Конференция ОНК в Барнауле |
Главная » Общественный контроль » Содействие Общественной Наблюдательной комиссии Пр |
18 августа 2011 | Просмотрено: 1229 раз | |
Проект обращения конференции ОНК РФ в г. Барнауле В 2011г. в Российской Федерации проводились серии региональных международных конференций по теме «Пути преодоления трудностей общественного контроля мест принудительного содержания в Российской Федерации», на которых обсуждался опыт России и ряда стран Совета Европы по предупреждению пыток в местах принудительного содержания. Эти конференции были организованы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации совместно с Общественной палатой Российской Федерации и Отделом национальных структур по правам человека, пенитенциарных заведений и полиции Генерального директората по правам человека и юридическим вопросам Совета Европы - в порядке реализации Российского предварительного проекта поддержки эффективного общественного мониторинга мест принудительного содержания в Российской Федерации. Кроме того в конференции активно принимали участие делегаты общественных наблюдательных комиссий созданных указом президента (Федеральный Закон 76-ФЗ от 10.06.2008г. «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания…».) и общественных движений правозащитного толка. В ходе данного мероприятия были подготовлены и представлены на обсуждения Российскому обществу рекомендации, направленные на формирование условий, безусловно необходимых для повышения эффективности в работе ОНК, образованных Общественной Палатой Российской Федерации Большинство рекомендаций если их утвердят. требуют существенной корректировки нормативно-правовых актов связанных с контролем обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. По убеждению участников Конференции, только реализация подобных рекомендаций могла бы положительно повлиять на скорейшее совершенствование института общественного контроля в Российской Федерации и устранению ряда имеющихся препятствий его эффективной деятельности, в работе общественных наблюдательных комиссий. К числу таких рекомендаций стоит отнести: 1. Расширения сферы общественного контроля, введя в нее все учреждения и места принудительного содержания, включая конвойные помещения и транспорт, вытрезвители, пункты временного размещения задержанных лиц армии, ФСБ, служб наркоконтроля и ФМС, детские «закрытые» учреждения, дома престарелых, психиатрические лечебницы. 2. Обеспечение возможности ОНК осуществлять посещение мест лишения свободы безотносительно времени суток, дней недели и праздничных дней . 3. Обеспечение, по усмотрению ОНК, возможность посещения мест принудительного содержания не менее чем двумя лицами, включая не менее одного члена ОНК, и представителей экспертного сообщества из числа врачей, юристов, включая адвокатов, профессиональных журналистов и т.д.. 4. Ускорение реализации всего комплекса необходимых и неотложных мер по кардинальному улучшению медицинского обслуживания лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, в первую очередь в учреждениях пенитенциарной системы. 5. Учитывая, что большинство изоляторов временного содержания органов полиции, расположенных в подвальных помещениях, требуют значительных средств для их реконструкции или капремонта, важным считается принятие Федеральной Программы, подкреплённой бюджетным финансированием. 6. Введение в обязанности администраций органов и учреждений принудительного содержания, их должностных лиц письменно реагировать на письменные обращения ОНК, направляя ответы на соответствующие обращения ОНК и членов ОНК не в месячный, а в 10-дневный срок. 7. В Рассмотрении возможности посещений мест лишения свободы членами ОНК экстерриториальности подконтрольных учреждений, в том числе в отношении возможности посещения учреждений, в которых содержатся лица, осужденные или переведённые в эти учреждения из региона, в котором образована соответствующая ОНК. 8. Для повышения трудовой занятости лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, участники конференции считают необходимым разработать Программы существенного повышения возможностей создания максимального количества рабочих мест в местах принудительного содержания . 9. Введение дополнения в Закон о прокуратуре, позволяющее работникам прокуратуры оказывать содействовать работе членов ОНК. 10. Рассмотрение закона и замена пункта об обязательности для ОНК уведомления мест принудительного содержания перед их посещением и наделить правом ОНК направлять такие уведомления по желанию. 11. По запросу ввести в обязанности администраций мест принудительного содержания предоставления членам ОНК всех документов, которые могут быть связаны, по мнению членов ОНК, с нарушением прав человека(не являющиеся секретными), включая медицинские документы. 12. Предлагалось ввести в УПК РФ нормы, обеспечивающие членам ОНК и правозащитным организациям, имеющим право выдвижения кандидатов в члены ОНК, возможность вступления в судебные процессы по рассмотрению вопросов, касающихся изменения положения осужденных, в статусе защитников (в том числе при рассмотрении вопросов, регулируемых ст.399 УПК РФ), независимо от наличия или отсутствия высшего юридического образования. 13. Участники конференции считают, что установленный п.1 ст. 9 Закона 76-ФЗ порядок финансирования деятельности ОНК на практике не работает. Вся текущая деятельность ОНК требует наличия устойчивого постоянного финансирования расходов, без которых обойтись невозможно – как минимум, это делопроизводство, связь, транспорт, офисные расходы, а также юридическое сопровождение дел заявителей, касающихся условий содержания и защиты нарушенных прав. Поэтому существует необходимость скорейшего решение вопросов финансирования организационной деятельности ОНК (возможно, без оплаты работы её членов, но с полной компенсацией фактических расходов в пределах сметы, утверждаемой органом, сформировавшим ОНК, т.е. ОП РФ). 14. При рассмотрении решения кадровых вопросов в отношении должностных и иных лиц находящихся в ведении мест принудительного содержания неплохо бы учитывать мнение ОНК региона. 15. Полагаем целесообразным и необходимым разработку и реализацию комплекса мер информирования общества о ситуации в местах принудительного содержания и информационной поддержки деятельности ОНК и правозащитного сообщества, как нового важного общественного института, реализующего право общественного контроля органов исполнительной власти от имени государства. Участники Конференции полностью поддерживают идею реформирования пенитенциарной системы с целью её гуманизации, социализации осужденных, и хотели бы выразить озабоченность в связи с тем, что со стороны РФ нет подписи в Конвенции против пыток и других жестоких или унижающих достоинств видов обращения и наказания. Участники Конференции отметили, что для гуманизации пенитенциарной системы, отраженных в Европейских пенитенциарных правилах, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2005г. №60\147, иных общепризнанных международно-правовых актов. Работа должна вестись не только на достижение цели социализации заключенных, защищенность их здоровья и жизни, но также и на внедрение конкретных мер изменения и воспитания сотрудников учреждений этой системы Конференция отметила, что во многих ведомствах созданы и начинают работать специальные структуры по контролю обеспечения прав человека и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями |
|
Другие новости по теме: |