Чья это собственность, чей это дом?

Главная
    21 января 2014  |  Просмотров: 434
Чья это собственность, чей это дом

Артем Коваленко «Эксперт Урал» №3-4 (585) , 20 янв 2014

У граждан появился шанс улучшить качество коммунальных услуг. Чтобы реализовать его, понадобятся не только контролирующие полномочия и поддержка надзорных органов, но и осознание себя собственниками жилья

 




Авансовое ЖКХ расширит поле для махинаций с платежами

Главная
    17 января 2014  |  Просмотров: 415
Авансовое ЖКХ расширит поле для махинаций с платежами
16.01.14
Коммунальщики, юристы и эксперты в сфере ЖКХ считают, что введение авансовой системы усложнит расчет платежей и откроет новые возможности для злоупотреблений. По их мнению, есть более простые способы мотивации потребителей
И волки сыты, и овцы целы?
После того, как население и эксперты однозначно осудили идею перехода на предоплату жилищно-коммунальных услуг для повышения собираемости платежей, правительство сделало «финт ушами» и предложило вариант, который якобы понравится и ресурсоснабжающим организациям, и управляющим компаниям с ТСЖ, и потребителям – стимулировать население платить за услуги ЖКХ заранее, предоставляя ему за это скидку. По словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, ее размер будет определяться в каждом конкретном случае соглашением между собственниками квартир и управляющей компанией. В свою очередь УК, рассчитываясь с поставщиками ресурсов с предоплатой, и сами будут получать от них некий бонус.

Лед недоверия
РИА «Энергетика и ЖКХ» спросило экспертов, представителей ТСЖ, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций о том, что они думают о законодательной инициативе. Как оказалось, уровень доверия между участниками цепочки «поставщик услуг – УК – население» настолько низок, что едва ли они дадут друг другу лишнюю копейку. Все опасаются обмана и предоставления некачественного обслуживания.
Председатель правления ТСЖ «Эльмашевское» (г. Екатеринбург) Сергей Строганов рассказал о своем опыте оплаты услуг ЖКХ сразу за 12 месяцев в 90-е годы. По его словам, тогда тарифы на «коммуналку» постоянно повышались, и была возможность рассчитываться за услуги ЖКХ сразу за год по ценам, действовавшим на момент оплаты. Внесение аванса имело экономический смысл, и первый авансовый платеж прошел более-менее успешно. Однако после второго годового расчета коммунальное предприятие, обслуживающее дом, обанкротилось, и деньги пропали. Сейчас Строганов видит возможность повторения «беспредела».
Такую же проблему предсказывает специалист экспертной секции Консультативного совета при председателе комитета по энергетике Госдумы РФ «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» Сергей Аношин. Эксперт считает, что у недобросовестных управляющих компаний появится больше возможностей для махинаций с полученными деньгами. «Население, может быть, заплатит аванс и получит какую-то скидку, но управляющие компании как не платили поставщикам, так и не будут платить. Сейчас им ничего не мешает рассчитываться своевременно, но этого не происходит по большей части», — сказал Сергей Аношин.
Считать — не пересчитать
Спикерам также непонятно, каким образом будет рассчитываться авансовый платеж. «Как быть с потребителями, которые оплачивают услуги по показаниям индивидуальных приборов учета по факту? Размер аванса будет рассчитываться по средним показаниям потребления или по нормативу?» — задается вопросом пресс-секретарь УК РЭМП УЖСК Ирина Богданова.
Ведущий юрист направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев напоминает, что порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен правилами предоставления коммунальных услуг, и формулы расчета достаточно жесткие, а тарифы — регулируемые. «Я слышал, что есть идея устанавливать два тарифа – полный и некий льготный, со скидкой в зависимости от того, в какое время будут оплачивать услуги собственники помещения. Они могут получить эту скидку, но как это будет выглядеть, я не знаю. Хотелось бы, конечно, посмотреть текст законопроекта», — рассуждает Дмитрий Гордеев.
Юрист в сфере ЖКХ Антон Ивановский предполагает, что собственники могут платить по своему же среднему потреблению окончившегося года на 12 месяцев вперед по действующим тарифам. «Это будет актуально для квартир, где нет приборов учета — там будет проще посчитать, сколько собственник платил в прошлом году. Для квартир со счетчиками схема представляется сложнее: тут нужно, чтобы собственник платил месяц в месяц в течение года, на основании этого ему можно рассчитать сумму оплаты на будущий год», — смоделировал ситуацию Ивановский.
В последнем случае, по мнению юриста, перед расчетными центрами, ТСЖ и УК открывается широкое поле для злоупотреблений при перерасчетах.
«Ты деньги отдал и неизвестно, что получишь. Даже сейчас люди с большими трудностями сталкиваются с перерасчетами, очень трудно чего-то добиться от расчетного центра или управляющей компании. Качество жилищных и коммунальных услуг далеко от нормального, в стране победившей олимпиады это обернется очередным побором», — поддержал предыдущего спикера председатель ТСЖ «Эльмашевское» Сергей Строганов.
В самих управляющих компаниях также признаются, что при таком количестве ежемесячных перерасчетов число технических ошибок может увеличиться в разы.
«У нас и без того очень и очень сложный для потребителя алгоритм расчета платы. Практически ни один потребитель перепроверить сумму платежа дома, взяв калькулятор в руки, не может. Ему нужно запрашивать кучу данных и проводить очень большие расчеты. С введением авансовой системы расчет еще более усложниться, а это плохо. Потому что когда потребитель не уверен, что ему правильно начислили платеж, мотивация платить падает», — резюмировал юрист из Института экономики города Дмитрий Гордеев.
Есть ли выгоды?
«Сама по себе идея оплаты ЖКУ авансом, конечно, оценивается управляющими организациями положительно, но лишь в том случае, если эти авансовые платежи будут поступать от потребителя в полном размере», — прокомментировала РИА «Энергетика и ЖКХ» пресс-секретарь УК РЭМП УЖСК Ирина Богданова.
Однако она добавляет, что «уже сегодня для определенных категорий населения оплачивать услуги ЖКХ авансом – обычное дело. Так им просто удобнее – не нужно каждый месяц отстаивать очередь в кассу, можно уехать из города, не боясь накопить долг и т.д.».
Юрист Антон Ивановский тоже оценивает результат такого нововведения для УК «скорее, как положительный». По его словам, должников от этого не убавится, но единоразовые большие поступления от добросовестных собственников станут хорошим финансовым подспорьем. Тем не менее, эксперт предупреждает, что со стороны управляющих компаний возможны и махинации — так, недобросовестные организации могут преподносить норму о предоплате за услуги ЖКХ как обязательную, а не альтернативную.
Для населения, кроме скидки, которая, скорее всего, будет не очень ощутимой, спикеры не видят особой выгоды платить раньше. А вот риски потерять свои деньги или получить бонус в меньшем объеме, например, в результате неверных перерасчетов, назвали все опрошенные.
Поставщики, заинтересованные, прежде всего, в повышении собираемости платежей за ресурсы, сомневаются, что получат нужный им результат. Специалист экспертной секции Консультативного совета при председателе комитета по энергетике Госдумы РФ «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» Сергей Аношин назвал инициативу теорией, которая «тяжела в применении к жизни и вряд ли дойдет до практики». «На что направлена инициатива? – задается вопросом эксперт. — На удобство тех, кто стабильно платит? Возможно. Но поставщикам это не повысит собираемость, потому что проблемы конкретно находятся в самих управляющих компаниях, а не в тех, кто им платит. Лучше бы подумали, как бороться с недобросовестными УК, чем давать им авансовые платежи».
Что делать с дисциплиной?
Между тем, спикеры РИА «Энергетика и ЖКХ» считают, что есть другие действенные меры по укреплению платежной дисциплины. По словам председателя ТСЖ Сергея Строганова, эта проблема может решиться путем установления «нормальных тарифов», вместо существующих «грабительских», которые не позволяют людям оплачивать ЖКУ в «нормальном режиме». «Если платежеспособность населения низкая, то никакими предоплатами, «заманухами», процентами ситуацию не исправить», — отметил Строганов.
Ведущий юрист направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев предлагает упростить расчет за коммунальные услуги путем перевода платы за общедомовые нужды в статью «Содержание и ремонт общего имущества».
«Если оставить в составе платы за коммунальные услуги только плату за индивидуальное потребление, тогда потребитель, перемножив показания счетчиков и размер тарифа, сможет узнать, сколько он реально должен, и будет уверен, что его никто не обманет, — уверен эксперт. — В этом случае скидку применять можно, потому что вы будете понимать, что если вы платите за текущий месяц в серединке, а не после его окончания, то тариф применяется более низкий – и сами сможете рассчитать свою выгоду».
Мария Худовекова
Источник: Энергетика и ЖКХ




Порядок установки индивидуальных приборов учета

Главная
    17 января 2014  |  Просмотров: 976
Порядок установки индивидуальных приборов учета

Автор: Оксана Мун
Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон об энергосбережении). В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае если собственники не установили счетчики, обязанность по их установке переходит к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики будут устанавливать «Водоканал», «Теплосети» и «Энергосбыт», срок установки в данном случае определен до 1 июля 2013 г.
В связи с указанными положениями у граждан возникает множество вопросов.
Какие индивидуальные приборы учета можно применять?
Счетчики электрической энергии
Согласно п. 138 ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для населения установлено требование по применению электрических счетчиков классом точности 2,0 и выше.
Электросчетчики должны быть внесены в государственный реестр средств измерения, прошедших сертификацию и утвержденных к эксплуатации на территории РФ.
Старые электросчетчики с классом точности 2,5 и менее в настоящее время изымаются из оборота.
В соответствии с ГОСТ 6570–96 с 01.07.1997 г. запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 г. и от 12.09.2000 г. (протокол № 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. При этом переход на измерение электроэнергии счетчиками класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате их отказа. Следовательно, по истечении межповерочного интервала такой прибор необходимо заменить.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ производить поверку или замену счетчика должен собственник помещения.
В случае если проверка или замена прибора учета не произведена, то в соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам либо показаниям общедомового прибора учета, если у всех остальных жильцов индивидуальные приборы учета отсутствуют.
В качестве примера рассмотрим апелляционное определение Вилегодского районного суда Архангельской области по делу № 11–5 от 24.05.2012 г.
Из материалов дела. ОАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд с иском к Бачиной К.В. о взыскании 14 тыс. 134 руб. 20 коп. в счет задолженности за потребленную энергию в период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. В обоснование иска истец указал на то, что ответчица, проживая в собственном доме, использует электроэнергию и обязана своевременно ее оплачивать. Однако К.В. Бачина в течение длительного времени оплачивала потребленную электрическую энергию частично, в связи с чем у нее образовалась задолженность за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в сумме 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО «Архангельская сбытовая компания».
Ответчик К.В. Бачина в своей апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, полагая вывод суда о безучетном потреблении ею электроэнергии необоснованным. Так, проживая в собственном доме, она пользовалась электричеством, оплачивая его по показаниям электросчетчика. При этом какие-либо претензии относительно учета и оплаты потребленной электроэнергии в ее адрес не высказывались. Электросчетчик был установлен специалистом и опломбирован, не был утрачен или поврежден, по его показаниям выставлялись счета на оплату. С ее стороны каких-либо действий, направленных на искажение данных счетчика, не совершалось и судом не установлено. О необходимости соблюдения сроков поверки ей не было известно. Кроме того, к гражданам-потребителям, использующим электричество в бытовых целях без надлежащего учета, применяются п. 31 и 34 Правил оказания коммунальных услуг, но для случаев использования счетчика по истечении срока его поверки возможность такого перерасчета не установлена.
Исследовав и проанализировав доказательства, предоставленные сторонами, суд апелляционной инстанции считает, что и по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.
Мировым судьей установлены и нашли подтверждение в суде апелляционной инстанции следующие обстоятельства.
Согласно п. 1, 4 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.
Мировым судьей установлено и нашли подтверждение следующие обстоятельства.
Из ведомости (л. д. 22) следует, что по лицевому счету №__, открытому на имя К.В. Бачиной, ответчику производились начисления за потребленную электрическую энергию по жилому дому.
22.09.2011 г. в ходе плановой проверки потребителя К.В. Бачиной в ее жилом доме выявлено, что установленный прибор учета – электросчетчик СО-2 №__ со сроком МПИ 16 лет поверку прошел в 1959 г., и зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии потребителем, выразившийся в нарушении срока МПИ. В связи с этим было выдано предписание восстановить учет электроэнергии, а также осуществлен расчет объема безучетного потребления электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. с учетом двух комнат и одного проживающего в доме человека, что составило 6979,12 кВт ? ч: 37,93 (норматив потребления на 1 человека в день) х 184 (количество дней в вышеуказанный период).
Указанное обстоятельство послужило основанием для доначисления потребленной электрической энергии в объеме 6979,12 кВт ? ч на сумму 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
01.11.2011 г. в жилом доме ответчика установлен новый электросчетчик.
В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 г. № 32–05–11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000 г. Исходя из этого вывод мирового судьи о том, что ответчик производил эксплуатацию неисправного прибора учета электрической энергии, верен и подтвержден материалами дела.
В силу ст. 157 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном постановлении Правительства РФ.
В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 10.08.2010 г. № 230-пп «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Архангельской области для бытовых целей при отсутствии приборов учета» норматив энергопотребления для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах (две комнаты) с количеством проживающих один человек составлял 1154 кВт ? ч; указанная величина отражена и в расчете задолженности.
Таким образом, вывод мирового судьи о том, что, ввиду выявления факта нарушения потребления электроэнергии, абоненту обоснованно был выставлен счет об оплате стоимости безучетно потребленной электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в размере 14 тыс. 134 руб. 20 коп. с учетом выплаченных ответчиком денежных средств за указанный период. Доказательств иного не предоставлено.
Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы необоснованны.
Следовательно, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
Итак, замене подлежат следующие индивидуальные приборы учета электроэнергии:
1) технически неисправные (поврежден корпус, не вращается диск, не переключаются цифры счетного механизма или имеются механические повреждения корпуса);
2) с просроченным сроком государственной поверки;
3) в случае отсутствия пломбы;
4) электросчетчики класса точности 2,5.
Индивидуальные приборы учета воды
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (ПП РФ от 12.02.1999 г. № 167) класс точности приборов учета воды не регламентируется. Для установки в жилищном фонде, как правило, применяются крыльчатые приборы учета холодной и горячей воды (до 90 градусов Цельсия) с изолированным от воды счетным механизмом (счетчики-сухоходы). Счетчики должны быть сертифицированы Государственным реестром средств измерений Госстандарта РФ.
Установка приборов учета воды обязательна. В ФЗ «Об энергосбережении» закреплена обязанность собственников помещений установить счетчики до 01.07.2013 г. во всех многоквартирных домах, жилых, дачных или садовых домах с централизованной подачей ресурсов.
Собственник, желающий установить приборы учета воды, может заключить со специализированной организацией договор на установку приборов учета воды, в котором оговаривает конкретные услуги (проектирование, монтаж-наладка, техническое обслуживание и т.д.).
Потребитель либо специализированная организация по его поручению выполняют монтаж поверенного счетчика.
Счетчики холодной воды имеют межповерочный интервал от 5 лет службы, а счетчики горячей воды проверяются от 4 лет службы.
Важно отметить, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» (например,установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта или прокладки новых инженерных систем).
Согласно п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Согласно ст. 13 ч. 5 Закона об энергосбережении обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники.
Также, несмотря на то что электрический счетчик расположен на лестничной площадке, он учитывает расход электроэнергии отдельной квартиры, таким образом, относится к имуществу собственника (нанимателя) квартиры. Следовательно, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Соответственно собственник несет расходы на осуществление замены не соответствующего требованиям прибора учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку единовременно, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по оплате сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. В таком случае необходимо заключить договор о рассрочке оплаты.
Собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны оплатить ресурсоснабжающим организациям расходы на установку приборов учета и их доставку к местам установки приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Многие ресурсоснабжающие организации злоупотребляют своими правами и взимают плату за опломбировку приборов учета. В случае если собственник отказывается платить за такую услугу, организации отказываются регистрировать приборы учета, а значит, не принимают с них показания. Однако навязывание услуги по опломбировке незаконно, также неправомерно взимать за нее плату.
В качестве примера рассмотрим решение Абаканского городского суда 2012 г.
Из материалов дела. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ООО ЖЭУК «Х.» о защите прав потребителей с требованием о признании незаконными действий ООО ЖЭУК «Х.» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков), оплаты связанных с этим транспортных расходов.
В судебном заседании представитель истца Х. пояснила суду, что ответчик, будучи обязанным осуществлять опломбировку установленных приборов учета водопотребления, незаконно берет за это плату, а также за транспортные расходы, связанные с опломбированием счетчиков. Представитель просит суд иск удовлетворить, пояснив, что решение суда послужит основанием к перерасчету услуги для потребителей.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующему.
Из представленной в материалы дела копии квитанции следует, что ООО ЖЭУК «Х.» приняло от гражданина М. 370 руб. за опломбировку двух счетчиков и 70 руб. транспортных расходов, всего 440 руб.
В силу п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно ч. 2 указанной статьи закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
Так как приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу, фактически при опломбировании управляющей компанией приборов учета происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения.
Подпунктом «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако права производить установку пломб за счет граждан-потребителей Правилами не предусмотрено. Обязанности производить опломбировку приборов учета или иного опломбирования, в том числе мест присоединения индивидуальных приборов учета к общему имуществу в многоквартирном доме, не предусмотрено ни указанным нормативным актом, ни иными правовыми актами РФ.
Суд постановил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
В связи с вышеизложенным платная опломбировка приборов учета, а также взимание транспортных расходов являются навязанными услугами, не основанными на законе. Данные услуги являются обязанностью управляющей компании.
ФЗ от 28.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не обязывает гражданина получать разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а закрепляет обязанность эксплуатировать прибор учета, обеспечить его надлежащую сохранность и своевременную замену.
В случае если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем. Таким образом, производить установку и замену приборов учета соответственно должен орган местного самоуправления.
Рассмотрим в качестве примера решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 09.08.2012 г.
Из материалов дела. А.С. Тишин обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к администрации муниципального образования с исковым заявлением об обязании ее установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в квартире, где он проживает, с момента заселения отсутствуют индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов, энергопоставляющая организация производит расчет за потребление энергетических ресурсов исходя из размеров регионального стандарта. А.С. Тишин считает, что потребляет намного меньше энергетических ресурсов, поскольку проживает один, в доме имеются только телевизор и три лампочки. Потребление горячей и холодной воды истец также считает несоизмеримым с выставляемыми ему счетами,. Для определения фактического потребления энергетических ресурсов его принуждают установить индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов. Квартира, в которой он проживает, находится в муниципальной собственности, истец пользуется ею на основании договора социального найма, заключенного между ним и администрацией муниципального образования. В январе 2010 г. он обратился в администрацию с заявлением об установке ему индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, однако в удовлетворении заявления ему было отказано по причине отсутствия у администрации денежных средств. А.С. Тишин считает, что администрацией района его просьба была проигнорирована. Кроме того, истец не имеет материальной возможности самостоятельно установить счетчики. Неисполнение администрацией муниципального образования своих обязанностей привело к тому, что ОАО «» взыскало с истца образовавшийся долг.
Истец регулярно производит оплату коммунальных услуг, но оплачивает меньший размер суммы счета, т.к. не имеет возможности оплачивать всю сумму полностью. Считает, что на протяжении всего срока проживания в квартире платит за энергетические ресурсы больше, чем фактически их потребляет, кроме того, постоянно переживает, что его выселят из квартиры, его состояние здоровья за два с половиной года ухудшилось. Истец просит суд обязать администрацию муниципального образования установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов; взыскать с администрации муниципального образования материальный ущерб и компенсацию морального вреда.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Тишина А.С. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено ЖК РФ.
Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя его содержания.
Частью 2 ст. 676 ГК РФ предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Таким образом, на администрацию муниципального образования как собственника жилого помещения, в котором проживает истец А.С. Тишин, должна быть возложена обязанность по обеспечению квартиры приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования А.С. Тишина в части обязания администрации муниципального образования установить в квартире прибор учета электрической энергии подлежат удовлетворению.
Важно отметить, что в соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. То есть собственники квартир в многоквартирном доме должны за свой счет установить и общедомовые приборы учета.
Кто имеет право устанавливать индивидуальные приборы учета?
В соответствии с Законом об энергосбережении установку, замену и эксплуатацию приборов учета имеют право осуществлять ресурсоснабжающие и специализированные организации. Организация должна быть членом саморегулируемой организации в строительстве и иметь соответствующее свидетельство о допуске к данному виду работ.
Более того, поставщики энергоресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета осуществляют Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах РФ.
Кто осуществляет и оплачивает поверку индивидуальных приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, следовательно, и поверка прибора оплачивается из собственных средств собственника.
Важно отметить, что эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается, более того, расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями.
Итак, подводя итог вышеизложенному, сделаем выводы.
1. Установку внутриквартирных приборов учета собственники и наниматели жилых помещений ни с кем согласовывать не обязаны.
2. Собственник сам выбирает марку и модель прибора учета с соблюдением следующих условий: он должен быть включен в Государственный реестр средств измерения РФ, иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.
3. Прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию. Для этого следует пригласить представителей управляющей организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию.
4. Прибор учета с указанной в паспорте периодичностью подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую лицензию.
Важно отметить, что Законом об энергосбережении внесены поправки в КоАП РФ.
Ст. 9.16 КоАП РФ. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет систему штрафов:
* за несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.;
* за несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.;
за необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.
Журнал "Жилищное право"    N11 2013 год



Манипуляции властей с тарифами в ЖКХ

Главная
    12 января 2014  |  Просмотров: 750
Манипуляции властей с тарифами в ЖКХ: одной рукой ограничивают, другой - подгоняют

Под конец 2013 года законодательство в ЖКХ в очередной раз претерпело изменения. Некоторые из них уже вступили в силу, другие пока обсуждаются. То, чего вы могли не заметить в предпраздничной суете, — в материале РИА "Энергетика и ЖКХ"
Для роста тарифов установили предел
Теперь предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам будут утверждаться на уровне правительства РФ. По закону региональные власти больше не смогут повышать плату за услуги ЖКХ более чем в полтора раза от установленного правительством уровня. По мнению законодателей, это позволит уйти от практики безосновательного повышения тарифов для населения.
"Если сегодня вы платите за коммунальные услуги 100 рублей, то в следующем году, если индекс установлен на уровне 6%, вы больше 106 рублей не заплатите", — пояснил "Российской газете" один из авторов закона, зампред Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Павел Качкаев.
Система должна работать так: правительство, например, решило, что платежи за коммунальные услуги в течение трех лет повысятся на 10%. Губернатор региона может довести эту цифру максимум до 15%, но если захочет повысить больше, то надо будет договариваться с муниципалитетами. В исключительных случаях муниципалитет также может увеличить плату за коммунальные услуги сильнее, чем предписывается, но для этого должно быть подробное обоснование. По замыслу, с 2014 года новая схема регулирования тарифов начнет обкатываться в пилотных регионах. По мнению авторов документа, это предложение позволит сделать рынок ЖКУ прогнозируемым и стабильным как для граждан, так и для бизнеса.
Директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города Сергей Сиваев в разговоре с корреспондентом РИА "Энергетика и ЖКХ" назвал ограничение роста стоимости жилищно-коммунальных услуг популистской мерой. "Вместо того чтобы рационально потреблять, заниматься энергоэффективностью, мы пытаемся сдерживать цены, применяем не экономический, а административный подход. Ничего хорошего от него не бывает. У нас очень похожая ситуация была после кризиса 1998 года, когда правительство Примакова на три года заморозило тарифы – начали замерзать города, народ стал массово уходить из коммунального сектора, возросла аварийность. После этого в 2003-м тарифы отпустили, ситуация стала улучшаться, в ЖКХ стал приходить бизнес. Мы никак не можем найти "золотую середину" — шарахаемся из одной крайности в другую", — уверен эксперт.
Сергей Сиваев напоминает, что по прогнозам минэкономразвития тарифы на коммунальные услуги должны расти ниже темпов инфляции, то есть в реальных ценах должны снижаться. Это политическое желание. Будет ли так на самом деле сложно сказать, потому что есть серьезные угрозы, что как только у нас резко увеличится аварийность, вся политика, связанная со сдерживанием тарифов может быть быстро прекращена, как это было 15 лет назад.
О ценах будут спрашивать население
Также россиян планируют привлекать к обсуждению цен на жилищные услуги. Так, в первые рабочие дни 2014 года Госдума планирует рассмотреть законопроект, предполагающий проведение публичных слушаний по вопросам установления тарифов на услуги ЖКХ. Согласно законопроекту, цены в платежках могут измениться только после проведения таких мероприятий. По мнению авторов документа, обязательное проведение слушаний по вопросам установления тарифов ЖКХ станет одной из действительных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. И обеспечит контроль за деятельностью муниципальных властей в этой сфере.
Регулированию рынка теплоэнергетики нашли альтернативу
Для потребителей ложку дегтя в инициативы по сдерживанию платежей за услуги ЖКХ внесло Минэнерго, опубликовав 31 декабря 2013 года на сайте министерства проект поправок к закону "О теплоснабжении". Согласно нему к 2020 году в России должна произойти либерализация цен на тепло — переход от регулируемых тарифов, устанавливаемых региональными энергетическими комиссиями (РЭК), к свободным долгосрочным договорам теплоснабжающих организаций и единого поставщика тепла. Услуги теплоснабжающих организаций должны быть не дороже так называемой индикативной цены: она рассчитывается как минимальная стоимость производства и поставки тепловой энергии "с использованием наилучших доступных технологий".
Резкий переход к экономически обоснованным тарифам привел бы к росту цен во многих регионах — в среднем по России тариф на тепло поднялся бы на 26%. Поэтому Минэнерго предусмотрело переходный период, который позволит растянуть этот скачок на несколько лет, пишет "Коммерсант". Если текущие цены на тепло ниже индикативной, власти региона должны выбрать момент, когда они ее достигнут, но не позднее начала 2020 года. Если существующие цены в регионе уже выше индикативной, то они замораживаются до момента, пока не сравняются с индикативной, а переходный период для них завершается 1 января 2016 года.
Однако у властей регионов останется возможность сохранить действующую систему регулирования цен на тепло. Правительство может признать зону регулируемой в трех случаях: если продажа электрической мощности от комбинированной выработки (ТЭЦ, производящие одновременно и электроэнергию, и тепло) осуществляется по регулируемым тарифам (это в основном регионы Дальнего Востока и севера России), если теплоснабжающие организации получают госсубсидии или если более 15% в тарифах на тепло приходится на возврат инвестиций в модернизацию.
Устанавливать индикативные цены будет Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Служба также определит сроки перехода на индикативные цены для региона, если он сам до 1 июля 2014 года этого не сделал.
Законопроект нацелен создать экономические стимулы для привлечения инвесторов в теплоснабжение и модернизации отрасли при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей, следует из пояснительной записки к проекту Минэнерго.
Сергей Сиваев из Института экономики города назвал идею с либерализацией цен на тепло "небесспорной". "Действительно в Северной Европе сложилась практика, когда тарифы в централизованном теплоснабжении не регулируются, а определяются исходя из неких альтернативных технологий. Идея имеет право на обсуждение, но для этого альтернативы должны существовать, хотя бы виртуально. У нас их пока нет. Сама по себе идея неплохая, но с точки зрения реализации до практики еще достаточно далеко — то есть это не сегодня и не завтра. Это нужно обсуждать, говорить, как это сделать", — пояснил эксперт.
По его словам, не все европейские страны пошли по такому пути формирования цен на тепло. Например, в Дании, где высокий уровень централизации теплоснабжения, регулирование тарифов аналогично нашему. "Договорные цены не везде работают. Тут есть плюсы и минусы", — считает Сиваев.
Мария Худовекова
Вера Иванова, по материалам сайта Энергетика и ЖКХ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
http://www.mngz.ru/russia-world-sensation/254087-manipulyacii-vlastey-s-tarifami-v-zhkh-odnoy-rukoy-ogranichivayut-drugoy-podgonyayut.html



Изменения тарифов на услуги ЖКХ будут обсуждать с гражданами

Главная
    11 января 2014  |  Просмотров: 432
Изменения тарифов на услуги ЖКХ будут обсуждать с гражданами
Роман Маркелов
В России в скором времени могут начать проведение публичных слушаний по вопросам установления тарифов на услуги ЖКХ. В них будут участвовать граждане. Местные власти обяжут проводить слушания до принятия решения об изменении цен в платежках на услуги ЖКХ.
Такой законопроект планируют рассмотреть в Госдуме уже в первые рабочие дни Нового года.
По мнению авторов документа, обязательное проведение слушаний по вопросам установления тарифов ЖКХ станет одной из действительных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. И обеспечит контроль за деятельностью муниципальных властей в этой сфере.
Изменения планируется внести в 28 статью Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
http://www.rg.ru/2014/01/05/zkh-site-anons.html
9 Января 2014



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: Проект "Приморская выездная школа «Повышение экологической культуры населения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы