Аналитическая записка

Главная » Действующие Проекты ИМЦ » Оценка эффективности проекта
    7 мая 2014  |  Просмотрено: 702 раз

Аналитическая записка

«Краткий анализ состояния СО НКО в сфере правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах ДВФО и Забайкалья»

 

Программа «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» - это система практических действий и мероприятий, которые влекут за собой реальный, ощутимый эффект. Следо­вательно, его можно и нужно «наблюдать» и измерять.

Программа направлена на развитие формальных и неформальных институтов в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги, населению муниципальных образова­ний. Поэтому оценивать успешность программы развития можно, опираясь на вполне объективные параметры.

 

Исходя из задач предполагаемых к решению при выполнении программы и ее основной задачи – создание устойчивой инфраструктуры СО НКО, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье, предлагаем основную оценку результативности выполняемой программы произвести посредством измерения индекса устойчивости создаваемых и действующих ресурсных центров СО НКО, участвующих в программе.

 

Анализируя сферу деятельности СО НКО в регионах выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье», мы пришли к выводу, что применение предполагаемой методики оценки (За основу методики оценки выполняемой программы предполагалась методика, успешно применяемая Санкт-Петербургским Центром развития некоммерческих организаций (ЦРНО) для оценки устойчивости некоммерческого сектора и публикуя индекс устойчивости НКО Санкт-Петербурга, начиная с 2005 года.), в полном объеме и используемом виде на начальном этапе оценки не представляется возможным.

Нами предполагалось оценивать сегмент, охватывающий СО НКО осуществляющие свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье, и соответствующим образом адаптировав показатели устойчивости СО НКО. Однако произведя первоначальную оценку ситуации в вышеуказанном сегменте, можно сказать, что степень развития сегмента правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье не позволяет провести оценку устойчивости СО НКО в этом сегменте ввиду значительной региональной неоднородности этой сферы деятельности НКО.

Если первоначально мы хотели оценить эту сферу по 7 параметрам, таким как:

• Правовое поле

• Организационные возможности

• Финансовая жизнеспособность

• Репутация в обществе

• Продвижение общественных интересов

• Оказание услуг

• Инфраструктура

то после анализа фактической ситуации сложившейся в регионах ДВФО и Забайкалья мы решили оценить вышеуказанный сегмент по параметру «правовое поле» - все регионы и по остальным параметрам провести выборочную оценку, по крайней мере, в тех регионах, где есть возможность этой оценки.

По мере реализации программы, предполагая с середины 2014 года, мы будем переходить к оценке всех регионов по вышеуказанным параметрам и переходить от описательных характеристик к количественным, что позволит в дальнейшем произвести оценку эффективности выполнения программы.

 

Оценка правового поля регионов выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье», на наш взгляд даст возможность оценить начальную ситуацию в сфере действия СО НКО вообще в региональном разрезе, так и деятельности СО НКО и НКО в области жилищного просвещения.

Правовое поле в области деятельности НКО в первую очередь определяет институциональную среду, которая либо способствует развитию некоммерческого сектора либо может в значительной степени тормозить ее развитие.

Если на федеральном уровне законодательная база о деятельности НКО, государственной поддержке деятельности СО НКО на сегодняшний день, на наш взгляд способна эффективно

решать вопросы развития некоммерческого сектора (через грантовую поддержку Президента Российской Федерации и Программы поддержки СО НКО Правительства Российской федерации), то начиная с регионального уровня ситуация в правовом поле далеко неоднозначна.

В 2012 году Министерство экономического развития Российской Федерации утвердило

"Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", где в частности рекомендовало органам государственной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления разработать нормативные правовые акты по поддержке некоммерческих организаций (далее - НКО), которые являются социально ориентированными, в формах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, в том числе по следующим направлениям:

- общие положения регулирования поддержки социально ориентированных НКО;

- финансовая поддержка социально ориентированных НКО;

- информационная поддержка социально ориентированных НКО;

- имущественная поддержка социально ориентированных НКО;

- участие социально ориентированных НКО в экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих сферы интересов (деятельности) социально ориентированных НКО;

- предоставление налоговых льгот;

- обеспечение прозрачности в деятельности социально ориентированных НКО;

- порядок и процедуры организации и проведения публичных слушаний.

 

На наш взгляд перечень направлений поддержки исчерпывающий и на сегодняшний день достаточно всеобъемлющий. И как говориться дело за регионами и муниципалитетами.

Однако, на конец 2013 и начало 2014 годов данные рекомендации в регионах выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» выполнены на наш взгляд в минимальном объеме. Нами анализировались выполнение только первых двух рекомендаций.

 

1. Так принятие регионального НПА в виде Закона отражающего общие положения регулирования поддержки социально ориентированных НКО выполнено только в 5 регионах (Хабаровский край, Забайкальский край, Камчатский край, Магаданская область и Приморский край).
Наличие такого Закона в субъекте Российской Федерации позволяет закрепить на региональном уровне как разграничение полномочий между различными органами власти субъекта Российской Федерации (или муниципального образования) по вопросам поддержки социально ориентированных НКО так и определение видов деятельности, при осуществлении которых социально ориентированные НКО получают поддержку на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, определение форм поддержки социально ориентированных НКО и способов поддержки в рамках каждой формы. Принятие Закона субъектом федерации позволяет организовать работу по поддержке НКО на систематической основе и в определенном временном периоде. Самое главное - наличие Закона придает определенную устойчивость в сфере развития НКО и снижает риски волюнтаризма со стороны органов исполнительной власти субъекта федерации.

2. Ситуация с организацией финансовой поддержки СО НКО в виде субсидий федерального и регионального уровня в субъектах выполнения программы оценивалась с точки зрения выполнения рекомендаций Постановления Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011г.№713 “О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям” «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Согласно этого документа для получения субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, необходимо выполнение ряда условий, а именно:

а) наличие у субъекта Российской Федерации программы поддержки;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий;

в) определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - уполномоченный орган);

г) наличие утвержденного субъектом Российской Федерации порядка предоставления на конкурсной основе субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, включающего требования к софинансированию из внебюджетных источников мероприятий, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями;

д) прохождение субъектом Российской Федерации конкурсного отбора;

е) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей.

 

В нижеприведенной таблице отражены показатели выполнения условий Постановления Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011г.№713

 

Субъекты РФ

Закон

о поддержке СО НКО

Программа поддержки

Уполномоченный орган

Наличие порядка

1

Республика Бурятия

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

2

Республика Саха

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

3

Забайкальский край

Принят

В наличии

Назначен

Принят

4

Камчатский край

Принят

В наличии

Назначен

Принят

5

Хабаровский край

Принят

В наличии

Назначен

Не соответствует

6

Амурская область

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

7

Магаданская область

Принят

В наличии

Назначен

Принят

8

ЕАО

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

9

Сахалинская область

Не принят

Отстутсвует

Назначен

Отсутствует

10

Приморский край

Принят

Отсутствует

Назначен

Отсутствует

 

 

Если проанализировать участие субъектов ДВФО и Забайкалья в программах софинансирования на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, то мы можем наблюдать следующую картину:

 

 

Субъекты РФ

Участие в конкурсах МЭР

2011

2013

2014

Набранные

Баллы 2014

1

Республика Бурятия

Участвовал

Участвовал

Участвует

24.32

2

Республика Саха

Участвовал

Участвовал

Участвует

18.78

3

Забайкальский край

Не участвовал

Участвовал

Участвует

39.12

4

Камчатский край

Участвовал

Участвовал

Участвует

45.03

5

Хабаровский край

Не участвовал

Участвовал

Участвует

Снят

6

Амурская область

Участвовал

Участвовал

Участвует

28.35

7

Магаданская область

Участвовал

Участвовал

Участвует

19.17

8

ЕАО

Участвовал

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

9

Сахалинская область

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

10

Приморский край

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

 

Распределение уполномоченных органов в субъектах ДВФО и Забайкалья

1

Республика Бурятия

Администрация Главы Республики Бурятия

и Правительство Республики Бурятия

2

Республика Саха

Министерство труда и социального развития

Республики Саха (Якутия)

3

Забайкальский край

Администрация Губернатора

Забайкальского края

4

Камчатский край

Агентство по внутренней политике

Камчатского края

5

Хабаровский край

Управление общественных связей главного

управления информационной политики и

общественных связей Губернатора и

Правительства Хабаровского края

6

Амурская область

Министерство внутренней и информационной

политики Амурской области

7

Магаданская область

Аппарат администрации Магаданской области

9

ЕАО

Управление по внутренней политике ЕАО

10

Сахалин

Аппарат Губернатора Сахалинской области

11

Приморский край

Управление по внутренней политики АПК

 

Выводы:

1. Ситуацию в сфере формальных институтов о финансовой поддержке СО НКО в регионах выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» можно оценить как вполне удовлетворительную, но требующую систематической нормотворческой деятельности.

2. Необходимо инициировать принятие региональных законов о поддержке СО НКО в регионах не принявших такие законы.

3. Необходимо принятие программ поддержки СО НКО в Приморском крае и в Сахалинской области.

4. Регионам участвующим в конкурсах на предоставление субсидий из средств федерального бюджета необходимо более качественно готовить документы для участия в конкурсе, для чего представляеся целесообразным сформировать единый подход к органу исполнительной власти регионов, непосредственно отвечающий за реализацию программм поддержки СО НКО.

 

 

 

Анализируя состояние сферы правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в пилотных регионах программы мы составили следующую таблицу

 

 

Субъект

СО НКО

Наличие ресурсного

Центра Жилищного Просвещения

Наличие

ЦОК ЖКХ

НКО Жилищного просвещения

Республика

Бурятия

«Центр поддержки МСУ»

Формируется

Есть

Имеются

Камчатский

край

Ассоциация ТСЖ

Формируется

Есть

Имеются

Еврейская

АО

Общественное самоуправление

Формируется

Есть

Имеются

Сахалинская

область

НП «ЖКХ-Сервис»

Формируется

Есть

Имеются

Приморский край

Приморский ЦОК ЖКХ

Есть

Есть

Имеются

 

 

Как видно из вышеприведенной таблицы в пилотных регионах выполнения Программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» имеются все предпосылки для создания полноценной сети ресурсных центров для НКО осуществляющих жилищное просвещение и общественный контроль сферы ЖКХ.

 

Выводы:

1. Оценка на начало периода выполнения программы –«Удовлетворительная».

 

2. Для полноценной деятельности вышеперечисленных организаций, как ресурсных центров для поддержки НКО в сфере жилищного просвещения и общественного контроля ЖКХ необходимо провести ряд учебно-организационных мероприятий , инициировать участие НКО в грантовых программах Президента Российской Федерации, участие в региональных и муниципальных конкурсах поддержки СО НКО, развивать региональную инфраструктуру поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

 

 

 
Другие новости по теме:

  • Оценка результативности и эффективности Программы за 2014 год
  • Информационно-методический Центр «Тихоокеанский Проект» приступил к реализ ...
  • Информационно-методический Центр «Тихоокеанский Проект» приступил к реализа ...
  • ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
  • ВНИМАНИЕ КОНКУРС !


  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: 1.Проект "Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края"; 2.Проект "Повышение общественной активности граждан в Приморском крае"


    Новости проектов
    Мероприятия проектов
    Оценки эффективности проектов

    "Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

    Новости СО НКО
    Методические материалы
    Перечень организаций

    Комфортная городская среда


    Новости
    Документы
    Методические материалы