Управляющие компании выступили за скорейшее принятие законопроекта о прямых договорах

Главная » Новости
    24 ноября 2017  |  Просмотров: 202
Управляющие компании выступили за скорейшее принятие законопроекта о прямых договорах

Участники рынка управления жильем 23 ноября обсудили законодательные инициативы Минстроя России в рамках стратегической сессии «Контрольно-надзорная деятельность в сфере управления и эксплуатации жилых зданий» и выступили за скорейшее принятие законопроекта о прямых договорах. Открыл сессию замглавы Минстроя России, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис.
Управляющие компании, государственные жилищные инспекции, депутаты Государственной Думы и представители правоохранительных органов обсудили новеллы в законодательстве, в том числе ужесточение лицензирования деятельности управляющих компаний и введение прямых договоров. «В рамках стратегии развития ЖКХ мы последовательно вводим меры, повышающие клиентоориентированность управляющих компаний и, как следствие, качество их работы. Очередным этапом этой работы станет введение стандартов качества сервиса УК, введение риск-ориентированной модели при лицензионном контроле и, главное, переход на прямые договоры»,- прокомментировал Андрей Чибис.
По мнению экспертов, переход на прямые договоры поможет очистить рынок от недобросовестных компаний - неэффективным предприятиям станет неинтересно управлять домами. Резюмируя сессию, спикеры предложили включить в итоговую резолюцию предложение о скорейшем вступлении в силу нормы о прямых договорах потребителей с ресурсоснабжающими компаниями.
Источник Министерство Строительства и ЖКХ



Минстрой России проводит опрос

Главная » Новости
    22 ноября 2017  |  Просмотров: 184
Минстрой России проводит опрос по реализации приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда»
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предлагает интернет-пользователям ответить на ряд вопросов, касающихся реализации приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда». Опрос доступен на сайте ведомства.
По результатам опроса будут учтены замечания и предложения по улучшению качества реализации мероприятий в рамках приоритетного проекта, в том числе повышена степень вовлечения населения и его взаимодействия с органами государственной власти. Проведение подобных опросов обеспечивает обратную связь между чиновниками и обществом, повышается эффективность работы.
Среди предложенных вопросов – вопросы о состоянии жилищно-коммунального хозяйства, оценка изменений в отрасли, участие в мероприятиях по благоустройству городов и другие.
http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-provodit-opros-po-realizatsii-prioritetnogo-proekta-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/


Однушки вышли в тираж

Главная » Новости
    21 ноября 2017  |  Просмотров: 225
«Известия»: Однушки вышли в тираж
Для нового жилья в России появится правило «один человек — одна комната», а высота потолков поднимется на 30 см. Снизится и доля однокомнатных квартир в многоквартирных домах с более чем 50 до 40% — это позволит разнообразить жилые форматы. Минстрой России и АИЖК разрабатывают подходы к стандартному жилью будущего. Они появятся после проведения конкурса на разработку его проектов. «Известия» ознакомились с техническим заданием конкурса, а также с наработками по стандарту, которые совсем скоро оформятся в рекомендации к застройщикам и муниципалитетам России.
Согласно стандарту, с которым ознакомились «Известия», для нового жилья появится правило «один человек — одна комната». Высота потолков поднимется на 30 см — до 2,8 м. Увеличится разнообразие вариантов планировок за счет пересмотра доли однокомнатных квартир с более чем 50 до 40%. Также стандарт предлагает ввести норму расстояния до ближайшей школы в 200 м. Все эти меры призваны кардинально улучшить комфорт городского проживания, надеются в Минстрое и АИЖК.
Сейчас застройщики регулируют свою деятельность СНиПами, ГОСТами и другими нормативными документами советского периода, которые уже не соответствуют потребностям россиян. В итоге, согласно данным Всероссийской переписи, на одну жилую комнату приходится 1,2 человека. Минстрой, АИЖК и КБ «Стрелка» призывают стремиться к минимальному показателю «одна комната на одного человека». В технической документации конкурса на разработку проектов указано: доля социальной и коммерческой инфраструктуры в общей застройке вырастет в среднем на 10–20%.
Если раньше минимум социальной и коммерческой недвижимости рассчитывался на микрорайон (30–60 га), то в техническое задание конкурса за единицу измерения принят квартал (0,6–4 га), на который должно приходиться определенное количество инфраструктуры. Это также поможет повысить комфорт.
Техническое задание конкурса также учитывало результаты всероссийского опроса об удовлетворенности жителей городов состоянием городской среды. Опрос проводил ВЦИОМ по заказу АИЖК. В частности, наиболее важными факторами при выборе жилья граждане называли развитость транспортных магистралей и маршрутов общественного транспорта и их близость, развитость социальной инфраструктуры и близость подобных учреждений, а также расстояние до места работы/учебы.
Сейчас никак не регламентируется расстояние до ближайшей школы и парковки. Стандарт предлагает ввести норму расстояния в 150 м до парковки и 200 м до ближайшего образовательного учреждения.
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минстроя, сейчас около 50% в жилой застройке занимают однокомнатные квартиры. При этом в них заселяются не одинокие люди или пары, а целые семьи, для которых такие условия некомфортны.
— Если за счет представленных работ удастся разнообразить варианты квартир с большим количеством комнат, это позволит расширить палитру выбора как для застройщика, так и в будущем для покупателя. Граждане смогут более гибко подходить к выбору квартир, и в целом это создаст здоровый баланс разнообразия квартир на рынке, — рассказали в пресс-службе.
Основатель бюро UNK Project Юлий Борисов отметил, что типовых проектов должно быть много, а палитра планировочных решений не должна ограничиваться каким-то одним типом, например однокомнатной квартирой.
— Если у нас будет большой набор типовых «кубиков», это позволит создавать разнообразную, комфортную среду в городах. Люди сегодня достаточно искушенные. Они сами могут оценить качество планировочных решений и выбрать из их ассортимента то, что им нравится. Мне лично симпатичен формат евростудий с гостиной, совмещенной с небольшой кухней, где могут собираться и общаться члены семьи. И формат студий работает не только в эконом-сегменте, но и в других сегментах, в том числе в премиальном, — сказал архитектор.
Минстрой рассчитывает, что проекты будут учитывать не только архитектуру и устройство дома и квартиры, но и среду, к которой сегодня также предъявляются высокие требования, пояснил «Известиям» глава Минстроя Михаил Мень.
— При этом важно, чтобы это были не просто концепты на бумаге, а реально реализуемые проекты жилых застроек в разных регионах страны с разными бюджетными возможностями. Есть даже идея — к концу конкурса привлечь к его оценке практикующих застройщиков в сфере массового жилья, — сообщил министр.
Гендиректор АИЖК Александр Плутник подчеркнул, что конкурс открывает широкие возможности для молодых архитекторов и позволит им представить свои проекты на высоком уровне, конкурировать в том числе с уже известными архитектурными бюро.
— Продвижение молодых специалистов на рынке архитектурного проектирования не только способствует улучшению качества городской застройки, но и создает основу для устойчивого развития всей сферы архитектуры и градостроительства в будущем, — отметил Александр Плутник.
Генеральный директор КБ «Стрелка» Денис Леонтьев отметил, что если в России хотят гармоничного развития городов, то необходимо запускать программы по развитию доступного жилья. Задача конкурса — начать процесс изменения принципов жилой застройки для того, чтобы они отвечали современным потребностям горожанина, и тем самым изменить облик городов, который во многом сформирован советской застройкой.
Архитектор бюро «Новое» Сергей Неботов согласен, что работа над проектами нового типового жилья в России действительно является правильным направлением развития городской среды и в итоге качество нового жилья будет расти. Вместе с тем, указал он, возведение более комфортабельного жилья неизбежно приведет к росту стоимости квартир.
— Ценовые риски для застройщиков повысятся, но при этом повысится уровень продукта и уровень условий проживания горожан. Но всё же думаю, что есть какие-то пути оптимизации, даже если в итоге цены на недвижимость поднимутся, — отметил он.
По его мнению, изменить класс и комфортабельность всего возводимого жилья, как того хотят Минстрой и АИЖК, возможно. Ведь сейчас четкой границы между разными классами жилья не существует, это достаточно абстрактные понятия, и каждый застройщик трактует их по собственным меркам, отметил архитектор. Если четко пропишут единый стандарт и обозначат ряд параметров, по которым тот или иной класс жилья соответствует категории, это будет проще и понятнее и для отрасли, и для покупателя.
Минстрой и АИЖК запустили конкурс по отбору новых типовых проектов массовой застройки в октябре. Главная его цель — создать новый стандарт жилья: разнообразный, удобный, удовлетворяющий потребности современного человека и соответствующий международным требованиям ОЭСР и ООН-Хабитат (программа по содействию устойчивому развитию населенных пунктов). Таким образом, российские застройщики и муниципальные власти смогут создавать доступное жилье высокого качества, которое при этом будет дешевым в строительстве и простым в эксплуатации за счет типовых решений. Сейчас в России лишь 5% жилых домов соответствуют рекомендациям международных организаций ОЭСР и ООН-Хабитат. В основном это историческая застройка.
Заявки на участие в Открытом международном конкурсе проектов стандартного жилья и жилой застройки принимаются до 25 декабря. Победители получат денежные призы — по 2 млн рублей за первое место, по 1,5 млн рублей — за второе, по 1 млн рублей — за третье.
Конкурс организован во исполнение поручения, данного 11 августа премьер-министром Дмитрием Медведевым. Попробовать свои силы могут как опытные архитекторы, так и молодые специалисты — студенты и выпускники архитектурных вузов. Высокий интерес к конкурсу проявили иностранные архитекторы и проектировщики — их примерно половина от общего числа зарегистрировавшихся участников.
«Известия»



Общественный совет Минстроя России рекомендован в качестве лучшей практики

Главная » Новости
    18 ноября 2017  |  Просмотров: 205
Общественный совет Минстроя России рекомендован в качестве лучшей практики

Высокая эффективность работы Общественного совета при Минстрое России, а также его информационная открытость и прозрачность были отмечены в рамках IV семинара-совещания по вопросам деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ), прошедшего в Общественной палате РФ 15 ноября.
В рамках IV семинара-совещания по вопросам деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти Общественный совет при Минстрое России, созданный приказом главы ведомства Михаила Меня,представлен в качестве одной из лучших практик работы таких советов. Отмечен высокий уровень организации работы совета, в том числе проведение совместных заседаний с экспертами отрасли,  специалистами других ФОИВ по смежным вопросам, выездных совещаний в регионах с участием глав субъектов и региональных общественных советов. 
За время работы Общественный совет при Минстрое России добился эффективного взаимодействия с профессиональным сообществом при решении актуальных задач отрасли. Ярким примером служит реализация Общественным советом министерства проекта по ускоренной замене лифтов, который проходит в 18 регионах. Только в пилотном регионе -  Свердловской области - более 150 тыс. граждан улучшили безопасность и комфорт своего проживания.
Было отмечено и активное взаимодействие Общественного совета при Минстрое России с Общественной палатой РФ. Так, сегодня в состав Общественного совета при Минстрое России входят глава Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Игорь Шпектор и зам.главы Комитета Светлана Разворотнева, что позволят осуществлять совместный с Минстроем России эффективный общественный контроль и работу над потребностями населения.  
На совещании обсуждалась важная роль председателей Общественных советов. Руководитель аппарата Общественной палаты РФ Павел Андреев подчеркнул: «Общественным советам нужны такие председатели как Сергей Степашин, которые не боятся выносить острые вопросы на обсуждение и являются независимыми, компетентными экспертами» . 
В семинаре-совещании приняли участие помощник главы Минстроя России Светлана Кузьменко и член Президиума ОС Илья Пономарев.
http://www.minstroyrf.ru/press/obshchestvennyy-sovet-minstroya-rossii-rekomendovan-v-kachestve-luchshey-praktiki/


Интервью главы Минстроя России Михаила Меня

Главная » Новости
    15 ноября 2017  |  Просмотров: 220
Интервью главы Минстроя России Михаила Меня журналу "Огонек" о прямых договорах в ЖКХ

Коммунальные услуги — самая чувствительная сфера экономики: мало у кого не вызывает нареканий, касается всех (без преувеличения) граждан страны. Любая новация в этой сфере обречена на повышенное внимание, тем более если речь идет о переменах радикальных — на рассмотрении в Думе находится законопроект, меняющий всю систему оплаты услуг ЖКХ. За разъяснениями "Огонек" обратился к федеральному министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню
— Михаил Александрович, в чем новизна предлагаемых Минстроем изменений? Какой результат вы намерены получить?
— Как только законопроект будет принят, плата за коммунальные услуги (газ, свет, тепло, электричество) станет поступать напрямую ресурсоснабжающим организациям, а жилищные платежи (содержание дома и территории, лифты и пр.) — на счета управляющих компаний (УК). На данный момент и первые, и вторые, как правило, зачисляются на счета УК, которые, случается, не переводят их дальше по назначению — в уплату услуг ресурсников. Так и возникает парадокс: люди платят — долги растут. Зачислив коммунальные платежи сразу по назначению, мы рассчитываем сократить долги управляющих компаний, уже достигшие 250 млрд (общий объем задолженности в сфере ЖКУ составляет более 1,2 трлн рублей), и навести порядок в отрасли, прежде всего в отношениях между жильцами, УК и ресурсниками.
— Когда законопроект будет принят? Готовился он долго — впервые об инициативе заговорили полтора года назад.
— Для такого рода документа это, можно сказать, стремительное согласование! Ведь речь ни больше ни меньше, как о глобальном изменении. Полтора года шла жаркая дискуссия, отстаивались разные точки зрения, обсуждались детали. Сложно пока прогнозировать сроки его принятия: впереди новое обсуждение — в Госдуме. И не исключено, что появятся еще поправки. Но мы, конечно, рассчитываем, что в осеннюю сессию процесс будет запущен.
— Обещано, что нововведение не создаст неудобств для россиян...
— Для жильцов ровным счетом ничего не изменится: каждый месяц к ним будет приходить, как и сейчас, единый платежный документ (ЕПД) за оказанные коммунальные и жилищные услуги. Подписывать специальные договоры с ресурсниками жильцам не потребуется: это будет делаться автоматически на основании первой же оплаты ЕПД. Но самое главное: нововведение не скажется на сумме в платежке — тарифы останутся прежними, поменяется только алгоритм их проведения. Не коснутся изменения и способов оплаты — банки, интернет-банки, автоплатежи — все, как привыкли люди. И, наконец, если ресурсоснабжающая компания не имеет возражений, то собственники на общем собрании вправе принять решение о сохранении существующей системы, когда договор с ресурсоснабжающей компанией заключает УК.
— А вы не опасаетесь массовой подделки таких решений со стороны УК? Такие прецеденты сегодня имеются по части смены самой УК, затеянной жильцами...
— Этого давно нет! Более года назад мы внесли изменения в законодательство, согласно которым протокол общего собрания жильцов признан документом, подделка которого карается уголовным преследованием. Как только эта норма появилась, подделки протоколов собраний тут же снизились: в тюрьму никому не хочется. Генпрокуратура ведет статистику таких нарушений. Здесь, конечно, важна и активность самих жителей. На кухне критиковать УК легко, но прийти на собрание, изучить смету, принять решение и проголосовать — уже требует сознательности. Это проблема на уровне ментальности, сейчас ситуация с активностью постепенно меняется, но должен пройти еще не один год, когда владельцы квартир станут ответственными собственниками.
— Но почему именно сейчас потребовалось менять систему?
— Появились УК в России в середине 2000-х, и законодатели не могли предугадать все будущие проблемы. Самым важным на тот момент была передача управления многоквартирными домами в руки частных компаний, как это сделано в большинстве стран мира. Минстрой России был создан через 12 лет и был призван в том числе навести в этом секторе порядок. УК к тому моменту стали настоящей головной болью глав регионов, у них не было рычагов воздействия на эти коммерческие структуры. Жалобы поступали сотнями тысяч. Так что первым делом Минстрой России ввел лицензирование деятельности УК, что вызвало бурный протест со стороны не только самих компаний, но и ряда экспертов. Мол, возвращаются советские порядки. Как меня тогда только не называли, обвиняли в том, что я "уничтожаю завоевание свободного рынка". Но время показало нашу правоту: саморегулирование в этой отрасли не сработало бы, а вот благодаря лицензированию число липовых контор, мошенников и просто некомпетентных структур сократилось — только на первом этапе лицензирования мы очистили рынок от компаний, которые оказались не в состоянии выполнить даже элементарные требования закона. Мы и сегодня доводим процедуру лицензирования до ума, например, вводим понятие "грубое нарушение", обсуждаем отказ от бессрочности лицензии.
— И много ли УК ушло с рынка из-за лицензирования?
— На первом этапе лицензирования в предоставлении лицензии было отказано 13 процентам управляющих компаний, это более полутора тысяч (из почти 12 тысяч УК в целом по стране). Хотя первичные требования при получении лицензии были не жесткими. Уже после введения лицензирования по тем или иным причинам, в том числе по жалобам жителей, лицензий лишились, по данным на ноябрь текущего года, еще 437 управляющих компаний.
— Так все же, зачем менять порядок расчетов, если достаточно усложнить лицензирование и ограничить права УК?
— Лицензии уже выданы. Заставлять УК еще раз проходить этот процесс? Но ужесточить требования к УК мы намерены: сейчас работаем над нормой, о которой нас просили региональные власти, вводящей внесудебный отзыв права на управление домом. Речь о ситуациях, когда создается прямая угроза жизни и здоровью людей. Например, когда УК регулярно не чистит от снега и льда крышу, а на неоднократные жалобы жителей не реагирует. Сейчас схема такова: люди жалуются в жилинспекцию, та выписывает предписание устранить нарушение, а при неоднократном его невыполнении обращается в суд. Но тяжба в таких случаях, как правило, бессмысленна: УК всегда может до ее окончания выполнить работу, так что предмет спора исчезнет сам собой. А когда управляющая компания будет понимать, что лишение права на управление домом возможно в короткий срок, она будет иначе относиться к своим обязанностям. И все же одно дело — ужесточать правила игры на рынке, другое — не предоставлять возможности для мошенничества. Если убрать саму возможность воровать чужие деньги, мошенники сами уйдут.
— Иными словами, пары кнутов мало? Ударили в самое больное — в кошелек?
— Никто УК денег не лишает: как получали полагающиеся им за оказание жилищных услуг средства, так и будут их получать. Другое дело, что УК уже привыкли прокручивать деньги ресурсников, а это вредная привычка, от которой пора избавляться. Помните, в молитве "Отче наш" есть фраза "и не введи нас во искушение"? Вот не надо УК вводить в искушение, чтобы на их счетах появлялись не принадлежащие им средства! Мы их сами провоцируем вот уже сколько лет и искушаем: получив такие гигантские суммы, даже честная компания нет-нет да и испытает соблазн попридержать их на счете, а то и перевести на депозит и получить проценты. Но это — чужие деньги! Пусть УК зарабатывают, занимаясь уборкой, ремонтом, наведением порядка в домах и на прилегающей территории — их прямыми обязанностями. Тогда как сегодня часть из них занято управлением не домами, а деньгами. Де-юре УК и сейчас не имеют право манипулировать со средствами, поступающими от россиян, но ведь манипулируют! Как только наше предложение будет принято, лазейка исчезнет.
— И сколько вместе с ней исчезнет УК? 
— Около 30 процентов. Как считают эксперты, примерно такое количество компаний сегодня основной заработок имеют не от оказания жилищных услуг гражданам и управления многоквартирным домом, а от прокрутки средств жителей на счетах, которые те исправно в срок платят за все услуги.
— А сколько платят россияне за коммунальные услуги?
— Средний платеж по стране составляет примерно 2,5 тысячи рублей. Напомню, что тарифы устанавливают ФАС и региональные службы по тарифам. По инициативе Минстроя России установлено ограничение роста платы за коммунальный платеж: в 2016 году в среднем по России он был 4 процента — самый низкий уровень за последние пять лет. Подчеркну, что речь идет о коммунальных услугах. Что касается жилищных услуг, она составляет где-то 25 процентов от платежки, в зависимости от региона. Но мы обычно оперируем цифрами иного рода: например, сколько нужно инвестировать в развитие коммунальной инфраструктуры, чтобы ее серьезно обновить? Ответ: 500 млрд рублей в год. Нам оптимизм внушает факт, что за три последних года объем частных инвестиций в сферу ЖКХ существенно вырос. В 2014 году было 112 концессий с объемом инвестобязательств на 7,2 млрд рублей, а сегодня уже 1759 концессий на 214,8 млрд рублей. Среди лидеров — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Волгоградская область и город Санкт-Петербург. Что важно, с приходом инвестора снижается аварийность в отрасли. К примеру, в теплоснабжении аварийность объектов, где работают концессии, снизилась на 47 процентов, а потери на 18.
— Но вы уже знаете, кем и как замените 30 процентов УК, которые уйдут с рынка? Или появятся дома и территории, где жилищные услуги оказываться не будут?
— Сегодня рынок управления жильем становится все более конкурентным. УК в прямом смысле сражаются за дома! Причем, что интересно, появляются управляющие компании совершенно нового формата, например управляющая компания из Екатеринбурга, которая берет в управления дома только по заявке от самих жильцов, главным своим активом считая репутацию и качество обслуживания. Есть, конечно, дома, которыми управлять невыгодно,— это старые, изношенные дома, с небольшим количеством квартир. Содержать их дорого, жителей мало — много денег на тот же текущий ремонт не соберешь. Тут включается муниципалитет, который должен помочь жильцам найти управляющую организацию.
— На чем оставшиеся на рынке УК будут зарабатывать?
— На том, на чем и сейчас,— на оказании жилищных услуг гражданам и управлении многоквартирными домами. Для добросовестных компаний, которых, поверьте, в стране большинство, ничего не меняется в части их собственной доходности и привлекательности этого вида бизнеса. Кроме того, управляющая компания имеет бесценное преимущество — прямой доступ к клиенту, а значит, предложить им дополнительные услуги — доставку тяжелых товаров в квартиру, хранение зимней резины или те же ремонтные работы — гораздо проще.
— А для граждан? Есть ли риск, что сокращение конкуренции и невозможность получать процент от прокрутки коммунальных платежей приведут к повышению цен на жилищные услуги?
— Я уже сказал, что добросовестные компании ничего не потеряют в доходности, поэтому смысла что-то повышать у них нет. Если УК планирует повысить тариф, то она обязана это обсудить на общем собрании собственников жилья, объяснить им, зачем это нужно, и получить их согласие. Жители вправе согласиться или отказаться от услуги. Надо отметить, что сейчас народ стал более активен: согласно исследованию "Ромир", в прошлом году 45 процентов жителей многоквартирных домов принимали непосредственное участие в управлении домом и 15 процентов россиян отметили улучшение работы именно управляющих компаний. В этом году, уверен, эти цифры будут еще выше.
— А может, и нет: в целом ряде мест УК стали монополистами не то что целых районов, но и городов. Выбора у людей нет. Что с этим делать?
— Рынок ЖКХ, в том числе управление многоквартирным домом, с каждым годом становится все привлекательнее: пусть это и не сверхприбыльный бизнес, но уж точно стабильный, не зависящий от санкций. Так что конкуренция здесь мало-помалу растет. А активность жителей крайне важна: УК не реагирует, пишите в жилинспекцию — там помогут и с решением проблемы, и со списком УК, работающих в этом районе. Недавно одна жительница, кстати, тоже журналистка из Москвы, рассказывала, что они были очень недовольны работой своей УК, собрались всем домом, изучили рынок компаний столицы и через какое-то время сменили свою управляющую.
— Иногда УК сами себя меняют: уходя от ответственности, регистрируют новое юрлицо. Таких много?
— С такими проявлениями "изобретательности" боремся. Сейчас убираем с рынка фирмы-"пустышки". Поясню, есть такая практика, когда УК чувствует растущее недовольство со стороны жильцов, регистрирует компании, не имеющие контракты на обслуживание домов, и затем переводит на них деньги. Сейчас в проекте поправок, ужесточающих лицензирование УК, предлагается аннулировать лицензии таких вот компаний, не имеющих в управлении ни одного дома, а созданных на всякий случай. Более того, уже введена дисквалификация руководителей недобросовестных УК на срок до трех лет. Более того, мы запретим регистрацию лицензий с аналогичными и похожими до степени смешения именами и сделаем лицензии пятилетними, чтобы каждые пять лет компания подтверждала соответствие требованиям.
— Часть УК ждет нового закона с нетерпением. Догадываетесь, почему?
— Думаю, у них расчет на то, что с рынка уйдет часть конкурентов, которые пришли управлять не домами, а чужим денежным потоком. Так что у добросовестных компаний появляется шанс нового этапа развития.
— Еще УК видят в новой схеме избавление от обязанности разбираться с неплательщиками и шанс переложить эту неблагодарную работу на плечи ресурсников, как и образовавшиеся долги...
— Зря надеются. При новом законодательстве ответственность будет совместной — УК и ресурсников. Так что ни ресурсники не смогут требовать от УК того, чтобы они разбирались с неплательщиками и перечисляли им только деньги, ни УК не смогут переложить ответственность на ресурсников. Теперь они будут обязаны разбираться сообща. В любом случае "единым окном" для потребителя остается управляющая компания: по всем вопросам, в том числе связанным с качеством коммунальных услуг, потребитель обращается в УК, ответственность за качество коммунальных услуг до ввода в дом несет ресурсоснабжающая компания, внутри дома — УК. Например, если батарея зимой стала холодной, жильцы сначала позвонят в УК, она будет обязана выяснить, в чем причина прекращения подачи тепла, а дальше разбираться в зависимости от того, чьей окажется эта зона ответственности.
— Но зоны ответственности и алгоритм действий в случае ЧП и раньше был такой. Изменилось, выходит, только одно — с должниками теперь будут работать и УК, и ресурсники. Как последние восприняли шанс стать коллекторами?
— Это вопрос к ресурсоснабжающим компаниям. Одно могу сказать: в обсуждении законопроекта они принимали активное участие. Подавляющее большинство ресурсников ратует за введение прямых платежей, так как именно они больше всего страдают из-за долгов и, как правило, они готовы работать с должниками, если у них будет такое право. Радует их и тот факт, что юридически трудностей не будет: не потребуется заключать или перезаключать тысячи договоров с физлицами (см. выше). И они явно готовы работать с населением напрямую. Тем более что не все долги столь уж трудоемки по части возвращения. Процент украденного (например, деньги, которые были выведены в офшоры) крайне мал, и расследованием этих фактов занимаются правоохранительные органы. Львиную же долю неплатежей составляют средства за оказанные коммунальные услуги, которые УК придержали на своих счетах. С этими деньгами проблем быть не должно: когда законопроект будет принят, они пойдут по назначению. Может, и не сразу, и не всегда добровольно (где-то потребуются и суды), но потихоньку этот долг станет минимальным. Остаются еще долги, образовавшиеся в результате отказа населения оплачивать услуги ЖКХ. Много ли таких нерадивых? Примерно 4-6 процентов собственников жилья. Кстати, вы знаете, кто сегодня является самыми злостными неплательщиками в стране?
— Кто?
— Не пенсионеры и не бюджетники, а владельцы так называемых инвестиционных квартир. Люди вполне обеспеченные, которые купили вторую-третью квартиру. Они, как правило, в них не живут и не считают нужным оплачивать услуги консьержа, вывоз мусора, лифты и пр. При этом никто из них не задумывается, что услуги оказываются, территория и дом поддерживаются в должном состоянии, весь дом отапливается — а это стоит денег. И платить надо.
— И каковы будут санкции по отношению к неплательщикам?
— Штрафные санкции существуют и сейчас. Сегодня возможно ограничение поставки некоторых коммунальных услуг, например водоотведения или газоснабжения. Это будет возможно и впредь. Есть механизмы взимания задолженности судебными приставами, например ограничение выезда за рубеж. Да и региональные власти работают с имеющейся задолженностью. Для тех, кто в состоянии платить, но не делает этого, могут ввести ограничения выезда за рубеж, арест счетов, принудительную выплату долга. К тем же, кто не имеет средств на оплату задолженности, применяется судебное взыскание. Мы рассчитываем, что совместная работа ресурсников и УК должна повысить платежную дисциплину среди жильцов.
— Не могу избавиться от ощущения, что государство пытается исправить крен, которое само же и организовало, де-факто введя презумпцию виновности плательщика и даровав УК почти неограниченные права...
— Когда ищешь баланс — сначала кренишься в одну сторону, потом выравниваешься. Да, сначала УК было дано много свободы, которой некоторые стали злоупотреблять. Мы стараемся восстановить справедливость, кстати, по просьбе самих жителей, чьи обращения в большом количестве поступают в Минстрой. Люди пишут, что исправно платят за воду и свет, а потом выясняется, что они в должниках. Начинают разбираться, оказывается, что УК не перевела их средства вовремя ресурсоснабжающей компании. Больше этого быть не должно, у людей должна быть возможность отказаться от посреднических услуг УК в части оплаты коммунальных услуг.
http://www.minstroyrf.ru/press/intervyu-glavy-minstroya-rossii-mikhaila-menya-zhurnalu-ogonek-o-pryamykh-dogovorakh-v-zhkkh-/


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ: Проект "Приморская выездная школа «Повышение экологической культуры населения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"


Новости проектов
Мероприятия проектов
Оценки эффективности проектов

"Социально ориентированные НКО Приморья, ДВФО и Забайкалья"

Новости СО НКО
Методические материалы
Перечень организаций

Комфортная городская среда


Новости
Документы
Методические материалы