, собственники помещений были уведомлены о проведении общего собрания, а, во-вторых, такое уведомление было направлено в установленный законом срок;
* лист регистрации вручения решений собственников помещений в многоквартирном доме (в случае проведения общего собрания в форме заочного голосования). Наличие указанного документа также закреплено в ч. 4 ст. 45 ЖК РФ и является обязательным для исполнения в связи с тем, что данный документ подтверждает то, что собственники помещений в многоквартирном доме ознакомлены с повесткой дня общего собрания и имели возможность обсудить вопросы, поставленные на голосование;
* сведения о собственниках помещений в МКД. Оформление данных сведений в определенной форме не предусмотрено законодательством. Вместе с тем, без указанных сведений общее собрание невозможно провести с технической точки зрения, так как будут отсутствовать исходные данные о праве собственности на помещения в таком доме лиц, участвующих в общем собрании и, как следствие, о праве участия в нем;
* схема распределения долей в многоквартирном доме. Целесообразность оформления такого документа вызвана необходимостью подсчета голосов, количество которых пропорционально доле в праве на общее имущество в многоквартирном доме;
* лист регистрации собственников помещений в многоквартирном доме. Данный документ также конкретно не указан в ЖК РФ, но его наличие является подтверждением правомочности (наличия кворума) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
* решения собственников помещений в многоквартирном доме (в случае проведения общего собрания в форме заочного голосования). В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
* сведения о лице, участвующем в голосовании;
* сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
* решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
* проекты документов, которые должны быть рассмотрены и утверждены на общем собрании. Обязательность требований к оформлению таких документов вытекает из их содержания. При этом следует учитывать, что если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме утверждается какой-либо документ, то в дальнейшем изменения в него должны вноситься (утверждаться) в таком же порядке, как и принимался данный документ, т. е. путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. К примеру, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме утвержден договор управления данным домом, то условия проекта договора и самого договора, предложенного к подписанию сторонами, должны быть идентичны, а дополнения и изменения в него должны утверждаться также общим собранием;
* проект протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Обязательность наличия протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме предусмотрена ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, в соответствии с которой решения общего собрания таких собственников оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Также следует учитывать, что согласно ч. 2 ст. 46 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания. Следовательно, в проект протокола следует включать только те вопросы, которые включены в повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанную в уведомлении о проведении такого собрания.
Источник:  http://www.gkh.ru/journals/2707/100279/




Процедура аннулирования лицензии УО на осуществление деятельности по управлению МКД

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    22 августа 2015  |  Просмотров: 538
Процедура аннулирования лицензии УО на осуществление деятельности по управлению МКД

Согласно ч. 1 ст. 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда. При этом соответствующее заявление в суд подает орган государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии.
Рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии УО происходит по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 199 ЖК РФ.
Действие лицензии в силу ч. 3 ст. 199 ЖК РФ прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности", со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, основания для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах перечислены в ч. 5 ст. 198 ЖК РФ, согласно которой правовая конструкция аннулирования лицензии УО на управление МКД и прекращения ее действия следующая:
Орган государственного жилищного надзора в течение календарного года два и более раза выдает предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Лицензиат не исполняет выданные органом государственного жилищного надзора предписания или исполняет их ненадлежащим образом.
Суд два и более раза назначает лицензиату и/или должностному лицу, должностным лицам лицензиата административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, утвержденные уполномоченным органом исполнительной власти, исключает из реестра лицензий субъекта РФ сведения о многоквартирных домах, в отношении которых судом назначены административные нарушения.
Лицензионная комиссия рассматривает вопрос об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии, т.к. общая площадь помещений в многоквартирных домах, исключенных из реестра, составляет 15 (пятнадцать) и более процентов от общей площади помещений в МКД, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.
Орган государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии УО.
Важно отметить, что согласно вновь введенной ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение выданного органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений лицензионных требований, предусмотренных п. 1 – 5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех МКД, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению, за исключением случая принятия решения, предусмотренного ч. 7 ст. 198 ЖК РФ.
Также следует отметить, что управляющая организация осуществляет свою деятельность по управлению МКД на основании заключенного договора управления МКД, который продолжает свое действие и после прекращения действия лицензии УО. Если законодатель не устранит данную правовую проблему, то в дальнейшем не исключены судебные разбирательства между органами государственного жилищного надзора, управляющими организациями, и, возможно, собственниками помещений в МКД.
Однако законодатель оставляет собственникам помещений в МКД право самим решить, хотят ли они и дальше пользоваться услугами управляющей организации.
Более подробно об уведомлении органа жилнадзора о принятом на общем собрании решении, о перечне оснований для аннулирования лицензии, о действии лицензиата, имеющий намерение прекратить лицензируемый вид деятельности вы можете узнать в Электронной системе "Управление многоквартирным домом".
http://www.gkh.ru/journals/2707/100343


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: Проект "Приморская выездная школа «Повышение экологической культуры населения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы