Устав ТСЖ/ЖСК – формальность или необходимость?

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    21 марта 2019  |  Просмотров: 26
Устав ТСЖ/ЖСК – формальность или необходимость?

Казалось бы, жилищное законодательство РФ довольно подробно регулирует сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг. Порядок деятельности ТСЖ расписан в Жилищном кодексе настолько подробно, что некоторые вопросы даже «зарегулированы» свыше, чем это требуется. На этом фоне такой важнейший для ТСЖ и ЖСК документ как Устав часто воспринимается, как простая формальность. Многие специалисты сферы ЖКХ не считают необходимым тщательно прорабатывать этот документ, ведь все вопросы уже урегулированы жилищным законодательством, а Устав в любом случае не может этим нормам закона противоречить. Сторонники такого мнения часто берут образец Устава на первом попавшемся интернет-сайте, регистрируют его и потом благополучно забывают о содержимом Устава, полагая, что деятельность ТСЖ/ЖСК в надлежащей степени урегулирована законодательством. Попробуем разобраться, правильно ли такое мнение?
 
Необходимость наличия Устава
ТСЖ/ЖСК/ЖК не могут существовать без Устава, то есть без своего главного и единственного учредительного документа, который регулирует деятельность организации, определяет ее права и обязанности, регламентирует полномочия и порядок деятельности органов управления.
Поскольку Устав – это основной документ ТСЖ/ЖСК/ЖК, предполагается, что он должен быть уникальным для каждой организации, должен учитывать специфику ее работы, особенности управления каждым многоквартирным домом.
К сожалению, на практике все обстоит иначе. Устав чаще вceгo используется один и тот же, скачанный с какого-либо «раскрученного» сайта в Интернете. И если скачанный вариант составлен c oшибкaми, эти oшибки нaчинaют «гулять» пo десяткам, a то и сотням Уставам ТСЖ/ЖСК/ЖК.
Устав может содержать только те положения, которые не противоречат Жилищному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ и другим Федеральным законам.
Корректно подготовленный Устав является для органов управления многоквартирным домом своего рода «палочкой-выручалочкой». В любой момент под рукой имеется алгоритм для решения каждодневных задач в сфере управления МКД.
Законодатель достаточно подробно изложил в Жилищном кодексе РФ порядок организации деятельности ТСЖ. В некоторых моментах, скажем, даже слишком подробно. Вследствие чего возникает так называемый эффект «зарегулированности норм», что может приводить к их двоякому толкованию.
Опираясь на сложившуюся практику, отметим, что практически в четырех случаях из пяти юристы, умеющие толковать жилищное законодательство, видят норму права одним образом, в то время как члены органов управления «расшифровывают» ее совершенно иным способом – так сказать, подгоняют ее под рамки «жизненной справедливости», что вносит некоторый беспорядок в деятельность товарищества.
Что касается жилищных и жилищно-строительных кооперативов, то здесь законодатель решил оставить «белое пятно» в сфере регулирования многих практических вопросов. Практически в каждой статье Жилищного кодекса мы встречаем такие пункты как: «срок, который определяется уставом кооператива»; «в количестве, определенном уставом кооператива» и т.д. И это при том, что многие ЖК и ЖСК не вносили изменения в свои Уставы десятками лет.
В то же время законодателем введена ответственность на несоответствие (противоречия) положений устава УО действующему законодательству.
 



О штрафах для УО за грубое нарушение лицензионных требований

Главная » Правовое просвещение » Статьи и публикации
    20 марта 2019  |  Просмотров: 22
О штрафах для УО за грубое нарушение лицензионных требований

29 марта начнёт действовать Федеральный закон от 18.03.2019 № 26-ФЗ. Он устанавливает административную ответственность за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований. Рассказываем о новых штрафах для УО и о том, кто их будет назначать.
Штрафы за грубое нарушение лицензионных требований
Статью 14.1.3 КоАП РФ дополнили частью 3, которая установила административную ответственность для управляющих организаций за управление домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 250 000 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет. Для юридических лиц – от 300 000 до 350 000 рублей.
За подобное нарушение лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несёт административную ответственность как юридическое лицо.
За что можно получить штраф
Перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливает Правительство РФ. Так, постановлением от 13.09.2018 № 1090 введено восемь грубых нарушений.
Штраф можно получить за нарушение минимального перечня работ и услуг, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью людей. При этом, нарушение должно подтверждать вступившее в законную силу решение суда.
Непроведение гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления для надлежащего содержания систем теплоснабжения также может грозить штрафом.
Управляющим организациям следует внимательнее относиться к срокам заключения договоров о выполнении работ на содержание ВДГО и обслуживании и ремонте лифтов. Их нужно заключить в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления МКД.
Грубым нарушением лицензионных требований является неисполнение УО обязанностей по договору управления – незаключение договоров с РСО на приобретение коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления.


Письмо Зам. Министра Минстроя России

Главная » Общественный контроль
    18 марта 2019  |  Просмотров: 34
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНСТРОЙ РОССИИ)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
     
Высшим должностным лицам субъектовРоссийской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) (по списку рассылки)
    
    В рамках обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ) 24 декабря 2018 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», в состав которого вошел федеральный проект «Формирование комфортной городской среды».
    Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на достижение следующих целей, определенных Указом:
    - кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;
    - создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов.
    Учитывая высокую социальную значимость поставленных целей, а также прямое участие населения в реализации федерального проекта, Минстрой России ведет активную работу по сотрудничеству с общественными организациями, экспертным сообществом, Общероссийским народным фронтом.
    Необходимо отметить, что в целях организации общественного мониторинга реализации мероприятий и достижения целей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», Общественной палатой Российской Федерации открыта «горячая линия» по номеру: +7 800-737-77-66, на которую в течение всего периода реализации проекта будут приниматься обращения граждан по вопросам
    качества проведения работ по благоустройству территорий и учета мнений граждан при реализации федерального проекта.
    Все обращения, поступившие на «горячую линию», будут проверяться региональными центрами общественного контроля в сфере ЖКХ (далее - региональный центр) на предмет обоснованности и достоверности. Перечень региональных центров с указанием руководителей прилагаем.Скачатьpismo-zam.ministra-egorova-ot15.03.2019-8960-me06.rar [1.8 Mb] (cкачиваний: 12)

    Для организации конструктивной совместной работы по достижению целей и задач, определенных Указом, просим поддержку работы региональных центров.
    Приложение: на 6 л. в 1 экз.
    М.Б. Егоров

Список руководителей региональных Центров общественного контроля в сфере ЖКХ

Субъект Федерации

ФИО

Должность

42.

Приморский край

Смышляев Александр Михайлович

Руководитель НП «Приморский Центр ЖКХ- контроль»





 


Поздравление главы Минстроя России Владимира Якушева с Днем работников жилищно-коммунального хозяйства

Главная » Новости
    16 марта 2019  |  Просмотров: 75
Уважаемые работники жилищно-коммунального комплекса!
                               Дорогие друзья! 

От имени Минстроя России поздравляю вас с профессиональным праздником!
Жизнь в большом городе и небольшом поселке трудно представить без слаженной и надежной работы коммунальных служб. Ваш профессионализм и ответственное отношение к делу — основа хорошего настроения людей, гарантия социальной стабильности и общественного спокойствия.
Сегодня перед отраслью стоят серьезные задачи. Главная из них — повышение качества жизни россиян. Предстоит большая работа по благоустройству наших городов и сел, расселению аварийного жилья, капитальному ремонту, внедрению новых методов управления жилым фондом.
Уверен, что престиж отрасли вырастет, что нам удастся привлечь в нее молодых динамичных людей, сделать жилищно-коммунальное хозяйство современным и технологичным. Вместе с вами мы работаем над тем, чтобы добрые перемены наступили как можно скорее, чтобы их ощутили все граждане России.
Многие из вас встречают праздничный день на рабочем месте. Такова специфика профессии — постоянно быть на посту, обеспечивать тепло и уют в домах, школьных классах, больничных палатах, офисах. Ваш труд заслуживает самой высокой оценки, спасибо вам за работу! 
Желаю всем вам уверенности в завтрашнем дне, счастья и здоровья вам и вашим семьям!
С праздником! 
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В. В. Якушев
http://www.minstroyrf.ru/press/pozdravlenie-glavy-minstroya-rossii-vladimira-yakusheva-s-dnem-rabotnikov-zhilishchno-kommunalnogo-kh



Могут ли собственники отменить ранее принятое ими на ОСС решение

Главная » Справочник по ЖКХ » Судебная практика
    15 марта 2019  |  Просмотров: 48
Анализ вопросов, возникающих при судебном оспаривании решений ОСС

Президиум Свердловского областного суда 19 декабря 2018 года утвердил постановлением информационное письмо, в котором рассмотрел актуальные вопросы, связанные с оспариванием решений общих собраний собственников. Расскажем об основных.

Могут ли собственники отменить ранее принятое ими на ОСС решение
Что должно сделать лицо, оспаривающее решение ОСС?

Лицо, которое хочет оспорить решение собрания, должно уведомить других участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с иском в суд (п. 6 ст. 181.4 ГК РФ).
Уведомление нужно подтвердить, например, актами, подписанными собственниками квартир, расположенных в доме, о размещении на информационных стендах дома информации об ОСС. Если не предоставить доказательств уведомления, суд оставит исковое заявление без движения (п. 115 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).
Кто может обжаловать и оспаривать решения ОСС?
Обжаловать решения ОСС могут органы ГЖН и муниципального жилищного надзора, собственники помещений (ст. 20, п. 6 ст. 46 ЖК РФ). Управляющие организации обжаловать решения ОСС не могут, потому что не являются собственниками помещений.
До вынесения решения участники гражданско-правового сообщества могут присоединиться к иску об оспаривании решения (п. 117 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25). Собственники, проголосовавшие «за» принятие решения, имеют право вступить в дело на стороне ответчика в качестве третьих лиц без самостоятельных требований.
Если ни те, ни другие этого не сделали, они теряют право на новое оспаривание решения ОСС, даже по не заявленным в иске основаниям. Исключение – случаи, когда суд признаёт причины неприсоединения уважительными (п. 6 ст. 181.4 ГК РФ).
Уважительной причиной будет считаться неуведомление участника о первоначальном иске в порядке, установленном пунктом 6 статьи 181.4 ГК РФ.
Суд может привлечь других собственников помещений в МКД к участию в деле только в двух случаях: истец должным образом уведомил других участников гражданско-правового сообщества о своём намерении обратиться в суд и они откликнулись и если кто-то захотел вступить в дело в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика.
Если истец уведомил других собственников помещений в МКД о том, что хочет обратиться в суд, а те не захотели присоединиться к иску или отказались вступить третьими лицами, суд не привлекает их к участию в деле.

О праве органа жилнадзора сомневаться в достоверности протокола ОСС
Кто считается надлежащим ответчиком по иску?
Надлежащим ответчиком по иску о признании недействительным решения ОСС выступают граждане и юридические лица, по инициативе которых было проведено собрание или руководившие собранием (ст. ст. 44–46 ЖК РФ).
Если подпись «инициатора ОСС» в протоколе поддельная, в качестве ответчика суд может привлечь управляющую организацию, которая получила МКД на основании оспариваемого решения. Если оспаривается решение ТСЖ, ответчиком будет товарищество.
Что является предметом оспаривания?
В суде оспаривается не протокол собрания, а решения, принятые ОСС, членами товарищества собственников жилья (ч. 6 ст. 46, ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ).
Когда решение ОСС нельзя признать недействительным?
Критерии существенности допущенных нарушений для того, чтобы решение собрания было признано недействительным, установленные Гражданским кодексом РФ, отличаются от установленных Жилищным кодексам РФ. Последний предусматривает необходимость устанавливать факт причинения убытков лицу, оспаривающему общее собрание.
Нельзя признать недействительным решение ОСС, если голосование лица, права которого затрагиваются, не могло повлиять на принятие решения и решение не влечёт существенных неблагоприятных последствий для этого лица (п. 4 ст. 181.4 ГК РФ). В таких случаях суд вправе оставить в силе обжалуемое решение (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).
Как определяется кворум оспариваемого собрания?
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, согласно п. 2 ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ, должны быть указаны сведения о документе, подтверждающем право собственности участника голосования на помещение в доме.
Если таких сведений в бюллетени нет, это является основанием для исключения такого бюллетеня из подсчёта голосов. Если у суда возникают сомнения в подаче бюллетеней в срок проведения голосования, он предлагает сторонам представить дополнительные доказательства или ставит на обсуждение сторон вопрос о допросе собственников, подписавших бюллетени.
Само по себе отсутствие даты заполнения бюллетеня при наличии прочих доказательств, подтверждающих подачу бюллетеней в установленный срок, не считается основанием для признания решения недействительным.
Если стороны не предоставили доказательства соблюдения требований закона, кворум оспариваемого собрания определяется исходя только из тех решений собственников помещений данного многоквартирного дома, в которых указана дата их заполнения (определение ВС РФ от 17.07.2018 № 5-КГ18-51).

Каким количеством голосов собственников принимаются решения на ОСС
Как правильно применять сроки исковой давности?

Срок исковой давности для признания ничтожного решения ОСС недействительным исчисляется по аналогии с п. 5 ст. 181.4 ГК РФ (п. 112 постановления Пленума от 23.06.2015 № 25).
Это значит, что решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены, узнало или должно было узнать об этом. Но не позднее двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников собрания.
Общедоступной считается информация о принятом решении, которая размещена:
* на доске объявлений;
* в СМИ;
* в интернете;
* на официальном сайте соответствующего органа;
* ссылкой в платёжном документе, направленном участнику, оспаривающему решение.
Сведения считаются общедоступными, пока лицо, чьи права были нарушены, не докажет иное.

Подведём итоги
Вот что нужно запомнить, прежде чем идти оспаривать решение ОСС в судебном порядке:

1. Лицо, оспаривающее решение ОСС МКД, должно сперва сообщить остальным собственникам помещений в доме о своём намерении обратиться с иском в суд. В противном случае иск останется без движения.
2. Ответчиком по иску о признании недействительным решения собрания МКД могут выступать инициаторы спорного собрания или руководившие ими лица.
3. Если подпись инициатора ОСС в протоколе подделана, в качестве ответчика суд привлечёт ту УО, которая получила дом на основании оспариваемого решения.
4. Участники ОСС, голосовавшие за принятие решения, могут вступить в дело в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика, а их оппоненты имеют право присоединиться к иску в качестве соистца до момента вынесения решения.
5. Предмет оспаривания – принятые решения, а не протокол ОСС.
6. Если в бюллетене нет сведений о документе, подтверждающем право собственности на помещение в МКД, это считается основанием для исключения такого бюллетеня из подсчёта голосов.
7. Суд предложит сторонам предоставить дополнительные доказательства и обсудить вопрос о допросе собственников, если усомнится, что бюллетени подавались в срок проведения голосования.
Ксения Терлецкая Главный редактор интернет-службы «РосКвартал»
https://roskvartal.ru/provedenie-oss/10141/analiz-voprosov-voznikayuschih-pri-sudebnom-osparivanii-resheniy-oss?


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: Проект "Приморская выездная школа «Повышение экологической культуры населения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы