Доклад главы Минстроя России Михаила Меня на всероссийском совещании по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и городской среды

Главная » Новости
    26 апреля 2018  |  Просмотров: 40
Доклад главы Минстроя России Михаила Меня на всероссийском совещании по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и городской среды

Добрый день, уважаемые коллегии!
В сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом отмечается стабильная позитивная динамика. В отрасли наметился устойчивый положительный тренд – конечно, пока сделаны только первые шаги, но уже они позволили перейти от экстренного латания дыр к системной и стратегической работе.
Привлечение частных инвестиций
Один из приоритетов в работе нашего Министерства по направлению ЖКХ - это повышение качества коммунальных услуг, в том числе, за счет частных инвестиций. Важную роль здесь играют концессии – к слову, в отличие от других отраслей, 95% инвестиций в рамках концессий составляют именно частные средства. По предварительным данным на 1 января в сфере ЖКХ заключено 1831 концессионное соглашение. Общий объем инвестиций, предусмотренный в рамках действующих концессий, составил более 257 млрд руб., в том числе в 2017 году заключено более 300 концессий на сумму более 60 млрд рублей.
Мы с ФАС провели проверку выполнения концессионерами инвестиционных обязательств и в целом удовлетворены динамикой – при том, что средний срок концессии составляет 10-12 лет, уже фактически инвестировано свыше 55 млрд рублей. В результате только за последние 5 лет аварийность в водоснабжении снизилась в два раза. Сейчас в регионах постепенно завершается отопительный период. На сегодняшний день он завершен в девяти субъектах, это Ростовская, Волгоградская, Калининградская области, Севастополь, Краснодарский край, республики Адыгея, Крым, Северная Осетия-Алания и Чеченская Республика.
По предварительным данным динамика аварийности в осенне-зимний период продолжает снижаться. Если по итогам предыдущего осенне-зимнего периода мы фиксировали снижение аварийности на 11,7%, то в этом сезоне, по предварительным данным, мы видим снижение на 12%.
Таким образом, мы наблюдаем определенную позитивную тенденцию, которая свидетельствует о том, что в части модернизации ЖКХ мы движемся в правильном направлении. Но, еще раз повторюсь, это предварительные данные. Итоговые результаты по осенне-зимнему сезону будут представлены после завершения отопительного сезона во всех субъектах в середине мая. Только за текущий отопительный период аварийность, например, в горячем водоснабжении сокращена на 30%.
Для дальнейшего стимулирования притока в отрасль частных инвестиций мы совместно с коллегами из «Сбербанка» сформировали так называемое «коробочное решение» - типовое тиражируемое кредитное решение, позволяющее концессионерам на всей территории страны оперативно привлекать долгосрочные кредиты по ставке, превышающей ключевую ставку Банка России не более, чем на 3-4 процентных пункта. В этом году мы прогнозируем заключение порядка 50 таких кредитов в 33 регионах страны, 21 из них (на сумму порядка 14,5 млрд рублей) находятся в высоко стадии готовности. Мы видим, что рыночные инструменты финансирования оказываются эффективными и востребованными, поэтому сейчас ведется активная работа по пересмотру механизмов господдержки – по российскому и международному опыту, наиболее результативный – это развитие кредитных инструментов, как, например, в свое время было сделано в ипотеке. Эта задача – одна из приоритетных на ближайшее время.
На фоне успехов по данному направлению необходимо отметить и выявленные случаи заключения концессионных соглашений, которые фактически являются договорами аренды. В настоящее время выявлено 155 концессий (около 8% от общего их количества), не предусматривающих обязательств концессионеров. Мы, безусловно, будем работать над повышением качества заключаемых концессионных соглашений. Определение региона третьей стороной концессионных соглашений позволило улучшить качество заключаемых концессий, но этот вопрос все еще требует пристального внимания.
Расселение аварийного жилья. 
Завершается расселение аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года. Программа выполнена на 98,6%. Отсрочка для завершения была дана лишь нескольким субъектам. Всего за время реализации программы расселено более 1 миллиона человек (1 млн 20 тыс.) из 15 млн. 820 тыс.кв.м аварийного жилья, в том числе более 678-х тыс. человек и 10,6 млн кв.м в рамках указа Президента страны от 7 мая 2012 года. 
Целевые показатели выполнил 71 регион. В остальных 12 регионах данная работа должна быть завершена до конца этого года. Им предстоит расселить чуть более 155 тыс.кв.метров в которых проживает более 10 тыс. человек. 
Также до конца года должно быть завершено расселение вновь выявленного аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 г. Эта задача стоит перед 13 регионами, где выявлено 151,7 тыс.кв. метров такого жилья. Федеральная поддержка регионам для его расселения оказана и при должном контроле проблем тут не должно быть.
Главной задачей по этому направлению у нас остается формирование постоянно действующего механизма расселение аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. 
В соответствии с поручением Президента соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму уже в эту весеннюю сессию.
Капитальный ремонт многоквартирных домов 
Реальным механизмом сдерживания ветшания жилищного фонда стала программа капремонта. В 2017 г. произведен капитальный ремонт более 46 тыс. домов, общая площадь которых составляет 172,8 млн. кв. метров в которых проживает более 6 млн. человек. В целом, в каждом шестом доме в стране уже проводился капитальный ремонт. 
Важно, что люди поверили в капремонт и подтвердили свое доверие деньгами - по итогам 2017 года собираемость взносов достигла 92,1%, что почти на 6,5% больше показателя 2016 года. Особенно важно, что при этом растет заинтересованность и самостоятельность собственников – доля спецсчетов выросла с 5,7% в 2014 году до 17,7% по итогам 2017 года (33,4 тысячи и 82,1 тысяча соответственно). При этом мы вышли на плановые темпы проведения ремонта - если в первые годы запуска капремонта у многих была реальная проблема с объемом ремонта, деньги просто лежали на счетах, а не направлялись в дело, то сейчас таких проблемных субъектов всего три (Красноярск, Бурятия и Краснодар), и по каждому принят план исправления ситуации. Стратегическая задача – обеспечить устойчивость систем капремонта в долгосрочной перспективе, в том числе, с учетом цикличности ремонтов.
Хочу подчеркнуть, что в рамках капремонта мы поручили регионам в первую очередь заняться вопросами безопасности – ремонта и замены внутридомового газового оборудования, стартовала программа ускоренной замены лифтов, в рамках которой до 2020 года будет заменено порядка 75 тысяч лифтов. К слову, за последние три года в рамках капремонта уже заменено 35 тысяч лифтов.
Управление жильем 
Еще одно из важнейших направлений нашей работы – это повышение качества работы управляющих организаций. В 2015 году мы ввели лицензирование управляющих компаний, что помогло совершить в этой сфере качественный рывок, а в 2017 году мы этот контроль сделали строже: был введен механизм изъятия домов из управления в упрощенном порядке при двух грубых нарушениях в год, срок действия лицензии ограничен 5 годами и разработаны стандарты сервиса управляющей компании, которые предусматривают, например, 5 минутный дозвон в диспетчерскую службу, устанавливают время локализации и устранения аварий, возможность круглосуточного обращения в аварийно-диспетчерскую службу и так далее. Дальнейшим шагом на пути оздоровления рынка стало принятие закона о переходе к прямым договорам между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, который позволит исключить управляющие организации из цепочки платежей за коммунальные услуги и снизить долги в отрасли. Этот закон будет работать против недобросовестных управляющий компаний, которые приходят на рынок чтобы «управлять» чужими деньгами, а не домами.
Формирование комфортной городской среды
Стартовавший в прошедшем году приоритетный проект по формированию комфортной городской среды также позволил повысить комфорт граждан в повседневной жизни и продемонстрировал свою эффективность и высокую заинтересованность в нем граждан. В прошлом году плановые показатели проекта были выполнены на 103% - благоустроено 23 тысячи объектов в 1653 муниципалитетах, в которых живет почти 86 миллионов человек, то есть проект так или иначе затронул больше половины населения нашей страны (58,5 %). Принципиальным условием проекта стало вовлечение людей – и мы последовательно совершенствуем инструменты участия людей в принятии решений о том, как должны выглядеть наши города и села.
Так, в этом году, впервые в мировой практике было проведено рейтинговое голосование по проектам благоустройства, в котором только по предварительным данном приняло участие более 16 миллионов человек. Решением главы нашего государства проект продлен, причем финансирование на развитие городской среды будет существенно увеличено.
Отдельным инструментом повышения качества реализуемых проектов станет реестр лучших практик, который мы в настоящее время формируем. Всего из поступивших в Минстрой 537 заявок на включение в реестр экспертами отобрано для включения в реестр более 100 проектов. В этом году проект будет еще масштабнее и захватит малые города и исторические поселения, которые будут финансироваться по отдельным правилам по итогам конкурсного отбора. Этот конкурс будет проводиться в режиме максимальной открытости, все заявки будут публиковаться на сайте Министерства, а заседания комиссий будут транслироваться онлайн.
За три дня с момента старта принятия заявок поступило 75 заявок от 16 регионов. Пока наибольшую активность здесь проявляет Новосибирская область от которой поступило 12 заявок. Также согласно правилам конкурса, заявки подаются и в онлайн формате через личные кабинеты регионов. Всего о своем желании участвовать в конкурсе заявило порядка 500 муниципалитетов. Главной задачей по этому направлению у нас будет создание тиражируемого кредитного решения для реализации проектов формирования комфортной городской среды и развития городской инфраструктуры. Это будет «коробочное решение», аналогичное уже запущенному в ЖКХ, которое будет способствовать более активному привлечению частных инвестиций в создание современных городских пространств. Опыт частных инвестиций в благоустройство уже есть в Ростове-на-Дону.
Для оценки результатов проводимой работы по формированию комфортной городской среды в первоочередном порядке сформирован Индекс качества городской среды в отношении 300 населенных пунктов. При выборе населенных пунктов в отношении которых сформирован Индекс Минстрой России руководствовался принципом оценки населенных пунктов всех 85 регионов с разной численностью населения. Данный подход позволяет оценить состояние качества городской среды в каждом регионе в разрезе различных населенных пунктов, при этом практически в каждом регионе оценено не менее 3 населенных пунктов.
При формировании индекса в населённых пунктах проводилась комплексная оценка состояния жилья и прилегающих пространств, уличной инфраструктуры, озеленённых и прибрежных пространств, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, а также общегородских пространств. При этом немаловажную роль в формировании итоговой оценки сыграли показатели эффективности реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» такие как степень реализации запланированных мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий, вовлечение граждан и организаций в выполнение указанных мероприятий, проведение инвентаризации общественных и дворовых территорий. В итоге, в десятку лидеров по качеству городской среды вошли: Республика Татарстан, Московская область, Ярославская область, Ленинградская область, Белгородская область, Калужская область, Краснодарский край, Тюменская область, Калининградская область, Чеченская Республика.
Окончательные результаты будут сформированы после анализа данных по более чем семи тысячам муниципалитетов. Мы планируем завершить эту работу и представить окончательный рейтинг в третьем квартале этого года.
«Умный город»
Как вы все уже знаете, мы ведем работу по запуску проекта «умный город», который становится объединяющим для проектов в ЖКХ, формировании комфортной городской среды, повышении эффективности организации системы управления и планирования городскими ресурсами, создании инструментов вовлечения горожан в процессы управления городским хозяйством.
Проект базируется на 5 ключевых принципах: ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды. Важнейшее условие реализации этих принципов - широкое внедрение передовых технологий и материалов в городской и коммунальной инфраструктуре и строительстве, использование современных архитектурных решений, а также цифровизация городского хозяйства, что позволит обеспечить достойный уровень жизни граждан.
В рамках проекта ведется работа по аккумулированию и анализу «умных решений», которые в дальнейшем будут включены в «Банка решений Умного города». Запуск этой платформы запланирован на май 2018 года. Для того чтобы посмотреть на практическую работу «умных решений» на территории нескольких регионов будут реализовываться «пилотные проекты». В рамках этих пилотов мы планируем протестировать как комплексные технологические решения, так и точечные разработки, которые способны сделать комфортнее ежедневную жизнь горожан, например, мобильные приложения для управляющих компаний, синхронизированные с ГИС ЖКХ. Это основные результаты и задачи, о которых я хотел вам рассказать.
http://www.minstroyrf.ru/press/vystuplenie-glavy-minstroya-rossii-mikhaila-menya-na-vserossiyskom-soveshchanii-po-voprosam-zhilishch/


Стратегию развития жилищной сферы обсудили на Ялтинском экономическом форуме

Главная » Новости
    20 апреля 2018  |  Просмотров: 97
Стратегию развития жилищной сферы обсудили на Ялтинском экономическом форуме

Основные приоритеты Стратегии развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года обсудили на круглом столе РБК в рамках IV Ялтинского экономического форума 19 апреля. В мероприятии приняла участие и.о. директора Департамента жилищной политики Минстроя России Анна Манаенкова.
Среди ключевых направлений стратегии - повышение доступности жилья, снижение ставок по ипотеке – не более 7 %, рост объемов жилищного строительства – до 120 млн кв. метров в год, создание комфортной жилой среды на основе принципов комплексного развития городов и населенных пунктов.
По словам и.о. директора департамента, для обеспечения объёмов ввода жилья ведомством проводится активная работа по вовлечению неэффективно используемых земельных участков в федеральной собственности, промышленных зон под жилую застройку. В рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» из федерального бюджета финансируется создание современной инфраструктуры в проектах жилищного строительства: дорог, школ, дошкольных учреждений, поликлиник. В 2017 году из федерального бюджета поддержку в размере 20 млрд рублей получили более 60 проектов по строительству жилья в 32 регионах. 
Также одной из приоритетных задач является улучшение жилищных условий не менее чем 5 миллионов семей ежегодно. «Эта цифра довольно значительная, здесь важную роль играет ипотека и ее доступность. Сегодня ставки по ипотеке уже находятся на рекордно низком уровне, в среднем по стране 9,79 %. И это не предел. Существуют новые госпрограммы для поддержки семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий в связи с рождением второго и третьего ребёнка. Такие семьи могут оформить ипотеку под 6% годовых», - отметила Анна Манаенкова.
Участники сессии затронули вопросы создания комфортной городской среды. Для развития городской среды разрабатываются принципы комплексного развития территорий, содержащие рекомендации по разработке и реализации проектов в сфере развития территорий жилой и многофункциональной застройки, формирования качественной городской среды при реконструкции или освоении застроенных территорий, при комплексной застройке новых территорий, а также благоустройства общественных городских пространств.
http://www.minstroyrf.ru/press/strategiyu-razvitiya-zhilishchnoy-sfery-obsudili-na-yaltinskom-ekonomicheskom-forume/




В Москве пройдет форум по вопросам создания «умных» городов с участием экспертов 45 стран

Главная » Новости
    16 апреля 2018  |  Просмотров: 89
В Москве пройдет форум по вопросам создания «умных» городов с участием экспертов 45 стран

Минстрой России проведет форум по вопросам создания «умных» городов с участием экспертов Технического комитета Международной организации по стандартизации (ИСО) 268 «Устойчивые города и сообщества» (Sustainable cities andcommunities). Об этом сообщил глава Минстроя России на совещании по техническому регулированию в строительстве 16 апреля.
«В рамках нашей ведомственной рабочей группы «Умный город» принято решение о том, что в октябре 2018 года Минстрой России силами ФАУ «ФЦС» соберет экспертов из 45 стран - специалистов в вопросах менеджмента и индикаторов городского развития, внедрения «умных» технологий, разработки стратегий для Smart City – на форум по вопросам создания «умных» городов. Платформой форума станет заседание Технического комитета Международной организации по стандартизации (ИСО) 268 «Устойчивые города и сообщества» (Sustainable cities and communities)», - сообщил министр на совещании в ФАУ «ФЦС». 
Он отметил, что в 2016 году Минстрой России, исполняя поручение Президента Российской Федерации по гармонизации отечественных и международных стандартов с учётом лучших мировых практик, заявил о возвращении России в качестве деятельного и полноправного участника к работе Международной организации по стандартизации ИСО (ISO).
«Проведена огромная работа - более 100 экспертовТехнического комитета 465 «Строительство» обеспечивают формирование позиции России по проектам международных стандартов в 22 технических комитетах ИСО в области строительства. За два года на площадке ТК 465 «Строительство» рассмотрено более 450 проектов международных стандартов, с учетом передовых мировых разработок гармонизировано 36 национальных стандартов», - подчеркнул Михаил Мень. 
Впервые Россия добилась права проведения двух сессий Международных технических комитетов в области строительства.       В мае 2018 года -  сессия ИСО/ТК 71 «Бетон, железобетон, преднапряженный железобетон», в октябре 2018 года -  сессия ИСО /ТК 268 «Устойчивое развитие городов и поселений», где ожидается присутствие таких компании и организаций, как EY, AFNOR (Франция), WorldCity Council (Канада),ICLEI Local governments forsustainability (Европа), Smart Dubai, RailwayInternational Standards center (Япония), NationalSmart City Joint Lab (КНР), Nihon Univercity(Япония) и других.
http://www.minstroyrf.ru/press/v-moskve-proydet-forum-po-voprosam-sozdaniya-umnykh-gorodov-s-uchastiem-ekspertov-45-stran/


Минстрой России предложил ввести индивидуальный учет тепла

Главная » Новости
    14 апреля 2018  |  Просмотров: 67
Минстрой России предложил ввести индивидуальный учет тепла

Минстрой России разработал проект постановления правительства, согласно которому потребители получат право оплачивать теплоснабжение собственной квартиры по показателям индивидуальных приборов учета. Предлагаемая норма позволит потребителям экономить на отоплении до 40%. Об этом сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис в рамках мероприятий на полях Красноярского экономического форума 13 апреля.
Согласно проекту постановления, если в доме установлены индивидуальные приборы учета или как минимум в 50% квартир имеются специальные распределители, то дом сможет перейти на комбинированную оплату тепла. Собственники будут платить или с учетом личного потребления, или по специальной формуле.
«По опыту, при установке общедомового погодного регулирования или индивидуального теплового пункта экономия всего дома на плате за тепло составляет порядка 40%. Но каждый из нас привык к своему температурному режиму. Кто-то готов платить больше, чтобы в квартире было 30°С, а кому-то достаточно 18-20°С. Но при этом многоквартирный дом - это единый объект и, например, полностью перейти на индивидуальный учет было бы несправедливо. Даже если полностью перекрыть отопление в отдельной квартире, ее будут обогревать соседние. Поэтому мы предложили компромиссный алгоритм расчета, который, с одной стороны, учитывает общее потребление дома, а, с другой, позволяет конкретному потребителю экономить»,- пояснил в своем выступлении замминистра Андрей Чибис.
Проект документа, разработанного Минстроем России, проходит процедуру согласования и в ближайшее время будет внесен в Правительство РФ.
http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-predlozhil-vvesti-individualnyy-uchet-tepla/


Лицензионный контроль управляющих компаний будет ужесточен

Главная » Новости
    12 апреля 2018  |  Просмотров: 65
Лицензионный контроль управляющих компаний будет ужесточен

Государственная Дума рассмотрела в первом чтении законопроект, подготовленный Минстроем России, который вводит новый состав административного правонарушения - управление многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований. Наказание за такие нарушения будут ужесточены.
«Минстрой России последовательно совершенствует лицензионный контроль управляющих компаний. В том числе, была введена дифференцированная ответственность управляющих компаний, в зависимости от степени грубости совершенного нарушения лицензионных требований. Рассмотренная сегодня норма вводит новый состав административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований», - прокомментировал Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством РФ, соответствующий проект постановления уже внесен в Правительство РФ.
Законопроект предусматривает необходимость рассмотрения соответствующих дел органами государственного жилищного надзора, а не судом. Это позволит оперативно реагировать на совершаемые правонарушения.
В число грубых нарушений лицензионных требований, совершение которых ведет к исключению соответствующего дома из лицензии управляющей компании, войдет ненадлежащее содержание общего имущества, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, неготовность дома к осенне-зимнему периоду или невыполнение обязанности по заключению договоров на поставку коммунальных ресурсов для общедомовых нужд. Также в этот перечень входит наличие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за коммунальные услуги за два расчетных периода или некорректную работу аварийно-диспетчерской службы. «Если УК совершает такие нарушения, как невыполнение обязанности по заключению договоров на обслуживание внутридомового газового оборудования, лифтов или противопожарного оборудования, отказывается от передачи технической документации на дом, которым ранее управляла или делает попытки управлять домом, который не включен в реестр ее лицензий – из ее лицензии исключаются абсолютно все дома. Это серьезные нарушения, которые говорят о недобросовестности компании, и доверять такой организации ответственную работу по управлению домами нельзя», - пояснил Михаил Мень.
http://www.minstroyrf.ru/press/litsenzionnyy-kontrol-upravlyayushchikh-kompaniy-budet-uzhestochen/


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: 1.Проект "Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края"; 2.Проект "Повышение общественной активности граждан в Приморском крае"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы