Лицензия управляющей организации при реорганизации

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    9 октября 2015  |  Просмотров: 825
Лицензия управляющей организации при реорганизации
Журнал "Управление многоквартирным домом", № 10, 2015
Автор: Е.В. Шерешовец, директор компании «КИТ», зав. кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной Академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ
Сейчас все управляющие организации (УО) работают, имея лицензию. Но бизнес – процесс динамичный и может потребовать от юридического лица каких-то изменений – например, присоединения, слияния либо разделения. Что же в этом случае будет с лицензией и договорами управления многоквартирными домами (МКД)?
Исполнение обязательств в процессе реорганизации организации
Реорганизация юридических лиц регулируется ст. 57–62 ГК РФ, кроме того, реорганизация обществ с ограниченной ответственностью (а это самая распространенная форма для УО) регулируется ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Под реорганизацией понимается прекращение деятельности юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам, при этом, к последним переходят все права и обязанности юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ). Правопреемство является универсальным – это полное правопреемство по имуществу, правам, обязанностям, дебиторской и кредиторской задолженности, интеллектуальной собственности (ст. 129 ГК РФ). Это императивная норма закона, которая не подлежит изменению и иному толкованию.
При реорганизации юридического лица, моментом перехода прав и обязанностей на вновь создаваемое (а при присоединении – на присоединившее к себе) юридическое лицо считается внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности первоначального юридического лица. Данное положение подтверждено Конституционным судом в определении от 07.12.2010 № 1620-О-О и в постановлении от 01.03.2012 № 5-П.
До внесения записи в ЕГРЮЛ организации, участвующие в реорганизации, несут права и обязанности по своим обязательствам самостоятельно, в т. ч. после вынесения решения о реорганизации. Следовательно, организации, утвердившие решение о реорганизации, продолжают вести деятельность (начислять заработную плату, оказывать услуги и выполнять работы по договорам управления и т. д.) в обычном порядке с отражением в своем учете текущих осуществляемых ими операций (в т. ч. связанных с реорганизацией) до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании. Окончательной формой отчетности реорганизуемой организации будет заключительная отчетность. Оформляется такая отчетность в соответствии с Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н (Методические указания). При этом производится закрытие счета учета прибылей и убытков реорганизуемой организации. При закрытии реорганизуемой организации ее учредители имеют право на основании договора о присоединении распределить чистую прибыль присоединяющейся организации.
Таким образом, в период реорганизации УО самостоятельно выполняет все обязательства по договорам. Права и обязанности УО по действующим договорам управления переходят к новой организации (полученной в результате реорганизации, либо присоединения) с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной УО. До прекращения деятельности УО собственники помещений в управляемых ею МКД вносят плату за жилищно-коммунальные услуги на счет УО, находящейся в процессе реорганизации.
Сохранение действия лицензии
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ УО управляет МКД на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению МКД, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон № 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом. В Жилищном кодексе не сказано о последствиях реорганизации лицензиата, поэтому действуют правила специального закона.
Согласно ст. 20 Федерального закона № 99-ФЗ при реорганизации в форме присоединения, разделения либо выделения действие лицензии для УО прекращается. Соответствующая запись в реестр лицензий вносится лицензирующим органом в день получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о прекращении юридическим лицом деятельности (ст. 21 Федерального закона № 99-ФЗ). При этом лицензия у присоединяющей или отсоединяющей компании (при наличии) не терпит никаких изменений и продолжает действовать после процесса реорганизации в форме присоединения или выделения. Для новых УО, получившихся в ходе разделения либо выделения, необходимо получать отдельную лицензию. При реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности лицензия сохраняется (поп. 3 п. 12 ст. 20 Федерального закона № 99-ФЗ).
http://www.gkh.ru/journals/9625/101037





Согласие собственников помещений в МКД на выделение мест для курения

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    1 октября 2015  |  Просмотров: 671
Документы, подтверждающие согласие собственников помещений в МКД на выделение мест для курения

Скоро вступят в силу Приказ Минстроя России № 756/пр, Минздрава России № 786н от 28.11.2014, которыми определены требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака (далее – Требования к местам курения).
Приказ опубликован 14.04.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступает в законную силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования (п. 2 приказа Минстроя России № 756/пр, Минздрава России № 786н от 28.11.2014), то есть с 14 октября 2015 года.
Согласно п. 1 Требований к местам для курения специальные места на открытом воздухе для курения табака и изолированные помещения для курения табака, которые оборудованы системами вентиляции, выделяются, в том числе, в местах общего пользования многоквартирных домов. Причем такое решение принимается собственником имущества или иным лицом, уполномоченным на то собственником имущества.
Общее имущество в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит собственникам помещений в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
В частности, собственникам помещений в МКД принадлежат помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, межквартирные лестничные площадки, а также земельный участок, на котором расположен МКД (в случае, если такой участок в установленном порядке включен в состав общего имущества собственников помещений в МКД).
Перечисленные объекты, как правило, и являются местами для курения. После вступления в силу приказа Минстроя России № 756/пр, Минздрава России № 786н от 28.11.2014 такие места должны соответствовать установленным Требованиям к местам для курения.
Остается выяснить, в какой форме собственники помещений в МКД принимают решение о выделении специальных мест в МКД для курения табака.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления многоквартирным домом. Решения общего собрания собственников помещений в МКД оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Значит, решение о выделении специальных мест для курения в МКД должно быть оформлено протоколом общего собрания собственников помещений в МКД? Да, но не совсем.
К сведению
Законодательством не установлены сроки, в которые общее собрание собственников помещений в МКД должно принять решение о выделении отдельных мест для курения табака в МКД.
Положениями ЖК РФ вопрос о выделении специальных мест для курения в МКД не рассматривается как отдельный вопрос, по которому принимает решение общее собрание собственников помещений в МКД. Кроме того, не в каждом МКД собственники настолько дисциплинированы и проведут отдельно общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выделении отдельных мест для курения в МКД.
Отметим, что в п. 1 Требований к местам для курения предусмотрено принятие решения о выделении мест для курения в МКД не только собственником имущества, но и иным лицом, уполномоченным на то собственником имущества.
Подробнее о документах, которыми, в соответствии с выбранным способом управления МКД, собственники помещений в МКД могут уполномочить лицо, осуществляющее управление домом, на устройство в МКД мест для курения читайте в Электронной системе "Управление многоквартирным домом"



О порядке сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    28 сентября 2015  |  Просмотров: 403
О порядке сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп

Порядок сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп регулируется Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 681 от 03.09.2010 г., далее (по тексту Правила № 681 от 03.09.2010).
Согласно пункту 8 (1) Правил № 681 от 03.09.2010, у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Суд обязал управляющие компании Иркутска организовать сбор ртутьсодержащих ламп
Кировский районный суд Иркутска обязал управляющие компании организовать в МКД места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп
В соответствии с пунктом 8(2) вышеуказанных Правил собственники, наниматели, пользователи помещений вмногоквартирных домах, должны определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп либо это должна сделать управляющая (обслуживающая) организация по поручению собственников, при этом согласовав это с соответствующей специализированной организацией.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частями 7, 8 статьи 156 Жилищного кодекса РФ:
* размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год;
* размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, если управляющей организацией начисляется дополнительная плата за сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп, размер этой платы должен быть утвержден на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (общем собрании членов ТСЖ).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (утверждении тарифов на жилищные услуги), такой размер устанавливается органом местного самоуправления (согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 13.01.2015 N 3п "О размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме для населения городского округа "город Якутск" на 2014 год" утвержден размер платы за утилизацию ртутьсодержащих ламп, равный 0,28 руб. с 1 кв.м.
В настоящее время, Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на основании поступившего обращения от Первого заместителя главы ГО «город Якутск» Садовникова Д.Д., проводится процедура согласований с органами прокуратуры проведение внеплановых проверок в отношении управляющих организаций осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Сайсарского округа.
Источник: БезФормата.Ru



ФАС России предостерегает, управление МКД без конкурса приводит к ограничению конкуренции

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    24 сентября 2015  |  Просмотров: 554
ФАС России предостерегает, управление МКД без конкурса приводит к ограничению конкуренции

В связи с поступлением многочисленных обращений территориальных органов ФАС России, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и собственников помещений в многоквартирных домах ФАС России в письме от 02.09.2015 № АД/46729/15 выразила свою позицию в части возможности предоставления временной управляющей организации без проведения конкурсных процедур права на управление многоквартирными домами.
Обращения стали поступать в ФАС России в связи с письмом Минстроя России от 24.04.2015 N 12258-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", которое было направлено в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). В указанном письме Минстрой России сообщил, что органы местного самоуправления вправе предоставить преференцию путем определения ими без проведения конкурсных процедур временной управляющей организации для обеспечения многоквартирных домов, в отношении которых возникает риск "остаться без управления", в том числе, в ситуации, когда управляющая организация в одностороннем порядке без объективных причин и без заблаговременного уведомления расторгает договор управления многоквартирным домом или фактически прекращает исполнение своих обязанностей в отношении такого многоквартирного дома.
Как сообщает ФАС России указанное письмо с антимонопольным органом, уполномоченным законодательством на дачу соответствующих разъяснений, не согласовывалось. На основании данного письма органы местного самоуправления массово предоставляют управляющим организациям, получившим к 01.05.2015 лицензию на право осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, муниципальные преференции, и, зачастую, без согласования с территориальными органами ФАС России, на основании пунктов 1 и 4 части 3 статьи 19 Федерального закона "О защите конкуренции".
По мнению ФАС России, совершение таких действий органами местного самоуправления является нарушением антимонопольного законодательства по следующим причинам:
1. Предоставление государственных или муниципальных преференций регламентировано Главой 5 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Системный анализ норм главы 5 Закона о защите конкуренции (в т.ч. п. 2 ч. 3 ст. 20) приводит к выводу о том, что преференция может быть предоставлена в порядке, установленном Главой 5 Закона о защите конкуренции, в целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и только в случае, если ее предоставление не приведет к устранению или недопущению конкуренции.
ФАС России обращает внимание на то, что предоставление права на управление многоквартирным домом без проведения конкурса не может соответствовать целям предоставления государственных или муниципальных преференций, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
2. Статьей 161 ЖК РФ установлены порядок выбора способа управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с частью 5 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 указанной статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ установлены особые условия, регламентирующие обязательный порядок действий органов местного самоуправления на переходный период, а именно:
1. В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу указанного Федерального закона, не обратились с заявлением о предоставлении лицензии либо такому хозяйствующему субъекту отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такой субъект.
2. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
При этом следует иметь в виду, что в случае если хозяйствующие субъекты, которые указаны в части 4 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились с заявлением о предоставлении лицензии либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Несоблюдение органом местного самоуправления указанного порядка не может являться основанием для назначения управляющей организации без проведения конкурса.
При таких обстоятельствах предоставление права на управление многоквартирным домом без проведения конкурса может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, что является нарушением Закона о защите конкуренции.
Источник: ЭКСПЕРТ ЖКХ ПОРТАЛ



Платежи за ЖКУ: проблемы и пути повышения собираемости

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    10 сентября 2015  |  Просмотров: 508
Платежи за ЖКУ: проблемы и пути повышения собираемости

Автор: И.И. Егорова, эксперт проекта «Реформа ЖКХ в России»
Сумма неоплаченных россиянами в системе ЖКХ долгов уже достигла триллиона рублей. Причинами тому отчасти становятся низкая платежная дисциплина населения, отчасти несовершенство сложившейся системы гражданско-правовых отношений в области взаиморасчетов между поставщиками и потребителями коммунальных услуг.
Специалисты проекта «Реформа ЖКХ в России» изучили специфику собираемости платежей в различных регионах и способы, применяемые для повышения уровня сбора.
Различные города имеют различную практику. Однако очевидно, что кардинальное решение проблем находится в компетенции федерального законодательства.
Цифры и факты
Жилищно-коммунальное хозяйство России – одна из основных отраслей экономики страны. По итогам 2013 г. задолженность за услуги и ресурсы в данной сфере выросла до 886 млрд руб. Такие данные содержатся в докладе, опубликованном в Центре изучения региональных проблем (ЦИРП). Очевидно, что, если проблему не решать, то всю систему коммунального хозяйства и связанные с ней отрасли промышленности в ближайшие годы ждет коллапс. Основные источники формирования задолженности за поставку энергоресурсов в жилищно-коммунальном комплексе: ресурсоснабжающие организации, управляющие жилой недвижимостью и конечные потребители. Основными должниками за газ, например, являются население и теплоснабжающие организации. Их доля с 2008 г. росла опережающими темпами. Характерно, что за последние шесть лет втрое выросли долги предприятий, занимающихся производством и распределением газа, воды и электроэнергии.
К сведению
Годовой оборот жилищно-коммунальной сферы составляет 4 трлн руб.
В жилищно-коммунальном комплексе страны работают 36 тыс. организаций, 2 млн работников.
Объем платежей населения за жилищно-коммунальные услуги превышает 1300 млрд руб.
По данным Росстата, за 2013 г. потребители больше всего задолжали производителям электроэнергии (свыше 160 млрд руб.). На долю физических лиц приходится только пятая часть общего долга по жилищно-коммунальным платежам – порядка 20%. Остальные существенные суммы накапливаются из-за долгов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бюджетных организаций, а также недобросовестных управляющих организаций, которые не перечисляют деньги граждан организациям жилищно-коммунального комплекса. Росстат констатирует, что кредиторская задолженность управляющих организаций ежегодно и неуклонно растет. В частности, долг перед поставщиками ресурсов в общем объеме задолженности вырос с 61% в 2005 г. до 83% в 2013 г. Примечательно, что с бюджетными организациями и внебюджетными фондами управляющие компании стали рассчитываться намного аккуратнее: доля долга перед ними за указанный период снизилась с 27 до 7%.
Некоторые недобросовестные ЖСК, ТСЖ и управляющие организации пока еще находят возможности избавляться от долгов с помощью процедуры банкротства.
С начала второго полугодия 2014 г. было отмечено снижение темпов роста задолженности. В июне – сентябре объем рос в среднем на 0,9% в месяц, тогда как в предыдущие месяцы темпы роста никогда не опускались ниже полутора процентов. Однако кризисная ситуация в финансово-экономической сфере серьезно усугубила и без того непростую проблему жилищно-коммунальных неплатежей. На данный момент фактический объем неоплаченных услуг преодолел барьер в триллион рублей.
Между тем надо отметить, в городах – участниках проекта «Реформа ЖКХ» собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги гораздо выше, чем в среднем по России. Показатель собираемости приблизился к 100%. Вот несколько цифр: Архангельск – 90,2%, Братск – 97,8, Иваново – 96,8, Набережные Челны – 97,9, Новокуйбышевск – 99,1, Оренбург – 944,4, Саранск – 87,3, Тула – 90,6, Чебоксары – 94,6%. Это связано с политикой местных властей в отношении собственников и управляющих организаций, в рамках которой применяются различные методы побуждения к оплате.
Между долгами и собственниками
Существующая схема сбора денег в ЖКХ не способствует сокращению задолженности. Кардинально изменить ситуацию могут прямые договоры поставщиков ресурсов и жителей.
Для ресурсоснабжающих организаций одним из выходов являются прямые расчеты с конечными потребителями без посредников в виде управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и проч. Там, где ресурсоснабжающие организации переходят на прямые расчеты, отмечается значительное улучшение платежной дисциплины. Но чтобы реализовать данный механизм, требуется создание розничной инфраструктуры, включающей систему контроля и расчетно-кассовые центры (РКЦ), занимающиеся сверкой и распределением платежей.
Жилищно-коммунальная отрасль постепенно выстраивает прозрачные и рыночные отношения, а долги, спровоцированные неплатежами и передающиеся по цепочке участников отношений в отрасли, приводят к тому, что инфраструктура постепенно изнашивается, а деньги, которые могли быть направлены на ее модернизацию, уходят нечистым на руку управляющим и банкам, у которых добросовестные компании берут кредиты на покрытие кассовых разрывов. Сегодня в отрасли сложилась ситуация, когда 77% граждан исправно платят за жилищно-коммунальные услуги. Еще 11% граждан оплачивают свои счета в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% – в течение полугода. Еще 2,5% – те, кто считает эти услуги чем-то наподобие общественных, бесплатных благ. Тех же, тех, кто действительно находится в тяжелой жизненной ситуации и фактически не может оплачивать счета, согласно статистике энергосбытовых компаний лишь 0,2%. Это социально незащищенные слои населения – отдельные категории пенсионеров и инвалидов. Самый показательный сегмент ЖКХ – энергетика: именно энергосбытовые компании начали первыми, еще лет 10 назад, наводить порядок в платежах.
Пример
Компания «ТНС энерго» занимается продажей электроэнергии в 10 субъектах Федерации и контролирует порядка 10% рынка сбыта. В компании делят должников на три группы:
– недобросовестных плательщиков, оплачивающих свои счета за электроэнергию в течение трех месяцев;
– злостных неплательщиков, которым на оплату счетов нужно от 3 до 12 месяцев;
– и всех прочих – либо считающих оплату коммуналки необязательной, либо попавших в трудную жизненную ситуацию. Таких всего набирается 5%, и на их долю приходится около 50% долгов с просрочкой от года. Причины: объективные и субъективные
Долговые обязательства управляющих организаций в рамках выполнения договоров управления многоквартирными домами и товариществ собственников жилья вызываются различными причинами. В условном порядке их можно разделить на две категории – объективные и субъективные. К числу объективных причин следует отнести недостаточность доходной базы, точнее – муниципальные тарифы вместо договорной цены, а также избыточное административное давление. Среди основных субъективных причин можно отметить нецелевое использование средств и работу недобросовестных управляющих организаций, пришедших на рынок с целью преднамеренного банкротства. Согласно статистике напрямую в ресурсоснабжающие организации сегодня поступает чуть более половины платежей (51,6%). Через расчетно-кассовые центры проходит 40,8% от общего объема поступающих средств. На долю управляющих организаций приходится 7,1%, и лишь полпроцента от общей массы платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги приходит через товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы.
В качестве примера можно привести ресурсоснабжающие организации. В этой сфере долги накапливаются из-за неполной оплаты потребителями поставленной тепловой энергии и теплоносителя. Сюда же следует отнести выставление счетов потребителям на сумму, меньшую стоимости поставленной энергии, а также занижение тарифов по причине учета в операционных затратах не фактических, а лишь нормативных потерь. Кроме того, тарифы могут ограничиваться по индексу их роста. Не способствует снижению долгов и отсутствие компенсаций из бюджета возникающей разницы в фактических и установленных издержках, а также при установлении льготных тарифов.
Среди факторов формирования долгов могут возникать и косвенные. Данные факторы происходят из удорожания стоимости коммунальной услуги отопления, которое, в свою очередь, с учетом перечисленных объективных факторов в конечном итоге приводит к росту долгов теплоснабжающих организаций. Не стоит забывать и о значительном числе участников процесса централизованного теплоснабжения и использовании централизованного теплоснабжения в селитебных территориях, где плотность жилищной застройки сравнительно невелика.
Сбором платежей как за жилищные, так и за коммунальные услуги занимаются управляющие организации. В общем объеме начислений коммунальные платежи составляют 60–80%, а доля жилищных – 20–40%. В итоге свои финансовые обязательства перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) управляющая организация покрывает за счет платы, внесенной за жилищные услуги. И это в лучшем случае. В худшем же случае она вынуждена брать кредит. После расчета с РСО у управляющей организации на выполнение своей непосредственной функции – обслуживание жилищного фонда остается менее 50% средств, а если был взят кредит, то еще часть средств расходуется на выплату процентов банку. В итоге в первую очередь страдают граждане, своевременно внесшие плату за оказанные услуги: оплата произведена, а услуг получено в лучшем случае на 50% от внесенной суммы.
Более подробно о необходимых мерах по повышению финансовой устойчивости и ответственности управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК и кардинальных изменениях ситуации читайте в №7 2015 журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".
Источник http://www.gkh.ru/journals/9604/100076/


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: 1.Проект "Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края"; 2.Проект "Повышение общественной активности граждан в Приморском крае"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы