Региональный общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Главная » Действующие Проекты ИМЦ » Оценка эффективности проекта
    24 июня 2014  |  Просмотров: 586
Региональный общественный контроль в  сфере жилищно-коммунального хозяйства
Аналитическая записка по результатам мониторинга знаний вопросов ЖКХ гражданами города Улан-Удэ - Июнь 2014 г.

    Цель мониторинга
    Целью мониторинга являлось Определение  начального уровня знаний
населения, в вопросах жилищных прав, обязанностей и на регулярной основе проводить определение изменение этого уровня, увязывая с проводимыми мероприятиями проекта. Мониторинг даст возможность отслеживать характерные нарушения в сфере ЖКХ, выявлять потребность граждан в получении определенных знаний и на основании этого корректировать программы жилищного просвещения. Так же по результатам соцопроса будет составляться рейтинг управляющих организаций, Советов многоквартирных домов, ТСЖ и ЖСК, и информация будет доводиться до граждан через сайты и отражаться в издаваемом бюллетене «Лучшие практики».
    Скачать Результаты мониторинга -июнь
monitoring-3.doc [107 Kb] (cкачиваний: 371)



В городе Биробиджане ИМЦ «Тихоокеанский Проект» и Общественная палата РФ провели мероприятия

Главная » Действующие Проекты ИМЦ » Мероприятия проекта
    2 июня 2014  |  Просмотров: 517
В городе Биробиджане ИМЦ «Тихоокеанский Проект» и Общественная палата РФ в рамках мероприятия программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье», финансируемой Министерством экономического развития РФ проведены следующие мероприятия:
В городе Биробиджане ИМЦ «Тихоокеанский Проект» и Общественная палата РФ провели мероприятия

29 мая 2014 г. -  круглый стола «Жилищное просвещение основа эффективного общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

30 мая 2014 г. - семинар для представителей Советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, активных собственников и нанимателей жилья города Биробиджана по вопросам:

o Совет многоквартирного дома в структуре общественного контроля в сфере ЖКХ;
o Капитальный ремонт многоквартирных домов;
o Раскрытие информации управляющими организациями;
o Перерасчет платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества.
o Административная ответственность при управлении многоквартирным домом.

        29 мая, в городе Биробиджан в рамках мероприятия программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» команда специалистов Приморской автономной организации «Информационно-методический Центр «Тихоокеанский Проект» и представитель НП ЖКХ Контроль Козлов А.М. провели круглый стол по вопросам развития жилищного просвещения и общественного контроля. Ведущий круглого стола Козлов Александр Михайлович, эксперт Общественной палаты, рассказал об институте общественного контроля в сфере ЖКХ, в Российской Федерации отметив новое в жилищном законодательстве. Принимавшие участие в данном мероприятии руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Докаш Г.М., главный государственный жилищный инспектор ЕАО Попович В.В., Конева Н.И. представляющая областную общественную организацию «Общественное самоуправление» дали объективную оценку состоянию сферы ЖКХ Еврейского автономного округа, рассказали о путях просвещения населения в жилищных вопросах, в свою очередь Смышляев А.М., директор Приморской автономной некоммерческой организации «ИМЦ Тихоокеанский Проект» поделился практикой г. Владивостока, где жителей просвещают посредствам школы управдома, которая собирает массу слушателей среди собственников многоквартирных домов.

В этот же день Козлов А.М. и специалисты ИМЦ «Тихоокеанский Проект» ознакомились с деятельностью ООО УК «Рембытстройсервис», в управлении которой 287 домов, в том числе 45 ТСЖ и у которой за 2014 год выполнено работ по текущему ремонту на сумму 10 млн. 712 тысяч рублей. Директор Баянкин Е.А. провел экскурсию по зданию в котором расположена организация «Рембытстройсервис», рассказал о достижениях и проблемах их управляющей компании, штат которой составляет 22 человека. Общая площадь в управлении – 931 тыс. кв. м.

Но особо, лично мне, хочется отметить председателя домового комитета дома 119/2 по ул. Шолом-Алейхема, Гордееву Валерию Михайловну, которая приложила много усилий для благоустройства вверенного ей дома и прилагающей к нему придомовую территорию, за что не единожды была награждена грамотами и дипломами.

30 мая по плану, провели открытый семинар для представителей Советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, активных собственников и нанимателей жилья города Биробиджана. Актуальные темы, освещенные на данном семинаре, собрали полный зал слушателей. Козлов А.М. рассказал об изменениях в законодательстве, регулирующем управлением многоквартирными домами, о требованиях, предъявляемых к организациям осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Затронул тему лицензирования управляющих компаний, что вызвало жаркие дебаты со стороны слушателей семинара, задавались вопросы, поступали предложения для упрощения данного закона, ведь пока есть время, закон можно регулировать до его принятия. С особой внимательностью слушался доклад Смышляева А.М. об административной ответственности при управлении многоквартирным домом.

Вопросов было много. Слушателей интересовала судебная практика оспаривания решений собраний и такие вопросы как перерасчет платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества. Специалисты, ведущие данный семинар доходчиво давали ответы на заданные вопросы.














Юлия Харитонова
Специалист ИМЦ «Тихоокеанский Проект»




Семинар «Социальное проектирование» прошел во Владивостоке.

Главная » Действующие Проекты ИМЦ » Новости проекта
    21 мая 2014  |  Просмотров: 613
Семинар «Социальное проектирование» прошел во Владивостоке.

     20 и 21 мая в пресс-центре администрации Приморского края проходил семинар «Социальное проектирование», который организовали и совместно провели Институт развития некоммерческого сектора Общественной палаты Российской Федерации, Национальный фонд «Молодые лидеры», Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и Приморская автономная некоммерческая организация "Информационно-методический Центр "Тихоокеанский Проект».


    В работе семинара приняли участие лидеры и специалисты социально ориентированных некоммерческих организаций из Приморского и Хабаровского краев, преимущественно осуществляющих свою деятельность в сфере жилищного просвещения и общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.

   Проводил семинар Вайнер Владимир Леонидович, креативный директор Центра рекламных исследований Grand Prix, старший преподаватель ГУ-ВШЭ.

   В ходе семинара представители некоммерческих организаций изучили вопросы социального проектирования, этапы формирования и структуру проекта, постановки проблемы, определения целей и задач проекта.

  В ходе семинара слушателями был поднят вопрос о необходимости разработки и принятия целевой программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае.

   На семинаре было отмечено, что НКО Приморского края в первом этапе президентского конкурса на финансирование социально значимых проектов показали очень низкую активность, в конкурсе приняли участие всего 16 организаций. 

   По оценке слушателей состоявшийся семинар по вопросам социального проектирования во многом будет способствовать повышению активности некоммерческих организаций в разработке социально значимых проектов, участию в различных конкурсных программах и их реализации на территории Приморского и Хабаровского краев.

  В завершении семинара его участники продемонстрировали свое умение в практической разработке проектов используя полученные на семинаре новые знания.  Группы слушателей представили на суд своих коллег по некоммерческому сектору разработанные ими проекты и имели возможность получить их экспертную оценку со стороны ведущего специалиста в области социального проектирования – Владимира Вайнера.

 Слушатели высказали пожелание организаторам семинара и в дальнейшем организовывать, и проводить обучение лидеров и специалистов НКО в Дальневосточном федеральном округе.
 
  
Юлия Землянская
Зам. директора ИМЦ «Тихоокеанский Проект»





ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ

Главная » Действующие Проекты ИМЦ » Мероприятия проекта
    9 мая 2014  |  Просмотров: 697
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
в городе Биробиджане в период с 29 – 30 мая 2014 г.,
 в рамках мероприятий программы «Развитие межрегиональной
инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» и плана работы на 2014 г. Некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля
 в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль».

Мероприятия, направленны на обсуждение ключевых вопросов развития системы жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ, обмен опытом, внедрение лучших практик и обучение представителей социально ориентированных НКО Еврейской автономной области.
Программаprogramma-birobidzhan.doc [1.15 Mb] (cкачиваний: 348)




Аналитическая записка

Главная » Действующие Проекты ИМЦ » Оценка эффективности проекта
    7 мая 2014  |  Просмотров: 845

Аналитическая записка

«Краткий анализ состояния СО НКО в сфере правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах ДВФО и Забайкалья»

 

Программа «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» - это система практических действий и мероприятий, которые влекут за собой реальный, ощутимый эффект. Следо­вательно, его можно и нужно «наблюдать» и измерять.

Программа направлена на развитие формальных и неформальных институтов в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги, населению муниципальных образова­ний. Поэтому оценивать успешность программы развития можно, опираясь на вполне объективные параметры.

 

Исходя из задач предполагаемых к решению при выполнении программы и ее основной задачи – создание устойчивой инфраструктуры СО НКО, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье, предлагаем основную оценку результативности выполняемой программы произвести посредством измерения индекса устойчивости создаваемых и действующих ресурсных центров СО НКО, участвующих в программе.

 

Анализируя сферу деятельности СО НКО в регионах выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье», мы пришли к выводу, что применение предполагаемой методики оценки (За основу методики оценки выполняемой программы предполагалась методика, успешно применяемая Санкт-Петербургским Центром развития некоммерческих организаций (ЦРНО) для оценки устойчивости некоммерческого сектора и публикуя индекс устойчивости НКО Санкт-Петербурга, начиная с 2005 года.), в полном объеме и используемом виде на начальном этапе оценки не представляется возможным.

Нами предполагалось оценивать сегмент, охватывающий СО НКО осуществляющие свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье, и соответствующим образом адаптировав показатели устойчивости СО НКО. Однако произведя первоначальную оценку ситуации в вышеуказанном сегменте, можно сказать, что степень развития сегмента правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье не позволяет провести оценку устойчивости СО НКО в этом сегменте ввиду значительной региональной неоднородности этой сферы деятельности НКО.

Если первоначально мы хотели оценить эту сферу по 7 параметрам, таким как:

• Правовое поле

• Организационные возможности

• Финансовая жизнеспособность

• Репутация в обществе

• Продвижение общественных интересов

• Оказание услуг

• Инфраструктура

то после анализа фактической ситуации сложившейся в регионах ДВФО и Забайкалья мы решили оценить вышеуказанный сегмент по параметру «правовое поле» - все регионы и по остальным параметрам провести выборочную оценку, по крайней мере, в тех регионах, где есть возможность этой оценки.

По мере реализации программы, предполагая с середины 2014 года, мы будем переходить к оценке всех регионов по вышеуказанным параметрам и переходить от описательных характеристик к количественным, что позволит в дальнейшем произвести оценку эффективности выполнения программы.

 

Оценка правового поля регионов выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье», на наш взгляд даст возможность оценить начальную ситуацию в сфере действия СО НКО вообще в региональном разрезе, так и деятельности СО НКО и НКО в области жилищного просвещения.

Правовое поле в области деятельности НКО в первую очередь определяет институциональную среду, которая либо способствует развитию некоммерческого сектора либо может в значительной степени тормозить ее развитие.

Если на федеральном уровне законодательная база о деятельности НКО, государственной поддержке деятельности СО НКО на сегодняшний день, на наш взгляд способна эффективно

решать вопросы развития некоммерческого сектора (через грантовую поддержку Президента Российской Федерации и Программы поддержки СО НКО Правительства Российской федерации), то начиная с регионального уровня ситуация в правовом поле далеко неоднозначна.

В 2012 году Министерство экономического развития Российской Федерации утвердило

"Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", где в частности рекомендовало органам государственной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления разработать нормативные правовые акты по поддержке некоммерческих организаций (далее - НКО), которые являются социально ориентированными, в формах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, в том числе по следующим направлениям:

- общие положения регулирования поддержки социально ориентированных НКО;

- финансовая поддержка социально ориентированных НКО;

- информационная поддержка социально ориентированных НКО;

- имущественная поддержка социально ориентированных НКО;

- участие социально ориентированных НКО в экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих сферы интересов (деятельности) социально ориентированных НКО;

- предоставление налоговых льгот;

- обеспечение прозрачности в деятельности социально ориентированных НКО;

- порядок и процедуры организации и проведения публичных слушаний.

 

На наш взгляд перечень направлений поддержки исчерпывающий и на сегодняшний день достаточно всеобъемлющий. И как говориться дело за регионами и муниципалитетами.

Однако, на конец 2013 и начало 2014 годов данные рекомендации в регионах выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» выполнены на наш взгляд в минимальном объеме. Нами анализировались выполнение только первых двух рекомендаций.

 

1. Так принятие регионального НПА в виде Закона отражающего общие положения регулирования поддержки социально ориентированных НКО выполнено только в 5 регионах (Хабаровский край, Забайкальский край, Камчатский край, Магаданская область и Приморский край).
Наличие такого Закона в субъекте Российской Федерации позволяет закрепить на региональном уровне как разграничение полномочий между различными органами власти субъекта Российской Федерации (или муниципального образования) по вопросам поддержки социально ориентированных НКО так и определение видов деятельности, при осуществлении которых социально ориентированные НКО получают поддержку на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, определение форм поддержки социально ориентированных НКО и способов поддержки в рамках каждой формы. Принятие Закона субъектом федерации позволяет организовать работу по поддержке НКО на систематической основе и в определенном временном периоде. Самое главное - наличие Закона придает определенную устойчивость в сфере развития НКО и снижает риски волюнтаризма со стороны органов исполнительной власти субъекта федерации.

2. Ситуация с организацией финансовой поддержки СО НКО в виде субсидий федерального и регионального уровня в субъектах выполнения программы оценивалась с точки зрения выполнения рекомендаций Постановления Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011г.№713 “О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям” «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Согласно этого документа для получения субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, необходимо выполнение ряда условий, а именно:

а) наличие у субъекта Российской Федерации программы поддержки;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий;

в) определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - уполномоченный орган);

г) наличие утвержденного субъектом Российской Федерации порядка предоставления на конкурсной основе субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, включающего требования к софинансированию из внебюджетных источников мероприятий, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями;

д) прохождение субъектом Российской Федерации конкурсного отбора;

е) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей.

 

В нижеприведенной таблице отражены показатели выполнения условий Постановления Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011г.№713

 

Субъекты РФ

Закон

о поддержке СО НКО

Программа поддержки

Уполномоченный орган

Наличие порядка

1

Республика Бурятия

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

2

Республика Саха

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

3

Забайкальский край

Принят

В наличии

Назначен

Принят

4

Камчатский край

Принят

В наличии

Назначен

Принят

5

Хабаровский край

Принят

В наличии

Назначен

Не соответствует

6

Амурская область

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

7

Магаданская область

Принят

В наличии

Назначен

Принят

8

ЕАО

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

9

Сахалинская область

Не принят

Отстутсвует

Назначен

Отсутствует

10

Приморский край

Принят

Отсутствует

Назначен

Отсутствует

 

 

Если проанализировать участие субъектов ДВФО и Забайкалья в программах софинансирования на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, то мы можем наблюдать следующую картину:

 

 

Субъекты РФ

Участие в конкурсах МЭР

2011

2013

2014

Набранные

Баллы 2014

1

Республика Бурятия

Участвовал

Участвовал

Участвует

24.32

2

Республика Саха

Участвовал

Участвовал

Участвует

18.78

3

Забайкальский край

Не участвовал

Участвовал

Участвует

39.12

4

Камчатский край

Участвовал

Участвовал

Участвует

45.03

5

Хабаровский край

Не участвовал

Участвовал

Участвует

Снят

6

Амурская область

Участвовал

Участвовал

Участвует

28.35

7

Магаданская область

Участвовал

Участвовал

Участвует

19.17

8

ЕАО

Участвовал

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

9

Сахалинская область

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

10

Приморский край

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

 

Распределение уполномоченных органов в субъектах ДВФО и Забайкалья

1

Республика Бурятия

Администрация Главы Республики Бурятия

и Правительство Республики Бурятия

2

Республика Саха

Министерство труда и социального развития

Республики Саха (Якутия)

3

Забайкальский край

Администрация Губернатора

Забайкальского края

4

Камчатский край

Агентство по внутренней политике

Камчатского края

5

Хабаровский край

Управление общественных связей главного

управления информационной политики и

общественных связей Губернатора и

Правительства Хабаровского края

6

Амурская область

Министерство внутренней и информационной

политики Амурской области

7

Магаданская область

Аппарат администрации Магаданской области

9

ЕАО

Управление по внутренней политике ЕАО

10

Сахалин

Аппарат Губернатора Сахалинской области

11

Приморский край

Управление по внутренней политики АПК

 

Выводы:

1. Ситуацию в сфере формальных институтов о финансовой поддержке СО НКО в регионах выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» можно оценить как вполне удовлетворительную, но требующую систематической нормотворческой деятельности.

2. Необходимо инициировать принятие региональных законов о поддержке СО НКО в регионах не принявших такие законы.

3. Необходимо принятие программ поддержки СО НКО в Приморском крае и в Сахалинской области.

4. Регионам участвующим в конкурсах на предоставление субсидий из средств федерального бюджета необходимо более качественно готовить документы для участия в конкурсе, для чего представляеся целесообразным сформировать единый подход к органу исполнительной власти регионов, непосредственно отвечающий за реализацию программм поддержки СО НКО.

 

 

 

Анализируя состояние сферы правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в пилотных регионах программы мы составили следующую таблицу

 

 

Субъект

СО НКО

Наличие ресурсного

Центра Жилищного Просвещения

Наличие

ЦОК ЖКХ

НКО Жилищного просвещения

Республика

Бурятия

«Центр поддержки МСУ»

Формируется

Есть

Имеются

Камчатский

край

Ассоциация ТСЖ

Формируется

Есть

Имеются

Еврейская

АО

Общественное самоуправление

Формируется

Есть

Имеются

Сахалинская

область

НП «ЖКХ-Сервис»

Формируется

Есть

Имеются

Приморский край

Приморский ЦОК ЖКХ

Есть

Есть

Имеются

 

 

Как видно из вышеприведенной таблицы в пилотных регионах выполнения Программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» имеются все предпосылки для создания полноценной сети ресурсных центров для НКО осуществляющих жилищное просвещение и общественный контроль сферы ЖКХ.

 

Выводы:

1. Оценка на начало периода выполнения программы –«Удовлетворительная».

 

2. Для полноценной деятельности вышеперечисленных организаций, как ресурсных центров для поддержки НКО в сфере жилищного просвещения и общественного контроля ЖКХ необходимо провести ряд учебно-организационных мероприятий , инициировать участие НКО в грантовых программах Президента Российской Федерации, участие в региональных и муниципальных конкурсах поддержки СО НКО, развивать региональную инфраструктуру поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

 

 



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: Проект "Приморская выездная школа «Повышение экологической культуры населения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы