Какое наказание будет грозить
нарушителям и поможет ли установка видеокамер в каждом подъезде
За рекламу в почтовых ящиках в жилых домах
начнут штрафовать. Такой законопроект о запрете листовок разработали члены
комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, «Известия» ознакомились с копией
документа. Нарушителей ожидают санкции: до 5,5 тыс. рублей для граждан и до 500
тыс. для юридических лиц. Как говорят эксперты, решение логично и давно
назрело, они предлагают установить видеонаблюдение в каждом подъезде для
контроля за соблюдением норм.
Закон писан
В России готовят законопроект о запрете
рекламы в почтовых ящиках, если жильцы не дали разрешения на нее на общем
собрании. Его разработали члены комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, его
планируется внести в ГД, сообщила «Известиям»
зампредседателя комитета Светлана Разворотнева.
За нарушение правил предполагается административная
ответственность: для граждан размер штрафа
составит от 2 до 5,5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тыс., для
юридических лиц — 100–500 тыс., рассказала депутат.
Пространство внутри подъезда и почтовые
ящики — такое же общее имущество жильцов, как стены и крыша дома, говорится в пояснительной записке к законопроекту, с
которым ознакомились «Известия». При этом действующее
законодательство регламентирует рекламу на стенах и крышах зданий, а внутри —
нет, отмечают авторы инициативы.
— Мы регулярно получаем
жалобы граждан на мусор из-за листовок в почтовых ящиках, зачастую люди из-за
этих бумаг теряют важные документы, в том числе платежки на оплату ЖКУ,
— сказала Светлана Разворотнева.
Мера призвана сделать жизнь граждан
комфортнее, сказал член комитета Госдумы по
строительству и ЖКХ Сергей Колунов. Каждый
раз, открывая почтовый ящик, помимо платежек за ЖКУ и корреспонденции люди
получают массу бесполезной рекламы, пояснил он.
— Порой такую рекламу
оформляют под «заказные письма», — сказал парламентарий. — И если молодежь способна отличить настоящее письмо от
рекламного, то пожилые люди не всегда. Инициатива положит этому конец.
По сути, эффективность такой рекламы очень
низкая, а вот вред от нее весьма ощутимый,
считает член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.
Например, впустую расходуется бумага, которую тоннами выбрасывают на помойки.
Учитывая стремление к осознанному потреблению, отказ от рекламных листовок в жилых домах — верный шаг, сказал
депутат.
Для фиксации нарушений каждый подъезд
необходимо оборудовать видеокамерой, сказал
Сергей Колунов.
— В большинстве
подъездов они уже и сейчас есть и направлены, в числе прочего, на почтовые
ящики, — отметил он. — Дальше дело за малым: специалистам необходимо
отследить человека, который распространяет
несогласованные листовки, и передать фрагмент видео в правоохранительные органы.
Но необходимо разрешить распространять
социальную рекламу, направленную на достижение общественно полезных целей, а
также обеспечение интересов государства,
добавил парламентарий.
Как писали «Известия», ранее аналогичную инициативу
предлагал депутат Госдумы Виктор Зубарев, но законопроект тогда не готовился,
идею просто предложили ряду ведомств. Ее тогда поддержали в Общественной палате
РФ, «Деловой России» и общественном совете при Министерстве строительства и
ЖКХ. Уже сейчас в развитых странах запрещено распространение безадресной
рекламы с использованием почтовых ящиков, за рубежом они являются
неприкосновенной частной собственностью граждан.
Давно назрело
Решение логично и давно назрело: забитые
листовками почтовые ящики и разбросанный по подъезду рекламный материал не
доставляют радости ни собственникам, ни управляющим организациям, сказала председатель подкомитета ТПП по развитию бизнеса
в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян. А следить за тем, чтобы рекламный спам не стал причиной
жалоб жителей на мусор в подъезде, приходится УК.
Сейчас закрыть поток разносчиков рекламы
сложно из-за зачастую открытого доступа в подъезды и универсальных ключей для
домофонов, которые используют рекламщики,
согласна директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.
— Этот вопрос
необходимо отдать управляющим компаниям: не должно быть никаких других сторон,
которые бы имели доступ к почтовым ящикам и распространяли там информацию,
— уверен гендиректор ПАО «ГИТ» Валерий Ковалев.
В случае запрета разносить посторонним людям листовки
жители будут знать: если в почтовом ящике
слишком много рекламы, нужно жаловаться в УК, отметил он.
Впрочем, по мнению Татьяны Вепрецкой, только штрафы вряд ли смогут изменить ситуацию
кардинально, поскольку доходы от рекламы гораздо выше их. Нужны жесткие меры, в
том числе к заказчикам такой рекламы, ведь именно они согласовывают способ ее
доставки. Если наказывать только доставщика, прока не будет: он простой
исполнитель, который получает маленькую зарплату, пояснила она.
В то же время, как отметил руководитель компании Itleaders
Егор Клопенко, непонятно, как разносчики
рекламы будут узнавать о решениях собрания, разрешающего листовки. Даже самим
жителям будет сложно узнать об этом. По его мнению, закон не решает
проблемы спама в почтовых ящиках.
Аналитик «Народного фронта» Павел Склянчук считает,
что реклама в почтовых ящиках должна быть
априори разрешена.
— Но если жильцы на
общем собрании установили запрет, то никто не должен выступать против их воли,
— сказал он.
Разносчики рекламы нередко ломают замки в
домофоне и портят дверцы ящиков, поэтому должен быть и правовой механизм защиты
жителей, резюмировал эксперт.
Мария Перевощикова
https://iz.ru/1570530/mariia-perevoshchikova/styd-i-spam-za-vbros-reklamy-v-pochtovye-iashchiki-nachnut-shtrafovat