Сайты инноваций в сфере ЖКХ

Главная » Справочник по ЖКХ » Современные технологии ЖКХ
    12 мая 2014  |  Просмотров: 394


Анонс Семинара "Социальное Проектирование"

Главная » Наши услуги » Объявления о семинарах
    10 мая 2014  |  Просмотров: 584
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛИДЕРОВ  И СПЕЦИАЛИСТОВ НКО
_______________________________________
Институт развития некоммерческого сектора  Общественной палаты Российской Федерации
Национальный фонд «Молодые лидеры»
Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству  и топливным ресурсам Приморского края
Приморская автономная некоммерческая организация "Информационно-методический Центр "Тихоокеанский Проект"

ПРИГЛАШАЮТ
20 - 21 мая 2014 г.
на семинар «Социальное проектирование»,
проходящий в рамках подготовки специалистов НКО для участия в грантовых конкурсах, проводимых в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации
от 17 января 2014 года № 11-рп «Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в
развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».
 
Ведет семинар Вайнер Владимир Леонидович, старший преподаватель ГУ-ВШЭ.
На семинаре будут рассмотрены вопросы социального проектирования, этапы формирования и структура проекта, постановка проблемы, целей и задач,
целевые группы, методы реализации, привлечение ресурсов, команда проекта и другие темы.
 
К участию приглашаются представители социально ориентированных и других НКО Приморского края и регионов ДФО, которые заинтересованы в улучшении
и развитии своей проектной деятельности.

Участие в семинаре представителей НКО осуществляется по направлению их организаций. Транспортные расходы и проживание иногородних
участников – за счет направляющей стороны.
 
Занятия будут проходить в течение 2-х дней с 10.00 до 17.00
по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 22 (в здании администрации Приморского края)
 
Для участия в семинаре необходимо прислать заполненную Анкету-заявку по электронной почте: seminargrant2014@mail.ru
и копию pacific-project@mail.ru с пометкой «Заявка на семинар 20-21 мая 2014 г.» Скачать Анкетуanketa-vladivostok.doc [58 Kb] (cкачиваний: 429)

Отбор участников семинаров осуществляется на конкурсной основе. Ввиду ограниченности числа мест, заявки на участие рассматриваются
в порядке их поступления до исчерпания запланированного количества участников семинара.
Дополнительную информацию можно получить у специалистов ИМЦ «Тихоокеанский Проект»
по тел.: 8(423) 2-30-26-19, 8-908-98-41-311 и по электронной почте: pacific-project@mail.ru
(Александр Смышляев), demink@yandex.ru (Юлия Землянская),
а также в Департаменте по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края lobanova_ov@primorsky.ru (Ольга Лобанова).


ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ

Главная » Действующие Проекты ИМЦ » Мероприятия проекта
    9 мая 2014  |  Просмотров: 651
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
в городе Биробиджане в период с 29 – 30 мая 2014 г.,
 в рамках мероприятий программы «Развитие межрегиональной
инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» и плана работы на 2014 г. Некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля
 в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль».

Мероприятия, направленны на обсуждение ключевых вопросов развития системы жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ, обмен опытом, внедрение лучших практик и обучение представителей социально ориентированных НКО Еврейской автономной области.
Программаprogramma-birobidzhan.doc [1.15 Mb] (cкачиваний: 316)




Присмотрим и проверим

Главная » Общественный контроль » Общественный Контроль ЖКХ- ЦОК ЖКХ Приморского кра
    8 мая 2014  |  Просмотров: 657
Присмотрим и проверим

5 мая в Общественной палате РФ обсудили возможности общественности в реализации программ капитального ремонта. Своим видением по данному вопросу с руководителями региональных центров общественного контроля ЖКХ поделился министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

      В начале встречи глава Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева представила итоги работы сети общественного контроля «ЖКХ. В настоящее время подобные центры функционируют в 71 субъекте России, в 7 ведется работа по их созданию. Основные функции центров общественного контроля — мониторинг программ переселения граждан из аварийного жилья, реализации программ капитального ремонта, роста платежей за общедомовые нужды, проблемы с отопительным сезоном, жилищное просвещение граждан, защита прав граждан.

      За 2013 г. общественные приемные региональных центров обработали более 30 000 обращений граждан, провели более 1000 просветительских мероприятий. Однако, в работе центров ЖКХ контроля существуют сложности: отсутствуют устойчивые источники финансирования.
      «Не всегда власти понимают значимость работы общественников, а во многих субъектах НКО, работающие в сфере ЖКХ, не включены в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций», — обозначила первую проблему Разворотнева. Вторая сложность связана с недостаточной правовой основой для работы центров общественного контроля. «Работа людей висит в воздухе из-за правового вакуума», — подчеркнула председатель Комиссии ОП.
      В настоящее время особое внимание центры и Комиссия ОП по ЖКХ уделяют программам капитального ремонта, сказала Разворотнева. В Общественной палате РФ работает горячая линия по вопросам капитального ремонта. Телефон горячей линии 8-800-700-8-800 (звонок бесплатный), работает с 9 до 18 (MSK) по рабочим дням. Кроме того, открыт специальный портал zkh.oprf.ru, где граждане в простой и доступной форме смогут найти полезную и интересующую их информацию о капитальном ремонте.
      «В отличие от большинства других министерств у нас нет региональных подразделений. Поэтому в первую очередь мы хотим иметь срез общественного мнения, касающегося ЖКХ. То, что нам докладывают руководители регионов — одна ситуация, то, что в реальности — отличается», — заявил Михаил Мень. Поэтому для министерства весьма важна работа общественников. «Как бы мы ни выстраивали политику, все проконтролировать из Москвы не представляется возможным», — добавил министр.
      В связи с этим министр предлагает повысить статус общественных центров — создать при губернаторах общественные советы по ЖКХ, а руководителей центров ЖКХ контроля сделать ответственными секретарями данных советов.
     «Мы предлагаем создать соответствующие общественные советы по ЖКХ при губернаторах в каждом регионе, чтобы вы, как наши представители, стали ответственными секретарями этих общественных советов», — сказал он.
        Самым важным направлением их работы должен стать капремонт, который с этого года будут проводить за счет самих собственников. Напомним, что уже в августе большинство россиян получат коммунальные платежки с новой графой — «капитальный ремонт», плату за который в регионах будут рассчитывать в зависимости от размера квартиры. «Здесь нужен особый строжайший контроль, — уверен Михаил Мень. — Как за операторами, так и за будущими подрядчиками».
       С министром согласен и председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. По его словам, советы смогут собрать достоверную информацию о состоянии домов, нуждающихся в ремонте. Кроме того, будет объективно оценена корректность расчетов минимального размера взносов жителей на капремонт. «Если минимальный взнос, который устанавливают региональные власти, будет завышен, то это может вызвать очень серьезную социальную напряженность в обществе, — заявил Степашин. — Если же он будет сильно занижен, то игра не будет стоить свеч».
       Качество уже отремонтированных домов также сегодня вызывает сомнения, добавил глава набсовета. «Почти 18 миллионов человек на сегодняшний день переехало в дома после капремонта. А стали ли эти строения лучше? Вот это как раз вопрос к общественным советам. Должна быть обратная связь и реакция», — уверен Сергей Степашин.

В свою очередь представители региональных общественных центров также поделились предложениями по реализации программ капитального ремонта.
        Так, руководитель регионального центра общественного контроля Нижегородской области Александр Рыжов предлагает повысить статус совета многоквартирного дома (МКД) в реализации программы. Например, наделить советы МКД правом приостанавливать работы по капремонту, если обнаружены нарушения. Руководитель регионального центра общественного контроля Самарской области Виктор Часовских считает необходимым создать общественные советы при региональных операторах, к которым поступают средства от всех домов («общий котел»). Руководитель общественной приемной региональной общественной организации «Томский союз собственников жилья» Чингис Цыренжапов предлагает разработать специальную методичку для собственников, которые будут принимать работы по капитальному ремонту.
        А руководитель центра общественного контроля Брянской области Светлана Калинина уверена, что самая главная проблема — это качество тех домов, которые региональные власти включают в программу капремонта. Например, 36% домов в Брянской области, оказавшихся в списке, находятся на грани разрушения. «Между тем, такие дома не признают аварийными, — заявила Калинина. — Если их ремонтировать, то это будут просто выброшенные деньги. Ведь через несколько лет они разваляться». А сколько случаев по стране, когда жителей из одного аварийного жилья переселяют в «картонные дома» или даже другое аварийное жилье, отметила она.
Все предложения общественников переданы в Министерство и Фонд ЖКХ.
06 мая 2014 года,Пресс-служба Общественной палаты РФ с использованием материалов СМИ   
http://www.oprf.ru/1449/1450/1453/newsitem/24838




Аналитическая записка

Главная » Действующие Проекты ИМЦ » Оценка эффективности проекта
    7 мая 2014  |  Просмотров: 760

Аналитическая записка

«Краткий анализ состояния СО НКО в сфере правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах ДВФО и Забайкалья»

 

Программа «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» - это система практических действий и мероприятий, которые влекут за собой реальный, ощутимый эффект. Следо­вательно, его можно и нужно «наблюдать» и измерять.

Программа направлена на развитие формальных и неформальных институтов в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги, населению муниципальных образова­ний. Поэтому оценивать успешность программы развития можно, опираясь на вполне объективные параметры.

 

Исходя из задач предполагаемых к решению при выполнении программы и ее основной задачи – создание устойчивой инфраструктуры СО НКО, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье, предлагаем основную оценку результативности выполняемой программы произвести посредством измерения индекса устойчивости создаваемых и действующих ресурсных центров СО НКО, участвующих в программе.

 

Анализируя сферу деятельности СО НКО в регионах выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье», мы пришли к выводу, что применение предполагаемой методики оценки (За основу методики оценки выполняемой программы предполагалась методика, успешно применяемая Санкт-Петербургским Центром развития некоммерческих организаций (ЦРНО) для оценки устойчивости некоммерческого сектора и публикуя индекс устойчивости НКО Санкт-Петербурга, начиная с 2005 года.), в полном объеме и используемом виде на начальном этапе оценки не представляется возможным.

Нами предполагалось оценивать сегмент, охватывающий СО НКО осуществляющие свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье, и соответствующим образом адаптировав показатели устойчивости СО НКО. Однако произведя первоначальную оценку ситуации в вышеуказанном сегменте, можно сказать, что степень развития сегмента правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье не позволяет провести оценку устойчивости СО НКО в этом сегменте ввиду значительной региональной неоднородности этой сферы деятельности НКО.

Если первоначально мы хотели оценить эту сферу по 7 параметрам, таким как:

• Правовое поле

• Организационные возможности

• Финансовая жизнеспособность

• Репутация в обществе

• Продвижение общественных интересов

• Оказание услуг

• Инфраструктура

то после анализа фактической ситуации сложившейся в регионах ДВФО и Забайкалья мы решили оценить вышеуказанный сегмент по параметру «правовое поле» - все регионы и по остальным параметрам провести выборочную оценку, по крайней мере, в тех регионах, где есть возможность этой оценки.

По мере реализации программы, предполагая с середины 2014 года, мы будем переходить к оценке всех регионов по вышеуказанным параметрам и переходить от описательных характеристик к количественным, что позволит в дальнейшем произвести оценку эффективности выполнения программы.

 

Оценка правового поля регионов выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье», на наш взгляд даст возможность оценить начальную ситуацию в сфере действия СО НКО вообще в региональном разрезе, так и деятельности СО НКО и НКО в области жилищного просвещения.

Правовое поле в области деятельности НКО в первую очередь определяет институциональную среду, которая либо способствует развитию некоммерческого сектора либо может в значительной степени тормозить ее развитие.

Если на федеральном уровне законодательная база о деятельности НКО, государственной поддержке деятельности СО НКО на сегодняшний день, на наш взгляд способна эффективно

решать вопросы развития некоммерческого сектора (через грантовую поддержку Президента Российской Федерации и Программы поддержки СО НКО Правительства Российской федерации), то начиная с регионального уровня ситуация в правовом поле далеко неоднозначна.

В 2012 году Министерство экономического развития Российской Федерации утвердило

"Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", где в частности рекомендовало органам государственной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления разработать нормативные правовые акты по поддержке некоммерческих организаций (далее - НКО), которые являются социально ориентированными, в формах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, в том числе по следующим направлениям:

- общие положения регулирования поддержки социально ориентированных НКО;

- финансовая поддержка социально ориентированных НКО;

- информационная поддержка социально ориентированных НКО;

- имущественная поддержка социально ориентированных НКО;

- участие социально ориентированных НКО в экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих сферы интересов (деятельности) социально ориентированных НКО;

- предоставление налоговых льгот;

- обеспечение прозрачности в деятельности социально ориентированных НКО;

- порядок и процедуры организации и проведения публичных слушаний.

 

На наш взгляд перечень направлений поддержки исчерпывающий и на сегодняшний день достаточно всеобъемлющий. И как говориться дело за регионами и муниципалитетами.

Однако, на конец 2013 и начало 2014 годов данные рекомендации в регионах выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» выполнены на наш взгляд в минимальном объеме. Нами анализировались выполнение только первых двух рекомендаций.

 

1. Так принятие регионального НПА в виде Закона отражающего общие положения регулирования поддержки социально ориентированных НКО выполнено только в 5 регионах (Хабаровский край, Забайкальский край, Камчатский край, Магаданская область и Приморский край).
Наличие такого Закона в субъекте Российской Федерации позволяет закрепить на региональном уровне как разграничение полномочий между различными органами власти субъекта Российской Федерации (или муниципального образования) по вопросам поддержки социально ориентированных НКО так и определение видов деятельности, при осуществлении которых социально ориентированные НКО получают поддержку на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, определение форм поддержки социально ориентированных НКО и способов поддержки в рамках каждой формы. Принятие Закона субъектом федерации позволяет организовать работу по поддержке НКО на систематической основе и в определенном временном периоде. Самое главное - наличие Закона придает определенную устойчивость в сфере развития НКО и снижает риски волюнтаризма со стороны органов исполнительной власти субъекта федерации.

2. Ситуация с организацией финансовой поддержки СО НКО в виде субсидий федерального и регионального уровня в субъектах выполнения программы оценивалась с точки зрения выполнения рекомендаций Постановления Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011г.№713 “О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям” «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Согласно этого документа для получения субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, необходимо выполнение ряда условий, а именно:

а) наличие у субъекта Российской Федерации программы поддержки;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий;

в) определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - уполномоченный орган);

г) наличие утвержденного субъектом Российской Федерации порядка предоставления на конкурсной основе субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, включающего требования к софинансированию из внебюджетных источников мероприятий, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями;

д) прохождение субъектом Российской Федерации конкурсного отбора;

е) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей.

 

В нижеприведенной таблице отражены показатели выполнения условий Постановления Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011г.№713

 

Субъекты РФ

Закон

о поддержке СО НКО

Программа поддержки

Уполномоченный орган

Наличие порядка

1

Республика Бурятия

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

2

Республика Саха

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

3

Забайкальский край

Принят

В наличии

Назначен

Принят

4

Камчатский край

Принят

В наличии

Назначен

Принят

5

Хабаровский край

Принят

В наличии

Назначен

Не соответствует

6

Амурская область

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

7

Магаданская область

Принят

В наличии

Назначен

Принят

8

ЕАО

Не принят

В наличии

Назначен

Принят

9

Сахалинская область

Не принят

Отстутсвует

Назначен

Отсутствует

10

Приморский край

Принят

Отсутствует

Назначен

Отсутствует

 

 

Если проанализировать участие субъектов ДВФО и Забайкалья в программах софинансирования на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, то мы можем наблюдать следующую картину:

 

 

Субъекты РФ

Участие в конкурсах МЭР

2011

2013

2014

Набранные

Баллы 2014

1

Республика Бурятия

Участвовал

Участвовал

Участвует

24.32

2

Республика Саха

Участвовал

Участвовал

Участвует

18.78

3

Забайкальский край

Не участвовал

Участвовал

Участвует

39.12

4

Камчатский край

Участвовал

Участвовал

Участвует

45.03

5

Хабаровский край

Не участвовал

Участвовал

Участвует

Снят

6

Амурская область

Участвовал

Участвовал

Участвует

28.35

7

Магаданская область

Участвовал

Участвовал

Участвует

19.17

8

ЕАО

Участвовал

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

9

Сахалинская область

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

10

Приморский край

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

Не участвовал

 

Распределение уполномоченных органов в субъектах ДВФО и Забайкалья

1

Республика Бурятия

Администрация Главы Республики Бурятия

и Правительство Республики Бурятия

2

Республика Саха

Министерство труда и социального развития

Республики Саха (Якутия)

3

Забайкальский край

Администрация Губернатора

Забайкальского края

4

Камчатский край

Агентство по внутренней политике

Камчатского края

5

Хабаровский край

Управление общественных связей главного

управления информационной политики и

общественных связей Губернатора и

Правительства Хабаровского края

6

Амурская область

Министерство внутренней и информационной

политики Амурской области

7

Магаданская область

Аппарат администрации Магаданской области

9

ЕАО

Управление по внутренней политике ЕАО

10

Сахалин

Аппарат Губернатора Сахалинской области

11

Приморский край

Управление по внутренней политики АПК

 

Выводы:

1. Ситуацию в сфере формальных институтов о финансовой поддержке СО НКО в регионах выполнения программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» можно оценить как вполне удовлетворительную, но требующую систематической нормотворческой деятельности.

2. Необходимо инициировать принятие региональных законов о поддержке СО НКО в регионах не принявших такие законы.

3. Необходимо принятие программ поддержки СО НКО в Приморском крае и в Сахалинской области.

4. Регионам участвующим в конкурсах на предоставление субсидий из средств федерального бюджета необходимо более качественно готовить документы для участия в конкурсе, для чего представляеся целесообразным сформировать единый подход к органу исполнительной власти регионов, непосредственно отвечающий за реализацию программм поддержки СО НКО.

 

 

 

Анализируя состояние сферы правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в пилотных регионах программы мы составили следующую таблицу

 

 

Субъект

СО НКО

Наличие ресурсного

Центра Жилищного Просвещения

Наличие

ЦОК ЖКХ

НКО Жилищного просвещения

Республика

Бурятия

«Центр поддержки МСУ»

Формируется

Есть

Имеются

Камчатский

край

Ассоциация ТСЖ

Формируется

Есть

Имеются

Еврейская

АО

Общественное самоуправление

Формируется

Есть

Имеются

Сахалинская

область

НП «ЖКХ-Сервис»

Формируется

Есть

Имеются

Приморский край

Приморский ЦОК ЖКХ

Есть

Есть

Имеются

 

 

Как видно из вышеприведенной таблицы в пилотных регионах выполнения Программы «Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ДФО и Забайкалье» имеются все предпосылки для создания полноценной сети ресурсных центров для НКО осуществляющих жилищное просвещение и общественный контроль сферы ЖКХ.

 

Выводы:

1. Оценка на начало периода выполнения программы –«Удовлетворительная».

 

2. Для полноценной деятельности вышеперечисленных организаций, как ресурсных центров для поддержки НКО в сфере жилищного просвещения и общественного контроля ЖКХ необходимо провести ряд учебно-организационных мероприятий , инициировать участие НКО в грантовых программах Президента Российской Федерации, участие в региональных и муниципальных конкурсах поддержки СО НКО, развивать региональную инфраструктуру поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области правового, жилищного просвещения, контроля и мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

 

 



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: 1.Проект "Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края"; 2.Проект "Приморская выездная школа «Повышение экологической культуры населения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы