Мифы ЖКХ: Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    26 апреля 2019  |  Просмотров: 68
Мифы ЖКХ: Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг.

Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).
В настоящей статье проанализируем, кто и за чей счет обязан устанавливать ОПУ.
 
Суть лжетеории
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).
Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.
 


Расчет отопления по распределителям

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    23 апреля 2019  |  Просмотров: 98
Расчет отопления по распределителям

Абзац 7 пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354), предусматривает возможность применения при расчете стоимости отопления показаний распределителей. При этом учет показаний указанных устройств вызывает неизменно много вопросов. В настоящей статье разберемся, что же такое распределители и каким образом их показания применяются в расчетах.
 
Что такое распределитель?
Согласно абзацу 16 пункта 2 Правил 354: «"распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители».
Как следует из определения, распределители не измеряют абсолютное количество тепла (в гигакалориях), потребленное в том или ином помещении многоквартирного дома (далее – МКД) на коммунальную услугу по отоплению, а определяют только долю от общего объема потребления теплоэнергии на отопление в тех помещениях МКД, которые оборудованы распределителями.
Различия распределителей и индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) теплоэнергии установлены соответствующими определениями терминов в Правилах 354.
Абзац 6 пункта 2 Правил 354 определяет: «"индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении».
Как видно из сравнения двух определений, распределители не являются индивидуальными приборами учета отопления, поскольку ИПУ измеряют именно объем потребления теплоэнергии, а распределители определяют только относительную долю в общем объеме потребления.
 
Случаи применения показаний распределителей
Абзац 7 пункта 42.1 Правил 354 утверждает: «Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.


Что входит в состав ТКО

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    16 апреля 2019  |  Просмотров: 435
Что входит в состав ТКО?

«Из чего состоят твёрдые коммунальные отходы?», «Должна ли управляющая компания заключать с Регоператором отдельный договор на вывоз смёта листьев?», «Обязано ли ТСЖ самостоятельно организовывать вывоз крупногабаритных отходов?», «Должны ли собственники отдельно оплачивать вывоз строительного мусора, образованного при ремонте в их квартирах?» – на эти часто возникающие вопросы ответим в настоящей публикации.
Что такое ТКО?
Состав твёрдых коммунальных отходов (ТКО) определен несколькими нормативными правовыми актами, в том числе:
- Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ утверждает: «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами»;
- Пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. ПП РФ от 12.11.2016 №1156 определяет: «"крупногабаритные отходы" – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах»;
- Пункт 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утв. ПП РФ от 04.04.2016 № 269 устанавливает: «В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории».
Исходя из представленных норм к ТКО относятся:
1. Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами).
Очевидно, что к таким отходам относится различного рода бытовой мусор, упаковки от товаров, непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства. Бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц, также относится к ТКО.
2. Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Законодательство не уточняет ни характеристик, ни габаритов утративших свои потребительские свойства товаров.
3. Крупногабаритные отходы (в т.ч. мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).
Крупногабаритные отходы (КГО) входят в состав ТКО и не классифицируются как-то иначе. Региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить КГО в составе прочих ТКО. Стоит заострить внимание, что «отходы от текущего ремонта жилых помещений» тоже отнесены к ТКО (применение термина «строительные отходы» в данном случае некорректно, поскольку строительные отходы образуются на стройке, а в жилых помещениях многоквартирного дома могут образовываться «отходы от текущего ремонта жилых помещений»).
4. Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Мусор, собранный при уборке придомовой территории, в том числе смёт листьев, скошенная трава, пыль, песок, иные предметы и субстанции – всё это учтено при определении нормативов накопления ТКО. Следовательно, весь мусор, собранный при уборке придомовой территории, относится к ТКО, стоимость его вывоза из мест накопления ТКО уже учтена в нормативной стоимости коммунальной услуги, а, следовательно, повторное предъявление такой услуги к оплате не основано на законе.
Выводы

Законодатель в стремлении централизовать процесс переработки мусора включил в состав твердых коммунальных отходов почти все возможные отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности граждан и при обслуживания многоквартирных домов, в которых эти граждане проживают. Попытки операторов по обращению с ТКО исключать отдельные виды отходов из состава ТКО с целью истребования оплаты вывоза этих отходов сверх стоимости «обращения с ТКО» неправомерны.
 
Автор: Нифонтов Д.Ю.
https://acato.ru/articles/20190415/chto-vhodit-v-sostav-tko


Почему и как Роскомнадзор проводит проверки управляющих организаций

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    13 апреля 2019  |  Просмотров: 83
Почему и как Роскомнадзор проводит проверки управляющих организаций

Управляющие организации, ТСЖ и кооперативы по роду своей деятельности являются операторами персональных данных, поэтому в отношении таких организаций Роскомнадзор имеет право проводить проверки согласно постановлению Правительства РФ от 13.02.2019 № 146. Рассказываем об этом подробнее.
УО и ТСЖ являются операторами персональных данных
Персональные данные (ПДн) – это любая информация, которая относится к физическому лицу – субъекту ПДн и помогает идентифицировать его (ч. 1 ст. 3 № 152-ФЗ). К таким данным относятся общие сведения о человеке: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные документа, удостоверяющего личность, другие сведения, по которым прямо или косвенно можно определить конкретного человека.
Действия, которые совершаются с ПДн: сбор, запись, систематизация и накопление, хранение, обновление, изменение, использование, передача и др. – называются их обработкой (ч. 3 ст. 3 № 152-ФЗ). Лица и организации, обрабатывающие персональные данные, являются операторами ПДн.
УО, ТСЖ и кооперативы обрабатывают персональные данные жителей многоквартирных домов в силу пп. 2 ст. 6 № 152-ФЗ: начисляя плату за ЖКУ, ведя реестры собственников, оформляя платёжные документы, передавая ПДн собственников помещений в РСО при заключении прямого договора. Обработку персональных данных подразумевают заключённый УО с собственниками помещений в МКД договор управления или устав ТСН (ст. ст. 135, 155, 162 ЖК РФ).
Роскомнадзор получил право проводить проверки операторов персональных данных
Поскольку УО, ТСЖ и ЖК работают с персональными данными собственников и жителей многоквартирных домов, то к ним применяются нормы постановления Правительства РФ от 13.02.2019 № 146. Постановлением в соответствии с ч. 1.1 ст. 23 № 152-ФЗ утверждены Правила проведения государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных.
Согласно п. 2 ПП РФ № 146, функции госконтроля и надзора за обработкой ПДн возложены на Роскомнадзор. Ведомство должно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения в деятельности операторов персональных данных.
Для этого Роскомнадзор уполномочен проводить плановые и внеплановые, документарные и выездные проверки, профилактические мероприятия, принимать меры, чтобы устранить последствия противоправных действий операторов ПДн (п. 3 ПП РФ № 146).
УО и ТСЖ могут попасть в план проверок раз в два года
Плановые проверки в отношении операторов персональных данных проводятся в соответствии с графиком, размещённым в интернете. Попасть в такой план может любой оператор ПДн, если с момента его регистрации как юрлица или с момента последней проверки прошло 3 года (п.п. 5, 6 ПП РФ № 146).
При этом поставщики информации в государственные информационные системы могут оказываться в плане по контролю чаще: раз в два года (пп. «а» п. 7 ПП РФ № 416).
Роскомнадзор имеет право проводить и внеплановые проверки операторов ПДн по нескольким основаниям:
* неисполнение выданного ранее предписания по устранению нарушений;
* по требованию прокурора, поручению Президента РФ, Правительства РФ;
* по заявлению граждан, если они в обращении докажут факт нарушения их прав;
* по результатам проверки, проведённой Роскомнадзором без взаимодействия с оператором ПДн.
Внеплановые проверки, организованные по двум последним приведённым выше причинам, должны быть согласованы с прокуратурой.
УО и ТСЖ уведомляются за 3 дня или за 24 часа до начала проверки
О проведении плановой проверки Роскомнадзор должен уведомить оператора не позднее, чем за 3 рабочих дня до этого, о внеплановой – не менее чем за 24 часа до её начала (п.п. 11, 12 ПП РФ №416). Копия приказа о проведении проверки направляется проверяемому:
* по почте с уведомлением о вручении;
* по электронной почте, если адрес оператора размещён на его сайте;
* по электронной почте, если оператор сообщал адрес ранее в Роскомнадзор;
* либо другим доступным способом.
При этом электронный образ документа должен быть подписан усиленной электронной подписью уполномоченного должностного лица Роскомнадзора.
Срок проведения плановой проверки – 20 рабочих дней, внеплановой – 10 рабочих дней. Продлить проверку можно не более, чем в два раза (п.п. 16, 17 ПП РФ № 416). Во время контрольных мероприятий проверяются соблюдение оператором требований к обработке ПДн, документы и информационные системы персональных данных.
Оператор ПДн обязан ответить на запрос Роскомнадзора в течение 5 рабочих дней
Роскомнадзор может проводить плановые выездные и документарные проверки. Внеплановые проверки могут быть только выездными (п. 25 ПП РФ № 416).
В рамках документарной проверки оператор ПДн должен предоставить документы и информацию по запросу ведомства в течение 5 рабочих дней со дня получения письма (п. 27 ПП РФ № 416). Документы предоставляются в виде заверенных печатью и подписью копий либо в электронном виде с использованием усиленной электронной подписи.
Дополнительные пояснения в рамках той же проверки должны быть направлены оператором ПДн в ведомство в течение 3 рабочих дней после получения запроса (п. 30 ПП РФ № 416).
Необходимо обратить внимание, что дата поступления ответа на запрос от оператора – это дата, которую указывает Роскомнадзор при принятии пакета документов, а не дата его отправки. Если документы не предоставлены в срок, то в отношении оператора проводится выездная проверка.
Оператор ПДн обязан создать условия для проведения проверки
Если документарная проверка проходит по месту размещения Роскомнадзора, то выездная – по месту размещения оператора персональных данных. Если оператор является физическим лицом, а не юрлицом или индивидуальным предпринимателем, то в его отношении выездная проверка проводиться не может (п. 32 ПП РФ № 416).
Перед началом проверки должностное лицо Роскомнадзора должно предъявить удостоверение и ознакомить проверяемого с приказом о проведении выездной проверки (п. 33 ПП РФ № 416). Оператор ПДн со своей стороны должен создать необходимые условия для проведения контрольных мероприятий, обеспечить доступ в помещения и к оборудованию.
Если проверяемый препятствует действиям сотрудников Роскомнадзора, проводящих проверку, то об этом составляется акт. Затем контрольный орган имеет право обратиться в прокуратуру или в правоохранительные органы (п. 38 ПП РФ № 416).
При составлении такого акта, а также при отсутствии оператора ПДн в день проверки она приостанавливается до момента устранения причин остановки либо же до проведения внеплановой проверки без предварительного уведомления оператора ПДн (п.п. 39, 40 ПП РФ № 416).
За неустранение нарушений выдаётся требование об остановке обработки персональных данных
По результатам проверки Роскомнадзор составляет в двух экземплярах акт, в котором делает заключение об отсутствии нарушений или об их наличии с указанием на статьи НПА (п.п. 43, 44 ПП РФ № 416). При этом акт должен быть подписан представителем проверяемого юрлица или индивидуального предпринимателя. Если оператор ПДн отказался подписать акт, то об этом в акте делается отметка.
Экземпляр акта проверки вручается оператору персональных данных под подпись или направляется с уведомлением о вручении либо другим доступным способом в течение 10 дней со дня его подписания (п. 44 ПП РФ № 416).
Если Роскомнадзор выявил нарушения при проверке, то вместе с актом оператору вручается предписание об устранении нарушений со сроком выполнения не более 6 месяцев с дня вручения этих документов (п. 47 ПП РФ № 416). Оператор должен предоставить в Роскомнадзор информацию о выполнении предписания – в ином случае в его отношении проводится внеплановая выездная проверка.
Если невыполнение предписания влечёт нарушение прав и интересов субъектов персональных данных, то оператор обязан по требованию Роскомнадзора прекратить обработку любых персональных данных до устранения допущенных нарушений (п. 50 ПП РФ № 416). Если этого не сделать, оператор ПДн будет привлечён к административной ответственности.
Важно знать
Правила проведение проверок управляющих организаций и ТСЖ как операторов персональных данных во многом схожи с правилами проверок, которые проводит в их отношении орган Госжилнадзора.
УО и ТСЖ должны иметь в виду, что Роскомнадзор имеет право планово проверять их чаще, чем других операторов ПДн, поскольку они являются поставщиками информации в ГИС ЖКХ.
В ходе контрольных мероприятий будут проверяться как документы, так и порядок их хранения и информационные системы, с помощью которых происходит обработка ПДн.
Хотя внеплановыми могут быть только выездные проверки, плановая документарная проверка легко может превратиться во внеплановую, если Роскомнадзор обнаружит какие-либо нарушения в работе оператора ПДн или в срок не получит необходимые документы.
В случае неустранения нарушений, затрагивающих интересы и права субъектов ПДн, оператор обязан остановить любую обработку персональных данных. В отношении УО и ТСЖ это значит, что в такой ситуации они не смогут выставлять счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, проводить общие собрания собственников, передавать данные в РСО в рамках договоров ресурсоснабжения и даже обрабатывать заявки, поступающие в аварийно-диспетчерскую службу.
Ольга Шевлягина Редактор
https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/10253/pochemu-i-kak-roskomnadzor-provodit-proverki-upravlyayuschih-organizaciy


Минстрой согласился с позицией АКАТО

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    9 апреля 2019  |  Просмотров: 94
Минстрой согласился с позицией АКАТО

В статье «Нюансы проведения общих собраний. Часть 4», опубликованной на сайте АКАТО год назад (18.03.2019), разъяснен термин «большинство», применяемый в части 1 статьи 46 ЖК РФ. Для получения подтверждения изложенного в статье мнения АКАТО еще перед публикацией статьи направил в Минстрой России соответствующий запрос (№ 45-03 от 07.03.2018), однако в ответе Минстроя лишь цитировались нормы жилищного законодательства и не содержалось никаких разъяснений. АКАТО попросил уточнить мнение Минстроя, но получил отказ в дополнительных разъяснениях. После еще нескольких безрезультатных обращений Минстрой наконец-то дал ответ по существу поставленных вопросов.
 
Когда решение по вопросу принято общим собранием?
Как ни странно, но зачастую лица, организующие общие собрания собственников, устанавливают факт принятия решения по тому или иному вопросу путем сравнения количества голосов, отданных за три варианта решений: «за», «против», «воздержался», считая, что если за вариант «за» отдано голосов больше, чем за вариант «против» и больше, чем за вариант «воздержался», то решение считается принятым. Исходя из такой логики в случае, когда, например, количество голосов по какому-либо вопросу распределилось следующим образом: «за» - 45%, «против» - 22%, «воздержался» - 33%, решение считается принятым. Ведь 45 больше 22 и больше 33.
Специалисты АКАТО категорически не согласны с таким методом установления факта принятия решения, и в статье от 18.03.2018 разъяснено, что термин «большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании» означает более половины (более 50%) голосов от количества голосов участвующих в собрании, то есть решение принято исключительно в случае, если варианту «за» отдано более 50% голосов участников собрания. При этом не имеет значения, как оставшаяся часть голосов (меньшинство) распределена между вариантами «против» и «воздержался».
Исходя из такого мнения в случае, когда, например, количество голосов по какому-либо вопросу распределилось следующим образом: «за» - 45%, «против» - 22%, «воздержался» - 33%, решение не принято.
 
Что сказал Минстрой?
11 февраля 2019 года АКАТО обратился в Минстрой с запросом, практически идентичным ранее направляемому запросу от 07.03.2018.
Письмом от 10.03.2019 № 8125-ОО/06 Минстрой России разъяснил:
«…Поскольку действующее законодательство содержит требование к тому, что по каждому вопросу повестки дня собственник помещения должен выбрать только один вариант, то, по мнению Департамента, применение при голосовании «относительного большинства» не представляется возможным и решение считается принятым, в зависимости от вопроса, поставленного на голосование, если за вариант «за» проголосовало:
- большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме;
- более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;
- большинство не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, по мнению Департамента, недопустимо считать решение собрания принятым, если количество голосов участников распределилось среди трех вариантов («за», «против» или «воздержался») таким образом, что максимальная доля голосов отдана варианту «за», но при этом количество голосов, требуемое для принятия решения, не набрано».
Таким образом, Минстрой России поддержал позицию АКАТО, указав, что сам по себе факт того, что максимальная доля голосов отдана варианту «за» не означает, что решение по указанному вопросу принято. Для принятия решения необходимо, чтобы варианту «за» было отдано требуемое законом количество голосов: либо квалифицированное большинство по отдельным вопросам, перечисленным в части 1 статьи 46 ЖК РФ, либо простое большинство (более 50% от участников) по всем остальным вопросам.
 
Скачать письмо Минстроя России от 10.03.2019 № 8125-ОО/06 pismo_minstroy_2019.03.10_8125-oo_06_original.pdf [1.34 Mb] (cкачиваний: 40)



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: Проект "Приморская выездная школа «Повышение экологической культуры населения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы