Интервью статс-секретаря - заместителя Министра Натальи Антипиной «Российской газете»

Главная » Новости
    22 октября 2018  |  Просмотров: 33
Интервью статс-секретаря - заместителя Министра Натальи Антипиной «Российской газете»

Нацпроект "Жилье и городская среда" ставит новые задачи перед минстроем. Его реализация потребует совершенствования законодательства.
О том, почему в оборот снова войдет термин "ветхое жилье", и как он поможет не допустить появления аварийных домов, почему необходимо обновить механизм изъятия земель, "РГ" рассказала статс-секретарь - заместитель министра строительства и ЖКХ Наталья Антипина.
Наталья Николаевна, идет активная работа над нацпроектом "Жилье и городская среда". Какие законопроекты понадобятся для того, чтобы воплотить все идеи нацпроекта в жизнь?
Наталья Антипина: Национальный проект многоплановый. Он состоит из четырех федеральных проектов. Каждый из них потребует законодательного обеспечения отдельных мероприятий.Если говорить об ипотеке, то это переход ипотечных сделок в электронную форму, цифровизация всех процессов.В федеральном проекте "Жилье" изменения будут связаны с актуализацией нормативно-технических документов. Стоит задача по внедрению новых и замене устаревших технологий при строительстве объектов. Эта огромная работа, которая позволит сократить сроки строительства и вывести на новый уровень его качество. Здесь также важна работа, которая касается донастройки институтов комплексного и устойчивого развития территорий. Кроме того, мы понимаем, что помимо федеральных средств - 891 миллиард рублей на весь проект, на реализацию нацпроекта нужны внебюджетные источники.
Поэтому, например, при расселении аварийного жилья институт развития застроенных территорий должен стать одним из основных механизмов привлечения внебюджетных источников.
Есть целый комплекс мероприятий, направленных на сокращение объема аварийного жилья. Планируется продлить сроки действия Фонда ЖКХ до 1 января 2026 года. Новый этап переселения граждан из аварийного жилья будет запущен с 2019 года, деньги на эти цели уже заложены в проекте бюджета. Это та работа, которая направлена на расселение уже возникшего аварийного фонда. Второй этап - это выработка механизмов, которые будут направлены на недопущение появления прироста объемов аварийного фонда. Планируется проработать подход к появлению ветхого жилья и пересмотреть само понятие ветхого жилья. Понять, как с ним нужно работать, чтобы не допустить появления аварийного жилья.
Но у нас уже есть понятие "ветхого жилья". Или нет?
Наталья Антипина: В настоящее время понятия "ветхое жилье" в законодательстве нет, но мы этим термином оперируем. По сути, ветхое жилье тоже уже значительно изношено, но аварийным еще не стало. Поэтому для него нужны особые условия эксплуатации - регулярные обследования и поддерживающий ремонт. Мы планируем уточнить определение аварийного жилья, ввести понятие "ветхого" и определить порядок капитального ремонта ветхого фонда.
Что изменится в критериях признания жилья аварийным?
Наталья Антипина: Для признания дома аварийным проводится обследование несущих конструкций дома специализированной организацией для оценки их прочности. Мы будем уточнять понятие аварийного дома - это дома, у которых несущие конструкции находятся в аварийном состоянии и угрожают жизни и здоровью граждан.
Сейчас на практике к аварийным эксперты относят и дома с ограниченно работоспособным состоянием конструкций, то есть изношенные, но не угрожающие жизни. Дом признается аварийным, капитальный ремонт такого дома уже не проводится, что приводит к его ускоренному разрушению. Мы планируем относить такие дома к ветхим, чтобы можно было проводить поддерживающий ремонт и продлить срок службы таких домов до переселения граждан.
Когда появятся новые механизмы расселения из аварийного жилья?
Наталья Антипина: По первому этапу переселения граждан из аварийного жилья изменения в законодательные акты по продлению сроков действия Фонда ЖКХ будут приняты до конца текущего года, а по второму - мы планируем их принять в первом полугодии 2019 года.
Осенью Всемирный банк представляет рейтинг DoingBusiness. С какими результатами в этом году мы к нему подходим?
Наталья Антипина: Чтобы понять суть нашей работы, которую мы проводили по этому рейтингу, я объясню, из чего он состоит. Всемирный банк ежегодно оценивает позиции стран по улучшению инвестклимата, предпринимательской деятельности в стране и созданию условий для бизнеса. По сути, рейтинг замеряет то, сколько бизнес должен затратить усилий, чтобы получить ту или иную услугу. Исследования проводятся по десяти направлениям, в том числе в отношении получения разрешений на строительство. Россия в рейтинге занимала в 2017 году 35-е место. А по разрешениям на строительство - 115-е место. Нас, конечно, такой результат не устраивает.
Но я могу сказать, что все реформы, которые мы проводим и которые проводили на протяжении 2014-2017 годов, имеют отложенный эффект. Специфика этого рейтинга в том, что мы принимаем изменения в законодательство, но пока бизнес не скажет, что они сработали, они не отразятся на результатах рейтинга.
Эксперты Всемирного банка принимают в расчет в первую очередь мнение бизнеса. А оно меняется не так быстро. Бизнес должен сказать, что наши изменения сработали. Мы надеемся, что как раз дошли до той точки, когда проведенная работа должна отразиться на результатах - на рейтинге.
Какие конкретно улучшения произошли?
Наталья Антипина: Мы провели исследование, в котором оценивали выдачу разрешений на строительство по четырем индикаторам. Первый - это срок. Очередной результат у нас будет известен 31 октября, а результат прошлого года - 239 дней. Второй - стоимость прохождения процедур - 1,3 процента от стоимости строительства объекта. Третий - количество процедур, которые необходимо пройти застройщику, чтобы получить разрешение на строительство. У нас сейчас 14 процедур. И четвертый - это индекс качества контроля в строительстве, это, по сути, анализ нашего российского законодательства на предмет контроля в начале, в ходе и по завершении строительства.
Все эти индикаторы измеряются на территориях двух городов - Москвы и Санкт-Петербурга. Другие города не входят в оценку рейтинга DoingBusiness.
И мы не просто занимаемся сроками выдачи разрешений на строительство в этих двух городах, но и цифровизацией всех услуг. Правительство Москвы занимается этим вопросом начиная с 2011 года, Санкт-Петербург начал эту работу с 2015 года. И к настоящему времени в этих городах более 50 процедур в сфере градостроительной подготовки, земли, строительства переведены в цифровой формат.
Подключение к этим сетям также планируется упростить?
Наталья Антипина: Да, мы сейчас на базе Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области проводим эксперимент по переходу в цифру такой услуги, как подключение к сетям. И не только водоснабжению и водоотведению, но и электрическим сетям, газу, теплу. В ходе реализации эксперимента заявителю будет предоставлена возможность через портал региональных услуг направить единую заявку на подключение ко всем интересующим его сетям инженерно-технического обеспечения.
По итогам реализации эксперимента минстроем будут подготовлены предложения по распространению практики предоставления услуг сетевыми организациями в электронном виде на всю территорию Российской Федерации.
Планируется ли сократить сроки подключения к сетям?
Наталья Антипина: Из-за того, что в настоящее время застройщики должны ходить из офиса одной ресурсоснабжающей организации в офис другой с примерно одинаковым комплектом документов, общий срок заключения договоров подключения может составлять до 120 дней.
За счет того, что процессы взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями будут организованы параллельно на базе единой заявки, общий срок заключения договоров будет занимать примерно до 30 дней, при этом по отдельным видам сетей мы планируем сделать более короткий срок. Например, для небольших объектов нежилого назначения обсуждается сокращение срока подготовки проекта договора до 10 рабочих дней. По результатам реализации этого предложения такой сокращенный срок может быть установлен для остальных видов сетей.
По каким еще процедурам в ближайшее время минстрой планирует сократить сроки?
Наталья Антипина: В ближайшее время будет размещен для общественного обсуждения законопроект, который сокращает сроки выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, а также градостроительного плана земельного участка. Сейчас срок выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию семь рабочих дней или девять календарных дней. А с 1 января 2020 года срок выдачи указанных разрешений будет пять рабочих дней. По градостроительному плану земельного участка сейчас срок 20 рабочих дней. С 1 января 2020 года будет 14 рабочих дней, с 1 января 2022 года - 11 рабочих дней.
Данные сроки устанавливаются только для крупных застройщиков или для тех, кто строит индивидуальный дом тоже?
Наталья Антипина: Безусловно, эти сроки также актуальны и для индивидуального жилищного строительства. 


«Российская газета»
http://www.minstroyrf.ru/press/intervyu-stats-sekretarya-zamestitelya-ministra-natali-antipinoy-rossiyskoy-gazete/



Повышающий коэффициент введут в ДФО для программы благоустройства городской среды

Главная » Новости
    17 октября 2018  |  Просмотров: 68
Повышающий коэффициент введут в ДФО для программы благоустройства городской среды - Якушев

Минстрой РФ планирует использовать повышающий коэффициент для увеличения финансирования госпрограмм по благоустройству городской среды в субъектах Дальневосточного федерального округа (ДФО). Об этом в эфире телеканала "Россия-24" сообщил глава министерства Владимир Якушев.
"Согласно поручению президента, дополнительный коэффициент на увеличение финансирования будет использоваться в подпрограммах субъектов, находящихся в ДФО. На эти субъекты мы будем обращать более пристальное внимание", - сказал он, отвечая на вопрос о приоритетных регионах финансирования в рамках программы "Формирование комфортной городской среды", которая входит в нацпроект "Жилье и городская среда".
Вместе с тем, по словам Якушева, "у каждого региона есть возможность доказать необходимость поддержки того проекта, на который они претендуют, и получить федеральное софинансирование".
Ранее глава Минстроя сообщал, что планируется внести изменения в паспорт нацпроекта "Жилье и городская среда", которыми предусмотрены специальные меры развития жилищной сферы для Дальнего Востока. Соответствующее поручение в ходе заседания президиума Госсовета во Владивостоке 10 сентября дал президент России Владимир Путин.
Общий бюджет федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в паспорте нацпроекта "Жилье и городская среда" оценивается в 298,6 млрд рублей, из них 269,3 млрд рублей - средства федерального бюджета.
http://www.minstroyrf.ru/press/povyshayushchiy-koeffitsient-vvedut-v-dfo-dlya-programmy-blagoustroystva-gorodskoy-sredy-yakushev/,





Минстрой предложил продлить работу Фонда содействия реформированию ЖКХ до 2026 года

Главная » Новости
    12 октября 2018  |  Просмотров: 169
Минстрой предложил продлить работу Фонда содействия реформированию ЖКХ до 2026 года

Минстрой РФ подготовил к внесению в Госдуму законопроект о продлении до 2026 года работы Фонда содействия реформированию ЖКХ, через который идет финансирование расселения аварийного жилья, сообщил в четверг советник министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров.
"У нас готов законопроект. В ближайшее время мы внесем его в Госдуму с предложением продлить работу фонда до 2026 года", - сказал Егоров на парламентских слушаниях по национальному проекту "Жилье и городская среда".
Он напомнил, что, согласно паспорту нацпроекта, на расселение аварийного жилья в 2019-2024 годах будет выделено 507 млрд рублей, 431,9 млрд из них - из федерального бюджета.
Егоров также отметил. что объем расселяемого жилья на треть превысит объем признаваемого аварийным в 2023 году. "Мы в 2023 году выйдем на соотношение расселяемого фонда над признаваемым аварийным на 130%. В среднем у нас планируется [признавать] 2 млн кв. метров, мы планируем, что в 2024 году мы будем расселять 2,6 - 2,8 млн кв. метров",- сказал Егоров.
Разработка нового постоянно действующего механизма расселения аварийного жилья ведется в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина. В настоящее время эту работу выполняют Фонд содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ) и Минстрой, которые расселяют жильцов из домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года.

http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-predlozhil-prodlit-rabotu-fonda-sodeystviya-reformirovaniyu-zhkkh-do-2026-goda/


Интервью Владимира Якушева газете "Аргументы факты"

Главная » Новости
    10 октября 2018  |  Просмотров: 113
Интервью Владимира Якушева газете "Аргументы факты"

Когда решится проблема жителей вагон-городков, сколько денег будет выделено на расселение аварийных домов и как сейчас проходит очищение рынка жилищного строительства, главному редактору «АиФ» Игорю Черняку рассказал новый глава Минстроя РФ.
Игорь Черняк, «АиФ»: Владимир Владимирович, вы были губернатором Тюменской области и реализовывали все нововведения из центра, которых было немало. Помню, только в одну из сессий 2015 г. Госдума приняла сотню поправок в Жилищный кодекс. Какие главные болевые точки ЖКХ виделись вам из региона? 
Владимир Якушев: Не слишком здорово, когда большое количество изменений принимается во время одной сессии парламента. Количество законов не означает их качество. Поэтому я с первых минут работы министром говорю, что отныне все законодательные инициативы, исходящие от Минстроя, должны быть максимально выверены и согласованы прежде всего с «землёй». Потому что всё, что касается ЖКХ, - это в первую очередь полномочия регионов и муниципалитетов. Важно слышать людей на местах и аккуратно менять нормативную базу. Или вообще не менять, потому что, когда система работает, лишнее вмешательство может её только сломать.
Что касается болевых точек отрасли, то они известны любому в нашей стране. Взаимоотношения собственников с управляющими компаниями, обеспечение коммунальными ресурсами, обманутые дольщики, аварийное жильё... Всегда остро воспринимается населением тема повышения тарифов, и это понятно: каждый ощущает его на своём кошельке.
- Кстати, о тарифах. Минэкономразвития предлагало в связи с повышением НДС поднять их с 1 января на 1,7%, но ограничиться средним увеличением за 2019 г. на 4%. Минэнерго хотело с 1 января повысить на 1,7%, а потом ещё на 4%. Какое решение принято?
- В «Прогнозе социально-экономического развития России» записано, что с 1 января 2019 г. тарифы на коммунальные услуги будут увеличены на 1,7%, а с 1 июля - на 2,4%. Такое решение принято правительством. Теперь оно с федерального уровня придёт на региональный, и уже субъекты будут его исполнять.   
- Правда ли, что ваше детство в Надыме прошло в вагончике без удобств?
- Да, 10 лет наша семья прожила в таком вагончике. Впрочем, мой отец - профессиональный водитель - был вдобавок к этому плотником и столяром. Поэтому наш вагончик представлял собой полноценный бревенчатый дом, только на санях, чтобы можно было перевезти его на новое место.
- Известно, сколько ещё людей живёт в таких вагончиках сегодня?  
- После прямой линии с президентом, во время которой прозвучала эта проблема, была поставлена задача - посчитать, сколько людей живёт в таких вагон-городках (их ещё называют балками) и сколько средств необходимо для их расселения. Оказалось, проблема касается 9,5 тыс. семей из Сибири и с Дальнего Востока. Думаю, максимум через 5 лет вопрос с балками будет решён. Средства для этого заложены. 
- А что будет с расселением аварийного жилья? Предыдущая программа закончилась, и ходили слухи, что на новую денег в федеральном бюджете нет. А ещё была идея давать новые квартиры переселенцам не в собственность, а только по соцнайму.
- Программа расселения домов, признанных аварийными до 1 января 2012 г., была рассчитана до конца 2017 г., однако в процессе работы были выявлены неучтённые дополнительные дома. Их продолжают расселять, но, видимо, всё равно есть регионы-двоечники, которые не справляются. А что касается новой программы... Законопроект о постоянно действующем механизме находится в Госдуме. Надеюсь, он скоро будет принят и в 2019 г. программа возобновится. Задача стоит глобальная - расселить ещё 10 млн м? аварийного жилья. Объём финансирования составит 432 млрд руб. на 6 лет из федерального бюджета. 
Прежние механизмы сохраняются. При этом регионы смогут использовать другие принципы расселения. Например, одним из новых механизмов может стать использование льготной ипотеки, когда оценивается жильё переселенцев из аварийных домов и эти деньги идут как первоначальный взнос по ипотеке.
- Скоро должна заработать ещё одна новация: строительство новостроек будут финансировать не рядовые дольщики, а банки. Но недавно глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что банки не готовы к этому. Как так? 
- Есть цель  - с 1 июля 2019 г. стройка должна работать с применением эскроу-счетов. Что это значит? Гражданин отдаёт деньги не застройщику, а кладёт их в банк на эскроу-счёт. Застройщик, в свою очередь, получает возможность открыть кредитную линию в банке по адекватной ставке и желательно в том же банке. 
Мы сейчас переживаем реформирование финансирования жилищного строительства. За довольно короткий период должны перестроиться все: банки, застройщики, граждане. Пока даже различные филиалы одного банка могут трактовать закон по-разному... Поэтому в период осенней сессии парламента будут внесены поправки, которые отрегулируют механизм, сделают его более понятным.
Я не идеализирую ситуацию. Она непростая. Но реформа необходима. Потому что проблема обманутых дольщиков существует. Людей, которые вложили немалые деньги в новое жильё, но не получили его, десятки тысяч по стране. А значит, надо очищать рынок строительства жилья и делать его более прозрачным. 
Теперь задача ЦБ и Минфина - сделать так, чтобы у коммерческих банков появилась более дешёвая ипотека. Если застройщики будут кредитоваться по рыночным ставкам, последствия будут понятны - мы не сможем получить запланированный объём строительства жилья. 
- А он по новому майскому указу президента весьма амбициозный - с нынешних 80 млн м? нового жилья в год надо прыгнуть до 120 млн м? к 2024 г. 
- Цифры серьёзные, и они во многом зависят от макроэкономических показателей. Неизвестно, какими будут ключевая ставка ЦБ, ставка по ипотеке, стоимость ресурсов и т. д. Кроме того, мало построить жильё, надо, чтобы люди смогли его приобрести.
- В сентябре в Туле мы открыли памятник собачке Аифке. В этот же день в городе открылась новая набережная около Кремля, которая обновилась в том числе благодаря федеральной программе. Сколько всего объектов откроется в этом году?
 - Общий бюджет проекта формирования комфортной городской среды в этом году превысит 50 млрд руб. На территории 3 тыс. муниципалитетов будет благоустроено свыше 22 тыс. объектов. Так или иначе проект за 2 года затронул уже больше половины населения страны. Во всех муниципалитетах, в которых проживает более тысячи человек, а это не только города, но и сельские поселения, разработаны пятилетние программы благоустройства. 
Обновление продолжится и в следующем году. Понятно, что некоторые регионы справляются с задачей лучше, потому что они раньше начали заниматься благоустройством, у них уже есть опытные подрядные организации и проектные бюро. А есть субъекты, которые начали обновляться только с запуском федеральной программы. Сейчас наилучшая ситуация по основным показателям выполнения проекта отмечена в 11 регионах страны, но есть и аутсайдеры. И я обращаю особое внимание региональных властей - за каждый факт срыва сроков регионы будут оштрафованы, причём это будет касаться не только возврата части субсидии 2018 г., но и сокращения объёма выделяемых средств в последующие годы. 
- Проблем в сфере стройки и ЖКХ немало. Чем как министр займётесь в первую очередь? 
- Когда я был губернатором, мне тоже постоянно задавали этот вопрос: «Что для вас важнее - здравоохранение, образование, дороги, коммунальная сфера?» И я всегда говорил: «Всё». То же самое отвечаю как министр. Нельзя сегодня направить все силы на ЖКХ и бросить стройку или наоборот. Важно всю поляну видеть полностью. Если что-то упустить, будет перекос. 
- Вы не только глава Минстроя, но ещё и член правления Союза биатлонистов России (СБР). А ситуация с биатлоном сегодня посложнее, чем в ЖКХ. Санкции, обвинения в допинге, приостановка членства СБР в Международном союзе биатлонистов... Есть ли варианты исправить ситуацию? 
- Я по жизни был и остаюсь оптимистом. Нам сейчас во многих сферах предъявили разные санкции. Но этот период пройдёт, и разум восторжествует. Нам сейчас надо отстаивать интересы России на международной арене. У нас создана очень хорошая спортивная инфраструктура, есть прекрасные стадионы, так что мы можем и должны претендовать на международные соревнования.
- А вы сами профессионально занимались биатлоном? 
- Я люблю и уважаю биатлон. Вообще со спортом стараюсь дружить и много чем занимаюсь: футболом, хоккеем, на лыжах катаюсь.
"Аргументы факты"


Еще 12 городов подали заявки на включение в проект «Умный город»

Главная » Новости
    9 октября 2018  |  Просмотров: 97
Еще 12 городов подали заявки на включение в проект «Умный город»

С инициативой о присвоении статуса пилотной территории в рамках реализации проекта в Минстрой России обратилось 37 городов из 33 регионов страны. Заявки 25 муниципалитетов уже одобрены, решение по новым обращениям будет принято на ближайшем заседании рабочей группы проекта, сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, руководитель рабочей группы «Умный город» Андрей Чибис сегодня в ходе Всероссийского селекторного совещания.
Сегодня под председательством заместителя главы Минстроя России прошло первое всероссийское совещание по вопросу реализации проекта «Умный город», в котором также приняли участие представители Минкомсвязи России. «Мы направили в Правительство паспорт проекта «Умный город», который должен быть рассмотрен на ближайшем заседании профильной правительственной комиссии. До этого момента в паспорт могут вноситься дополнения – поэтому мы ждем от коллег из регионов дополнения и комментарии к документу. В том числе, это касается вступления в число пилотов», - открывая совещание отметил замглавы Минстроя России Андрей Чибис.
Проект «Умный город» становится объединяющим для проектов модернизации ЖКХ, формирования комфортной городской среды, повышения эффективности организации системы управления и планирования городскими ресурсами, создания инструментов вовлечения горожан в процессы управления городским хозяйством. Он базируется на пяти  ключевых принципах: ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды.  
Важнейшее условие реализации этих принципов - широкое внедрение передовых технологий и материалов в городской и коммунальной инфраструктуре и строительстве, использование современных архитектурных решений, а также цифровизация городского хозяйства, что позволит обеспечить достойный уровень жизни граждан Российской Федерации.
В число первоочередных задач проекта вошло:
1.     Создание инфраструктуры проекта: разработка и запуск банка решений Умного города (в том числе – финансовых, юридических и технологических решений), разработка методических материалов и законодательных изменений
2.     Тестирование конкретных технологических и организационных решений на территориях-пилотах
3.     Разработка системы оценки «интеллекта городов» и запуск системы контроля происходящих изменений
4.     Поддержка развития современных технологий предприятиями городского хозяйства и коммунального комплекса, а также частными инвесторами.
 Напомним, Минстроем России создана рабочая группа «Умный город» в состав которой вошли представители всех заинтересованных федеральных и региональных органов власти, представители отраслей жилищно-коммунального хозяйства, крупнейшие разработчики технологий, экспертное сообщество, ВУЗЫ и центры компетенций (порядка 220 представителей).  Разработан ведомственный проект «Умный город», соответствующие мероприятия включены в паспорт национальной программы Цифровая экономика.
http://www.minstroyrf.ru/press/eshche-12-gorodov-podali-zayavki-na-vklyuchenie-v-proekt-umnyy-gorod/



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: 1.Проект "Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в отдаленных районах Приморского края"; 2.Проект "Приморская выездная школа «Повышение экологической культуры населения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы