К обслуживанию лифтов допустят только профессионалов, а
управляющие компании будут обязаны заключать с ними договор. Это уменьшит как
число аварий с подъемниками, так и появление долгих очередей к ним в высотных
домах. Депутатский законопроект внесен в Госдуму.
Сейчас, отмечают авторы поправок в Жилищный кодекс,
сервисные организации, которые приглашают для обслуживания и ремонта лифтов в
жилых домах, зачастую оказывают услуги низкого качества. Законодательно определенных
требований к их деятельности нет. В результате растет количество лифтов,
эксплуатируемых в аварийном состоянии.
За последние пять лет в стране произошло более 330
несчастных случаев, связанных с лифтами, более половины из них закончились
тяжелыми травмами или гибелью людей. С 2018 года погибли более 130 человек,
отмечают авторы законопроекта, ссылаясь на данные Национального лифтового
союза. В нынешнем году погибли семеро, пострадали 19 человек.
Кроме того, некачественное обслуживание лифтов ведет к проблемам
с их эксплуатацией и снижению комфорта граждан. Так, отмечают депутаты, в
высотных домах люди стоят в долгих очередях к лифтам. К примеру, в 50-этажном
доме в столице на улице Михневской ожидание лифта занимает 40 минут, так как
работают лишь три кабины из восьми положенных.
Законопроектом предлагается разрешить эксплуатацию лифтов,
только если их обслуживают и ремонтируют компании или предприниматели,
включенные в специальный реестр. При этом управляющая компания, ТСЖ, кооператив
обязаны будут заключить со специализированной организацией договор о
техобслуживании лифта. Предполагается, что закон вступит в силу с сентября 2025
года.
Критерии, которым должны отвечать организации, обслуживающие
лифты, прописаны в постановлении правительства, отмечает секретарь Комиссии по
вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при минстрое, гендиректор
ассоциации "Российское лифтовое объединение" Петр Харламов. Но
фактически управляющие компании ради экономии заключают договоры с кем угодно,
а иногда даже своими силами пытаются обслуживать лифты, зачислив в штат так
называемого лифтовика. Когда через несколько лет лифт окончательно выходит из
строя и к его ремонту приступают профессионалы, они иногда берутся за голову:
обслуживание оборудования не проводилось годами, рассказывает эксперт.
Ассоциация поддерживает предложение о том, чтобы подъемники обслуживали только
профессионалы. В то же время, отмечает Харламов, профессиональное сообщество
опасается, что в реестр специализированных организаций могут включить лишь
подразделения крупных девелоперов - зачастую большие компании, достроив дом,
оставляют его "дочерней" управляющей компании, которая эксплуатирует
здание и опять же лифты.
Необходимо также навести порядок с оплатой работ, считает
Харламов. Средства на обслуживание лифтов заложены в квартплату в строке
"содержание и ремонт жилья", но бывает, что управляющие организации
пытаются сэкономить на этом (по сути, на безопасности жителей),
перераспределить эти средства на другие нужды или просто не оплатить уже
проведенные работы. Решением вопроса, по мнению Харламова, может стать
выделение оплаты лифта в квитанциях в отдельную строку, тогда деньги пойдут
напрямую тем, кто обслуживает подъемники.
Финансовый вопрос остается и в сфере замены изношенных
лифтов. Недавно сообщалось, что минстрой предлагает ввести дифференцированные
взносы на капремонт - в домах с лифтами они будут больше.
Ради экономии управдомы доверяют обслуживание лифта кому
угодно
Нынешние тарифы на капремонт в ряде регионов не позволяют
жителям накопить средства на замену лифтов, отмечает Харламов. По
предварительным расчетам, взнос должен быть не меньше 15 руб. с квадратного
метра.
Сейчас лифты выведены из-под предмета ведения госжилнадзора,
поэтому оперативная проверка их исправности затруднена, отмечает аналитик
Народного фронта Павел Склянчук. Управляющая организация самостоятельно
нанимает лифтовиков, а за проверку их квалификации отвечают структуры
Ростехнадзора. "Создание реестра обслуживающих организаций, с одной
стороны, позволит уменьшить риски формальных проверок, а с другой стороны,
может привести к росту стоимости этих работ. На фоне высокого износа
подъемников усиление мер контроля за их эксплуатацией необходимо, - считает он.
- Кроме того, кабины лифтов должны быть оборудованы видеонаблюдением, чтобы
установить виновников их поломки, а машинное отделение должны быть всегда на
замке, чтобы исключить хищение электрооборудования и металлолома, за что должна
быть предусмотрена повышенная уголовная ответственность".Марина Трубилина
Российская
газета - Федеральный выпуск: №268(9510)
https://rg.ru/2024/11/25/podemnye-trebovaniia.htmlhttps://rg.ru/2024/11/25/podemnye-trebovaniia.html